Лучшие фильмы, основанные на комиксах — большой список от «Канобу»
Мы долго спорили, можно ли отнести к разряду супергеройских фильмы наподобие «Семейки Аддамс» или «Скотта Пилигрима» — определение «супергерой» тоже весьма расплывчато и может включать в себя как божество или титана вселенских масштабов, так и хорошо физически подготовленного миллиардера или госслужащего с инопланетными гаджетами. В конечном счете мы решили, что качество самих кинокартин тут важнее, и внесли в список вообще все прекрасные, основанные на комиксах фильмы, центральные персонажи которых — действительно незаурядные личности.
«Супермен» (Superman), 1978, и «Супермен 2» (Superman 2), 1980
Александр Башкиров
Если не считать киносериалов 30-х и неубедительных полнометражных версий телепроектов вроде «Бэтмена» 60-х, «Супермен» — первое настоящее супергеройское кино… или, во всяком случае, первое супергеройское кино в современном представлении. Это блокбастер, к созданию которого были привлечены ведущие креативные силы того времени — режиссер «Омена» Ричард Доннер, автор «Крестного отца» (!) Марио Пьюзо, композитор «Звездных войн» Джон Уильямс и обладатель «Оскара» за роль в том же The Godfather Марлон Брандо. Размах был такой, что первый «Супермен» начали снимать одновременно с «Суперменом 2», написав сценарий сразу и для сиквела… вам это все не напоминает какой-нибудь супергеройский эпос Marvel 2018 года?
Даже учитывая, что действительно лучшие кинематографисты 70-х (в том числе Стивен Спилберг и Джордж Лукас) отказались от участия в картине, перед нами все равно эталонное кино. Пусть фильм в наше время смотрится очень наивно, это все равно первый эскиз того идеального супергеройского сверхпроекта, который в Голливуде никак не могут реализовать и в наши дни.
«Супермену» отдали максимум — самый высокий бюджет для кинокартины на то время (55 $ млн), огромная работа над сценарием (где в итоге от первого варианта Пьюзо не осталось ни строчки), удачные решения в плане режиссуры и музыки, самые передовые спецэффекты, прекрасный микс суперзвезд (Брандо, Джин Хэкмен) и никому не известных артистов (Кристофер Рив, Марго Киддер). Сюжетно все очень просто: это прямая адаптация происхождения Кларка Кента и его первого конфликта с Лексом Лютором. Детство и юность на ферме Кентов, знакомство со своим настоящим отцом (Брандо) в свежепостроенной Крепости одиночества на Северном полюсе, переезд в мегаполис, работа в газете и любовь к Лоис Лэйн… Параллельно развивается очень запутанный план Лютера (Хэкмэн) по купле-продаже земельных участков при помощи затопления всей Калифорнии.
Рив — самая очевидная находка фильма, трагическая судьба артиста (в 1995 году Рив окажется парализован после падения с лошади) только подчеркивает свежесть и непринужденность каждого слова, жеста, улыбки Супермена и «совершенно неузнаваемого» Кларка Кента. К только что отыгравшему в гениальном «Разговоре» Хэкмэну тоже претензий нет — это самая лучшая версия Лютора, которую потом цитировали и South Park, и ужасный Superman Returns с Кевином Спейси. Брандо, как обычно, — это камео ради денег, но так искренне и убедительно сыграть давно записанную голограмму не сумел бы, наверное, ни один другой актер.
Отдельно я хочу отметить бесподобную Марго Киддер («Черное рождество») в роли самой первой (и самой лучшей) «девушки супергероя». Больше всего фильм украшают не боевые сцены, а именно эта любовная линия, позаимствованый из комиксов любовный треугольник «Кент — Лоис — Супермен». Это без всяких скидок классика мирового кинематографа — от ночного полета под музыку Джона Уильямса до той последней, потрясающей сцены, где ради спасения Лоис Супермен нарушает все правила фильма и канона из комиксов, вращая Землю в обратном направлении и поворачивая время вспять (уж извините за спойлеры к фильму 40-летней давности).
К завершению работы над первым фильмом Доннер успел отснять 75% сиквела — широко задуманного «Супермена 2». По замыслу продюсеров это была смесь вестерна с «Последним искушением Христа»: ради любви к Лоис Супермен отказывается от сверхсил и пробует пожить на Земле в образе обычного человека, стоически снося нападки и притязания окружающих. Но когда на Землю нападают криптонцы во главе с Генералом Зодом, Кларку Кенту приходится искать способ вернуть себе силы и опять примерить плащ супергероя.
