18 июля 2018Игры
Обновлено 05.03.2019

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком

В честь выходящей в этот четверг хоррор-комедии «Офисный беспредел» (Office Uprising) мы решили вспомнить самые яркие фильмы ужасов и триллеры на корпоративную тематику. Простые серые будни офисного планктона превращаются во что-то безумное и неожиданное… и до конца рабочей смены доживут далеко не все сотрудники.
В честь выходящей в этот четверг хоррор-комедии «Офисный беспредел» (Office Uprising) мы решили вспомнить самые яркие фильмы ужасов и триллеры на корпоративную тематику. Простые серые будни офисного планктона превращаются во что-то безумное и неожиданное… и до конца рабочей смены доживут далеко не все сотрудники.

«Экзамен» (The Exam), 2009

Денис Варков

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 1

Первый крупный фильм режиссера Стюарта Хейзенлдина, к которому он же и написал сценарий. Идея проста — чтобы попасть на работу, восьми претендентам дается одинаковый шанс. Они должны лишь ответить на один вопрос. Наблюдатель за экзаменом дает им четкие правила, при соблюдении которых они не будет удалены из комнаты. Весь фильм идет отсчет времени, в течение которого восемь непохожих характерами людей должны разгадать главную загадку — а какой вопрос? Он не озвучен и не написан на бумаге, но тогда в чем его суть?

В течение фильма люди вынуждены в спешке принимать решения, пытаясь найти спрятанный вопрос. Усложняется ситуация еще и тем, что им трудно работать в команде, так как сдать экзамен может только один человек.

Соответственно, если в начале экзаменуемые еще готовы сотрудничать, то с каждой минутой напряжения становится все больше. Некоторые начинают переходить к радикальным мерам, чтобы вывести своих конкурентов из игры.

Весь фильм проходит в комнате для экзамена, и количество задействованных лиц уменьшается с каждой минутой. По мере сюжета зрителю подбрасывают зацепки о том, почему эта работа так необходима всем присутствующим и что случилось с миром за пределами корпорации. А там страшная болезнь, поразившая человечество, и работа в компании может приблизить всех кандидатов к лекарству, которое очень трудно достать простым людям.

«Экзамен» держит в напряжении, хотя на первый взгляд он может показаться недостаточно продуманным. Слишком простой и банальной кажется разгадка вопроса в финале после всего, что ей предшествовало. Тем не менее, это отличный пример камерного триллера, показывающего, какими разными могут быть соискатели при приеме на работу и на что люди готовы, чтобы вывести своих конкурентов и самим получить должность.

«Эксперимент „Офис“» (The Belko Experiment), 2016

Денис Варков

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 2

Дословный перевод названия — «Эксперимент „Белко“», поскольку действие происходит в офисном здании компании «Белко». Однажды она организует эксперимент — заперев 80 сотрудников, их вынуждают убивать друг друга. Те, кто откажутся, будут убиты самой компанией, поскольку у каждого сотрудника вживлен в шею специальный чип со взрывным устройством. Любое неповиновение — смерть.

Так простой офисный коллектив превращается в арену кровавой резни. Часть людей решает попытаться найти мирное решение и отключить чипы с бомбами, а другие не способны рационально мыслить и готовы убивать, раз их просят убивать. Собственно, это главная прелесть сценария Джеймса Ганна (да, фильм написал автор «Стражей Галактики 1-2») — он показывает разницу между людьми в критической ситуации. Кто ведомый, а кто нет, кто способен логически мыслить, а кто следует эмоциям, и так далее.

«Эксперимент „Белко“» режиссера Грега Маклина очень многое берет из «Королевской битвы» 2000 года. Здесь тот же мотив группы людей, против своего желания вынужденных убивать и защищаться. Как далеко готов зайти человек, чтобы спасти себя? Сможет ли он пожертвовать теми, с кем работал долгие годы? Как много нужно, чтобы ты переступил черту? И можно ли снова стать тем, кем был, после всего произошедшего?

Среди исполнителей главных ролей — Джон Галлахер-младший («Офисная служба»), Тони Голдуин («Привидение») и Джон К. Макгинли («Клиника»). И если Голдуину не впервой играть антагонистов, то для Макгинли это новый опыт, с которым он отлично справился.

«Эксперимент „Офис“ 2» (Mayhem), 2017

Денис Варков

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 3

В оригинале фильм называется Mayhem (что можно перевести как «Погром»), но в российском прокате работу Джо Линча решили подвязать к картине Грега Маклина (хотя они не связаны ничем, кроме общей тематики).

