Лучшие «фильмы» Саши Грей: от идейного конкурента «Соляриса» до экзистенциальной «Алисы» Кэролла
Но зачем это было нужно, когда ее прежние киноработы были наполнены смыслами и противоречивыми комментариями о нашей реальности больше, чем многие конкурсанты Каннского кинофестиваля сегодня. В этом тексте мы решили разобрать несколько лучших ролей Саши — и, наконец, отдать должное ее вкладу в мир артхаусного кинематографа.
«Звездный путь: Пародия для взрослых» / This Ain’t Star Trek XXX
Как и все большие художники, Грей в самом начале карьеры не хотела ограничивать вселенную собственного мировосприятия нашей альма-матер в лице планеты Земля. Ее тянуло к звездам, к непознаваемым мирам и путешествиям вне человеческого воображения.
Потому одна из ее лучших работ, прикрываясь яркой вывеской пародии на американский сериал Star Trek, на самом деле выступает тончайшей симуляцией лучших работ о познаваемости космоса. Здесь есть прямые аллюзии на «Космическую одиссею 2001» Стэнли Кубрика, когда темнота черных дыр и человеческое одиночество не могут быть освещены яркими футуристичными интерьерами межзвездного корабля будущего. Недоверие людей к искусственному разуму и единственно возможное душевное тепло, которое можно получить только от ближнего своего — в самых изощренных, но все равно познавательных формах.
Фильм ходит по тончайшей грани между зрительским интересом к прекрасному, и бытовому, почти что обыденному порно на фоне бескрайности материи.
Но главным вдохновителем ленты, без сомнений, стал Андрей Тарковский с его экзистенциальной драмой «Солярис». Весь фильм просто пропитан попыткой авторов взглянуть на космос как на мыслящую, но непознаваемую субстанцию.
Безудержный секс выступает здесь в качестве катализатора к рефлексии героев о своем месте в мире бесконечных галактик. Шутка ли, но лента порой даже лучше справляется с этим нарративом, чем сам Тарковский, и даже Станислав Лем, автор фантастического романа «Солярис».
Именно в «Звездном пути: Пародии для взрослых» как нельзя лучше доказываются главные догмы гениального польского автора, над которыми ломали головы его герои. Человеку, конечно же, не нужен космос. Человеку нужен, прежде всего, человек. А лучше не один, и сразу!
«Мэлис в Лалаленде» / Malice in Lalaland
Не уставая размышлять о способах выхода из опостылевшей реальности, Саша Грей также обращалась и к главному труду на эту тему. Речь, конечно, об «Алисе в Стране чудес».
В 20 веке фигура Льюиса Кэролла предстала перед читателями в совсем новом свете (Фрейд, «Лолита» и тому подобное). Из скромного сказочника и гения математики автор вдруг превратился в безумного конферансье, транслирующего нескончаемый и грязный поток оргий и сексуальных девиаций. Рассматривая его творчество через призму психоанализа, уже глупо объяснять, что значит кроличья нора… да и вообще кролики.
Многие стали говорить, что его произведения вообще написаны под влиянием особых галлюциногенных грибов, сам он был объявлен наркоманом и мастурбатором. А его Страна чудес — грязным гротескным адом, населенным босховскими уродцами и вурдалаками.
И данная лента как раз передает всю ту инфернальную порнографическую подноготную образа некогда милого сказочника. Клиповый монтаж. Яркие цвета, безумные путешествия, нескончаемый секс-трип в лучших традициях старых добрых роуд-муви.
Только вот страной падших (или, как выразился бы Лем, жестоких) чудес здесь становится современная Америка, полная социально-политических распрей и конфликтов. Саша Грей, пережившая череду сексуальных связей со Шляпником, Кроликом, Чеширским котом и всеми ими вместе взятыми, предстает здесь в качестве олицетворения страны, которую раздирают на части разного рода культурные, религиозные и политические организации. И только полнейшим сюром можно передать этот вакхический танец смерти над государством, погрязшим в потакании современным трендам.
Лента вышла в «прокат» в далеком 2010-м, но словно предсказала весь тот толерантно-общественный мрак, в котором начнет теряться некогда великая держава. Смешав все это с пародиями на лучшие фильмы Роберта Родригеса и атмосферой романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» от главного глашатая смерти американской мечты Хантера С. Томпсона, эта картина выглядит как приговор Америке будущего. Яркий, взбалмошный, наполненный сексом до самых краев.
В ней не хватало разве что только безумного Тома Уэйтса, завывающего под этот марш модернистского сюра свою заупокойную поминальную мелодию.