Увы, на последней стадии съемок отношения Доннера с продюсерами испортились, режиссера 1,7 «Суперменов» уволили и заменили Ричардом Лестером, который переснял большую часть фильма. В результате получился первый в истории «кинокомикс с пересъемками» с массой несостыковок в режиссуре и дырами в наспех переписанном сценарии — тоже своего рода лекало, по которому чертят свои высокобюджетные флагманы и Disney, и Warner Bros. в 2017–2018 годах. Сегодня остается только наслаждаться превосходно поставленными Доннером драками с Генералом Зодом и его подручными и качать головой над нелепым сюжетом «с библейскими отсылками».
«Хеллбой: Герой из пекла» (Hellboy), 2004, и «Хеллбой 2» (Hellboy 2), 2008
Александр Башкиров
Комиксы Майка Миньолы о приключениях Хеллбоя заслуженно попали в наш топ 100 лучших комиксов всех времен за прекрасную рисовку — но сюжет в них практически отсутствует. Сценарист из Миньолы никудышный, и любой комикс о Хеллбое — это набор разрозненных историй о случайных встречах работников BPRD с монстрами из разных мифологий. В первом фильме об этом персонаже режиссер Гильермо дель Торо и британский сценарист Питер Бриггс (известный по легендарному, самому первому неэкранизированному сценарию к «Чужому против Хищника») взяли три самых вменяемых мини-серии о Хеллбое и выстроили на их основе превосходную, связную, взвешенную и динамичную экранизацию.
Сюжет, я думаю, никому пересказывать не надо: в 1944 году американские солдаты мешают Григорию Распутину и нацистам открыть портал в другое измерение, в результате чего в руки американцев попадает безрогий демон-ребенок, который к нашим дням успевает вырасти в крепкого демона-подростка, работающего на Бюро расследования паранормальных явлений.
На первый взгляд 54-летний Рон Перлман в роли демона с подростковыми наклонностями — это абсурдный кастинг, но дель Торо умеет извлекать из Перлмана любые ноты — хоть героические, хоть трагические, хоть действительно качественные лирические, в духе школьной комедии. Любовная линия с Хеллбоем и Лиз (Сельма Блэйр) в фильме безусловно получилась. В первую очередь потому, что на ее разрешение там завязан весь экшен, но и простейшие зарисовки в духе «Хеллбой следит за Лиз, прыгая по крышам» развлекают, как мало что в супергеройском кино.
И это ведь только малая толика эпического фильма-путешествия, действие которого охатывает весь земной шар, а экшена самого разного калибра хватило бы на 10 экранизаций комиксов. Наряду с «Блейдом 2» от того же дель Торо с тем же Перлманом это самые творческие, красивые и изобретательные боевые сцены в фильмах по комиксах — от первой схватки с монстром в музее до финального суперкрещендо, в котором Хеллбой нос к носу встречается с самым настоящим Ктулху. Этот короткий бой с великолепно сделанным фирменно-дель торовским чудовищем — лучшая адаптация творчества Говарда Филлипса Лавкрафта в кино и генеральная репетиция перед так и не состоявшейся экранизацией At the Mountains of Madness.
Для второй части дель Торо решил написать сценарий сам, не обращаясь к помощи профессионалов и не используя наработки из комиксов (где вменяемые сюжеты о Хеллбое просто кончились).
Как можно убедиться по книгам и сериалу The Strain и фильму «Форма воды», дель Торо — тоже довольно-таки беспомощный сценарист (по крайней мере, когда дель Торо пишет на АНГЛИЙСКОМ языке, его испаноязычный «Лабиринт фавна» — приятное исключение). В результате мы получили на редкость тривиальную историю о войне эльфов с эльфами (дель Торо искренне считает подобную псевдосказочную банальщину хорошей сценарной работой), в которой Хеллбой добрую четверть фильма сражается с чисто формально привязанными к основному сюжету заводными CGI-роботами.
Если первый «Хеллбой» — один из самых удачных фильмов по комиксам, то второй — один из самых неудачных (даром что у второго фильма более высокая средняя оценка на Metacritic). Это наглядное доказательство того, что получается, когда тот же режиссер пытается повторить успех первого фильма, не придумав четкой концепции для сиквела — и уж тем более трилогии, о которой дель Тор и Перлман говорили до анонса нового «Хеллбоя» от Миньолы и Нила Маршалла. От новой версии, кстати, судя по сценарию, тоже не следует ждать ничего хорошего.