В этой версии люди оказываются заперты в офисном здании, по которому распылен опасный вирус. Он лишает человека самоконтроля, выпуская наружу все плохое, что в нем есть — гнев, страх, похоть и так далее (прямо как в комиксе Crossed). Действует вирус всего восемь часов, и на это время здание оцепили, чтобы никто из зараженных не выбрался наружу. Но внутри творится полнейшая вакханалия.

Главному герою (Стивен Юн из «Ходячих мертвецов») отказали в повышении, поэтому он решил воспользоваться ситуацией с вирусом, чтобы отомстить тем, кто лишил его возможности получить хорошую должность (ведь никто не докажет, убивал он под состоянием аффекта или по своему желанию). Вместе с девушкой, которую играет Самар Уивинг, они отправляются вершить правосудие, по ходу дела убивая десятки обезумевших офисных работников.

В отличие от «Эксперимента „Белко“», Mayhem умышленно подается несерьезным. Здесь много юмора, самоиронии и сатиры на другие фильмы с похожим сюжетом (даже есть отсылка к «Рейду»). И, конечно, фильм не для всех. Слишком дикими могут показаться некоторые эпизоды. Вы ведь помните, что люди себя совершенно не контролируют?

«Офисное пространство» (Office Space), 1999

Сергей Цилюрик

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 4

Просто-напросто лучший фильм на офисную тематику любого жанра… и если вы считаете, что в гениальной работе Майка Джаджа нет элементов хоррора (или хотя бы триллера) — вы никогда не работали в офисе.

Кубиклы и менеджеры, бюрократия и тимбилдинг, бессмысленные перестановки и сверхурочные, бесконечные новые правила и памятки — любой работавший в офисе или хотя бы представляющий себе, что это такое, понимает, что корпоративная культура, как правило, не нуждается в приукрашивании, чтобы стать основой для комедии. И Office Spaсe посвящена именно этому — абсурдности и неэффективности корпоративной машины, тому, насколько ничтожными ощущают себя люди, работающие в ней шестеренками, и катарсису, освобождению от гнета этой системы.

«Офисное пространство» — это словно живое воплощение бессмертного комикса Dilbert; фильм про айтишников, снятый за 15 лет до «Кремниевой долины» (ее же соавтором).

Это одна из самых остроумных и точных зарисовок на тему обыденной взрослой жизни, не теряющая ни капли актуальности и сейчас. Это картина с идеальным кастингом, написанная и поставленная так, что сцены из нее — при том, что она так и не получила мэйнстримовый успех — стали мемами.

«Американский психопат» (American Psycho), 2000

Денис Варков

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 5

Хотя главный герой этого фильма проводит на рабочем месте совсем немного времени, вся интрига и в кино, и в оригинальном романе построены вокруг тщательно спланированного и хладнокровно осуществленного убийства коллеги по офису.

«Американский психопат» 2000 года — очень спорная экранизация скандального романа Брета Истона Эллиса. В свое время книга наделала много шума из-за очень подробного описания пыток и убийств молодых женщин, ее пытались экранизировать в 90-х, а главного героя хотел сыграть Леонардо Ди Каприо. В итоге до экранов добралась существенно более бюджетная версия, а чтобы активисты не сильно негодовали, ее поставила женщина-режиссер Мэри Хэррон.

Главный герой Патрик Бейтмен (Кристиан Бэйл) принадлежит к тому слою американского общества, который в 80-х называли «яппи»: он хорошо зарабатывает, у него отличная квартира, прекрасная девушка, он слушает самую современную музыку, носит самые дорогие костюмы. Но внутри он такой же пустой, как и все его коллеги.

В конторе Бейтмана все настолько похожи, что путают друг друга. Это буквально сводит Патрика с ума. Единственной отдушиной в его жизни становятся убийства. Только они дают ему почувствовать себя живым, так как позволяют выбраться из искусственного мира яппи, в котором все идеальны и пусты.

Весь свой гнев на мир, свое отвращение к работе, ненависть к скучной и однообразной жизни Патрик вымещает на своих жертвах. И, как это часто бывает, узнав вкус крови, зверь не может остановиться. Ему нужно все больше и больше жертв. Совмещать две свои жизни становится трудно. Рано или поздно они пересекутся, но что будет тогда? Бросит ли Бейтман свое новое хобби или навсегда утонет в нем?