Если вы правда считаете поздние ленты Оливера Стоуна самыми яркими манифестами против американского уклада жизни, то вы просто не смотрели эту феноменальную картину.
«Пираты 2: Месть Спагнетти» / Pirates II: Stagnetti’s Revenge
За год до этого наша героиня попыталась также запрыгнуть на корабль главного кинематографического тренда конца нулевых — фильмов про пиратов. На первый взгляд, эта картина может показаться высокобюджетной, но все равно простенькой пародией на известную франшизу с Джонни Деппом в главной роли. Но если копнуть чуть глубже, в центре внимания окажутся совсем другие мотивы. Конечно же, это продолжение тех идей, которые Саша пыталась реализовать в This Ain’t Star Trek XXX.
Эскапизм в вакууме страшного космоса был заменен на пространства морских приключений, а скромные межзвездные путешественники — на веселых пиратов. Но сам лейтмотив повествования остался прежним.
Может ли многомесячная изоляция, смазанная лишь неуемными сексуальными утехами и литрами рома, спасти человеческую душу от чувства неустроенности и одиночества? Кто, как не стопроцентные нонконформисты в лице пиратов может и доказать миру сухопутных крыс свое моральное превосходство, и заодно заразить его стремлением к свободе в выражении самых важных человеческих порывов? Вот только как сами главные герои, так и персонаж Грей не могут найти для себя точки экзистенциальной опоры в этом мире штормов, сменяющихся на штиль обыденности.
Они словно мертвая команда Дейви Джонса с «Летучего голландца» пытаются насытить свою плоть нескончаемым блудом и развратом, но внутри чувствуют себя бесстыдно и фатально мертвыми.
Драки, оргии, бесконечные пирушки — ничто не доставляет им удовольствия, и лишь важность наличия плеча верного друга-пирата рядом заставляет двигаться дальше. Лучшая роль Саши Грей. И, пожалуй, одна из самых удачных деконструкций самого характера беспринципных морских бандитов — которые, как и все, страдают больше не от похмелья, а от одиночества и потребности не горячей плоти, а умиротворяющей душевности.
Поздние работы в Европе и инди-проектах в США
Но не только крупными форматами искусства болеет душа Грей. Одни из лучших ее работ, которых к концу карьеры набралось больше сотни, относятся к совсем уж артхаусным короткометражкам, или, наоборот, многосерийным драмеди с постоянно меняющимися главными героями.
Это и серия картин авторского цикла Hardcode Gangbang (у нас — «Твое сердце мое до рассвета»), пытающаяся обратить внимание на сложности поиска постоянного и надежного партнера для женщины в современном мире. И многие авторские и предельно камерные фильмы, похожие на «Лока» и «Погребенного заживо», где Саша почти час одной своей актерской игрой держит зрителя у экрана.
Не обошла актриса и вновь вошедшую в моду уже в конце нулевых тему киберпанка. Она поучаствовала в целой серии работ в жанре Me and My Dildo (в нашем прокате — «Гостья из машины») о роботизации современного мира, в котором не осталось места искренним человеческим отношениям. На фоне этих короткометражных лент недавний сезон «Видоизмененного углерода» кажется скучной поделкой на заданную тему. Почти каждая лента последних лет карьеры Грей была просто пропитана ее небезразличием к судьбе современного общества — равно как и глубоким, максимальным погружением в образ.
Но, как говорится, мало обладать талантом покорения зрительских сердец. Нужно всегда уметь красиво и вовремя уйти.
Современным актрисам следует поучиться деловой хватке и умению Саши не стесняться пробовать себя в неформатных, порой крайне экспериментальных проектах. Пока звезда большого кино Дженнифер Лоуренс только сейчас во второй раз пытается показать свою открытость общественности, Грей еще в конце нулевых была максимально близка к своей аудитории.
Ее уход из порноиндустрии стал настоящей потерей для большого искусства и еще одним подтверждением тезиса о том, что в некоторых сферах нашей жизни все же существуют незаменимые люди.
Поэтому хочется увидеть ее триумфальное возвращение или хотя бы пару камео в свежих картинах. Ведь правду говорят, что ближе к 40 годам в жизни любого актера начинается новый этап карьеры, который может подарить уже несколько постаревшим и истрепавшимся поклонникам море приятных эмоций. Мэтью Макконахи смог перекроить свое актерское амплуа, разменяв четвертый десяток. Может и Грей совершит очередную сексуальную революцию лет так через десять? Хотя и статус прижизненной легенды ей тоже очень идет.