«Человек-паук» (Spider-Man), 2002, и «Человек-паук 2» (Spider-Man 2), 2004
Денис Варков
Сегодня Человек-паук — наверно, самый известный супергерой в мире. Несмотря на положительные стороны образов Эндрю Гарфилда и Тома Холланда, моим любимым Человеком-пауком навсегда остался Тоби Магуайр. И при этом он не был идеальным Питером Паркером. На мой взгляд, до сих пор нет ни одной экранизации, где был бы максимально близкий к комиксам образ. Тем не менее, именно в фильмах Сэма Рэйми удалось приблизиться к атмосфере комиксов, которую за их пределами можно было почувствовать только в мультсериале Spider-Man: The Animated Series.
«Человек-паук» 2002 года был максимально простой историей. Нам показали, как школьник Питер Паркер стал супергероем, встретив одного из своих главных врагов — Зеленого гоблина (блестяще сыгранного Уиллемом Дефо).
Фильм полон смешных и жизненных неудач Питера, его попыток наладить отношения с девушкой, в которую он влюблен (Кирстен Данст), научиться управлять своими способностями и, конечно, наконец осознать, что в действительности значит слоган «с великой силой приходит великая ответственность».
Картина очень наивная, но по современным меркам это уже супергеройская классика. Сегодня такой фильм не смог бы стать хитом, потому что у зрителей совсем другие запросы к историям происхождения супергероев. Но тогда, в 2002 году, история о преодолении себя и стремлении защищать слабых выглядела достаточно убедительно, чтобы «Человек-паук» стал хитом и завоевал огромную армию фанатов.
А вот сиквел, вышедший в 2004 году, превзошел оригинал во всем. И это во многом заслуга актера Альфреда Молины, исполнившего в «Человеке-пауке 2» роль Отто Октавиуса. У него получилось удивительно натурально сыграть помешавшегося ученого, который никогда не хотел быть злодеем, но стал им из-за несчастного случая. Трагедия Октавиуса — это следствие его самоуверенности и фатальной неудачи, которая привела его по ту сторону закона. Октавиус самый трагичный злодей этой трилогии. И да, я не забыл Гарри Озборна (Джеймс Франко), ставшего новым Зеленым гоблином после отца. Просто Франко не способен даже словами передать то, что Молине удается одним взглядом.
Кроме того, в сиквеле адаптировали линию Spider-Man No More из комиксов. Питер, увидев, что общество негативно относится к его подвигам, попытался оставить Человека-паука позади, чтобы жить нормальной жизнью. Но чувство ответственности не позволило ему это сделать, и Паркер снова стал героем.
Третий фильм Сэма Рэйми, к сожалению, вышел очень сумбурным и откровенно слабым по сравнению с первыми двумя частями, поэтому мы решили не вносить его в этот список.
«Ворон» (The Crow), 1994
Денис Варков
Фильм «Ворон» снят на основе одноименного комикса Джеймса ОʼБарра 1989 года, выпущенного издательством Caliber Press (и переизданный в последствии разными издательствами). Это история рок-музыканта Эрика Дрейвена. На него с девушкой напали неизвестные и тяжело ранили Эрика — ему пришлось, умирая, наблюдать, как они насиловали и убивали его возлюбленную. Душа Дрейвена не смогла упокоиться, поэтому он вернулся обратно в виде бессмертного Ворона, который жаждет мести.
В комиксе, как и в фильме, ОʼБарр пишет о том, что люди когда-то верили, что после смерти ворон провожает душу человека в мир мертвых. Но иногда он возвращает душу обратно, чтобы она наказала зло. Именно это и произошло с Дрейвеном. Он стал антигероем против своей воли.
ОʼБарр придумал эту историю после того, как в автокатастрофе погибла его возлюбленная. И атмосфера смерти не покинула проект. Исполнитель главной роли Брэндан Ли (сын Брюса Ли) погиб на съемках, так как в бутафорском пистолете оказалась заглушка. Она попала актеру в живот и застряла в позвоночнике, из-за чего он скончался из-за обширной потери крови. Получилось так, что Брэндан Ли повторил судьбу своего персонажа, но, к сожалению, вернуться не смог. Фильм пришлось заканчивать с помощью дублеров и использования компьютерной графики.