«Изоляция» (Severance), 2006

Александр Башкиров

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 6

Корпоративный быт — это не только будни в офисе, но и всяческое мозгозасорение вроде коллективных выездов на природу и прочего тимбилдинга. Великолепный британский фильм Severance рассказывает о как раз таком уикенде офисных работников европейского отделения оружейной корпорации, которых во главе с менеджером отправляют в элитный загородный дом где-то в венгерских горах.

Домик в отвратительном состоянии, завален загадочной документацией на русском языке, а в еде попадаются человеческие зубы. То ли горе-менеджер ошибся адресом и привел сотрудников совсем не туда, куда планировалось… или дела обстоят ЕЩЕ ХУЖЕ и жуткое место — именно тот полигон, на котором корпорация Palisade желает видеть своих работников.

В свое время фильм прошел незамеченным и культового статуса так и не набрал, в основном — благодаря неудачному маркетингу, пропагандирующему Severance как стандартный слэшер с одиноким маньяком в маске. На самом деле картина Кристофера Смита — один из самых смелых и удачных жанровых экспериментов, мастерски мешающий хоррор с survival-триллером и даже элементами battle royale, где все идет не так, как вы думаете, а в финале действие выходит далеко за драматургические и финансовые рамки, очерченные в начале. Кино смело можно ставить на одну полку с Cabin in the Woods и Murder Party — превзошедшими свои жанровые корни непонятыми шедеврами.

Русское названия «Изоляция», кстати, не передает сути вопроса: severance — это одновременно отсечение чего-нибудь и (в контексте severance pay) последняя зарплата, начисляемая увольняемому сотруднику. Если вы решили посмотреть только один фильм из этой подборки — смотрите Severance!

«Парковка» (P2), 2006

Александр Башкиров

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 7

Французские мастера хоррора Фрэнк Халфоун и Александр Ажа, известные рядом провокационных жанровых работ (High Tension, ремейк «Маньяка») написали и сняли свой лучший фильм в США. P2 — очень простая и клаустрофобическая история о девушке, в канун Рождества оказавшейся взаперти в манхэттенском офисном здании наедине с сумасшедшим охранником.

Большая часть действия происходит на втором уровне подземного гаража (отсюда — P2 в оригинальном названии), но затрагивает все уровни офисного быта. Главная находка сценаристов и режисссера — образ Томаса (Уэс Бентли), сторожа-психопата, который за экранное время травит героиню собакой, приковывает за ногу к столу, убивает ее коллег и других охранников…, но при этом в диалогах ведет себя подчеркнуто-корректно, словно тихий, вежливый молодой человек, всеми силами пытающийся исправить положение на неудачно начавшемся свидании.

Фильм прекрасно передает образ мысли «сталкера с работы», искренне считающего себя хорошим парнем. Вопрос только в том, как довести это до привязанной к офисному креслу избранницы?

«Кровососущие подонки» (Bloodsucking Bastards), 2015

Александр Башкиров

Лучшие офисные хорроры и триллеры — от «королевской битвы» до драмы с маньяком - фото 8

Ни на что не претендующая хоррор-комедия от малоизвестной американской группы стэндаперов хороша именно отсутствием претенциозности.

Фактически это кавээновский скетч, растянутый на полный метр диалогами и экшен-сценами: заметили ли вы бы разницу, если бы все начальство вашей компании покусали вампиры?

Из актеров вы узнаете разве что Фрэна Кранца из Dollhouse, «Много шума из ничего» и «Хижины в лесу» Джосса Уидона — но он тут, как и везде, играет очень здорово, а борющийся с кровососами треугольник из главного героя, его девушки и лучшего друга с работы получился очень милый, в духе обожаемого мной Fright Night.

Сценарий, экшен и спецэффекты в картине довольно непрофессиональные. Да и то, что вампиры умеют скрывать свою сущность и не всегда стремятся убить героев, делает Bloodsucking Bastards куда менее напряженным фильмом, чем The Belko Experiment и Severance (и, насколько я понимаю, Office Uprising с его зомби). Но один раз единственный в мире офисный комедийный хоррор с вампирами точно стоит посмотреть — или хотя бы его смешной и эффективный трейлер.

А какой фильм на офисную тематику запомнился вам?

Комментарии 30
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Дмитрий Гаврилов.alp13
Дмитрий Гаврилов.alp13
Спасибо. Добавил себе фильм на просмотр вечером.
PC_GOD_EMPEROR
PC_GOD_EMPEROR
mihhaal
mihhaal
Башкиров топ, неочевидные вещи советуют, много фильмов по его советам посмотрел. Автор, который белко близко к сердцу принял, там же стёб откровенный, ну ты чего вообще?