«Ворон» цеплял своей мрачностью и нестандартным подходом. По сути, это простая история о мести, но фантастическая подоплека отдавала настоящей философией и создавала ощущение новизны. Чтобы наказать тех, кто его убил, Эрику достаточно было просто воскреснуть. Если его вернули к жизни, значит есть потусторонние силы, есть Рай и Ад. И убийцы-насильники будут гореть в огне за содеянное. Дрейвену не нужно было жестоко расправляться с ними, так как он хотел, чтобы они сами понимали, что их ждет. Ведь убить его повторно у них не выйдет.
К сожалению, все продолжения «Ворона» вышли посредственными и не стоят внимания. Лучше прочтите оригинальный комикс. Рисунок Джеймса ОʼБарра вас впечатлит.
«Пипец» (Kick-Ass), 2010
Денис Варков
Сразу скажу, что меня крайне бесит отечественный перевод комикса Марка Миллара Kick-Ass. При том что сам комикс был издан на русском как «Мордобой», хотя вернее было бы сканлейтерское «Жоподер», но уж точно ни при каких обстоятельствах не «Пипец». Но прокатчику было виднее. К сожалению.
Оригинальный комикс (2008–2010 года) был сатирой Марка Миллара на супергероику. Обычный подросток Дэйв Лизевски, начитавшись комиксов, решил стать героем, но во время первой же вылазки был жестоко избит и попал в больницу на несколько недель. Параллельно показывали Папаню и Убивашку — антигероев, которые убивали преступников, связанных с наркоторговлей. И с этого момента пародия на супергероику превращалась в типичную криминальную историю с жестокими кровавыми перестрелками, тоннами трупов и черным юмором.
Фильм, вышедший в 2010 году, смог воплотить все элементы комикса на большом экране. Он был драйвовый, динамичный, кровавый (спасибо рейтингу R) и смешной. Дэйва Лизевски сыграл Аарон Тейлор-Джонсон, Убивашку — Хлоя Грейс Морец, Папаню — Николас Кейдж. Партия главного злодея досталась Марку Стронгу, а его сына сыграл Кристофер Минц-Пласс. И они все отлично попали в образы.
Поставил фильм Мэттью Вон, известный на тот момент благодаря «Звездной пыли» и «Слоеному пирогу». Сегодня же он режиссер нескольких фильмов про «Людей Икс» и двух частей Kingsman.
Kick Ass, что фильм, что комикс, вышел в тот момент, когда людям начали приедаться похожие друг на друга истории про супергероев, поэтому он выглядел глотком свежего воздуха, ярким и запоминающимся проектом, который заметно выделялся на фоне других супергеройских картин.
«Железный человек» (Iron Man), 2008
Александр Башкиров
К 2005 году, когда Marvel решила написать новый фильм о Железном человеке с чистого листа, это был один из самых непрестижных проектов во всем Голливуде — от возможности писать «Железного человека» отказалось три десятка сценаристов. Те же команды сценаристов, которые все-таки сдавали драфты на студию, придерживались примитивных и старомодных представлений о субботнем супергеройском мультике с живыми актерами, и запускать их в производство было нельзя.
Все это продолжалось до тех пор, пока к проекту не был привлечен Джон Фавро, взявший два наименее ужасных варианта сценария и склеивший их в один (который потом переписал еще один сценарист).
Финальный сценарий «Железного человека» не то чтобы очень крутой — это не «Мстители» и даже не «Другая война», — но там оказалось достаточно материала, чтобы Фавро сумел снять на его основе свой уникальный авторский фильм.
Герои Iron Man говорят совершенно непринужденно, перебивая друг друга, словно в каком-нибудь артхаусе Роберта Олтмена. Вместо «Тони Старка под горящей балкой» мы получили проработанный до мельчайших деталей образ гения, миллиардера, плейбоя и филантропа, действительно похожий на настоящих современных промышленников и прожигателей жизни.
В комиксах миллиардерство Старка — это просто поза в духе худших выпусков Джеймса Бонда, их создатели явно никогда не видели живого олигарха и уж тем более не представляли, как эти люди ведут себя в частной жизни.
Фавро вращался в достаточно широких социальных кругах, чтобы — с легкой руки Роберта Дауни-младшего, — у них получился незабываемый образ, которому место скорее в сериале «Миллиарды», чем в фильме по комиксам.
Секрет успеха «Железного человека» в том, что «кино по комиксам» тут никто не писал и не снимал — это просто хорошая, сложная, богатая на детали картина о падшем миллиардере… который иногда облачается в боевой экзоскелет.
«Мстители» (The Avengers), 2012
Александр Башкиров
Первые «Мстители» — фильм, к которому Джосс Уидон шел всю жизнь, и у руля которого встал практически случайно. Глава Marvel Studios Кевин Файги пригласил Уидона (за плечами у которого к тому времени был всего один полнометражный фильм) поработать над картиной о главной супергеройской встрече в истории кино чисто по знакомству.
На тот момент у студии по «Мстителям» в активе не было ничего, кроме тупейшего, бездарнейшего сценария Зака Пенна (герои встречаются, дерутся, навешивают злодеям), ранее написавшего «Невероятного Халка».
Уидон получил кресло режиссера (и место сценариста) потому, что в глаза сказал Файги, что ЭТО снимать нельзя, и все надо переписывать с нуля.
Гений Уидона — в его умении очеловечивать супергероев, показывать их несовершенными, живыми людьми с массой недостатков. В самый критический момент эти недостатки все-таки задвигаются на второй план благородством, смелостью и прочими положительными качествами героев…, но именно что — в самый последний момент!
Это проявилось еще в сериале «Баффи» и получило развитие в других сериалах Уидона (скажем, в «Ангеле») и его комиксах, написанных для Marvel. Капитан Америка, в одиночестве молотящий боксерскую грушу… Тони Старк, в ужасе закрывающий глаза перед лицом неминуемой гибели. Пресловутая «шаверма после работы».
Все это мог придумать, написать и снять только Джосс Уидон. Полная невзрачность дальнейших командных фильмов (как у Marvel, так и у DC) только доказывает, насколько трудно так непринужденно сделать один из самых дорогих в мире фильмов с самыми популярными в мире актерами в роли самых популярных в мире героев.
Marvel не вмешивалась в процесс написания сценария, наметив Уидону лишь узловые точки (герои встречаются, дерутся, навешивают злодеям). Поэтому «Мстители» — первый и последний командный супергеройский фильм, сценарий к которому не писался комитетом с рекомендациями от продюсеров и маркетингового отдела, это не tie-in к другим фильмам, комиксам, игрушкам и видеоиграм, а самостоятельное кино.
Структурно «Мстители» соответствуют личным вкусам и предпочтениям Уидона — перед нами классический боевик в традиции 80-х, грандиозную экшен-сцену в конце которого надо ждать, следя за постепенным развитием характеров. Предпочтения Уидона совпали со зрительскими (что в творчестве этого режиссера и сценариста бывает довольно редко) как в США, так и за рубежом, и «Мстители» собрали полтора миллиарда долларов.
The Avengers построены по тем же принципам, что и «Чужие» или «Дорожный воин», Уидон четко представлял себе общую драматургическую картину и конечный для зрителя эффект, которых хотел добиться. Он не ставил себе задачей равномерно загрузить фильм ничем не выделяющимися экшен-сценами, как это делают братья Руссо. Уидон хотел снять настоящее war movie, военный фильм с участием супергероев, в своем уникальном динамичном стиле, который он начал оттачивать в «Баффи» и раскрыл на всю катушку только в полнометражном «Серенити».
И эта последняя сцена битвы за Нью-Йорк — единственный боевой эпизод в истории фильмов Marvel, где у зрителя действительно перехватывает дыхание. Главное тут — не спецэффекты и не хореография драк, а индивидуальные действия героев, финальная стадия раскрытия характеров через поступки, где все решено совершенно гениально, от Кэпа, бросающегося на гранату, до Халка и Тора, дерущихся плечом к плечу.
За возможным исключением бертоновских «Бэтменов», «Мстители» — лучший фильм по комиксам, который сам по себе стоит всей остальной вселенной Marvel. Ради «Мстителей» все это действительно стоило создавать, чтобы эти актеры в ролях этих персонажей могли встретиться на одном экране в этом сценарии этого режиссера. А вот дальше снимать что-то в этой «киновселенной» уже было незачем.
«Стражи Галактики» (Guardians of the Galaxy), 2014
Денис Варков и Александр Башкиров
«Стражи Галактики» — это главный и самый успешный эксперимент Marvel Studios. Решив снять фильм про персонажей, чья популярность заметно угасла среди фанатов комиксов, студия вернула героев на первый план, по сути, подарив им вторую жизнь.
Первые «Стражи Галактики» вышли практически авторским фильмом Джеймса Ганна, поставившим новую планку качества для проектов киновселенной. А еще это самый смешной фильм Marvel, потому что Ганн смог построить идеальное взаимодействие сумбурной команды из двух пришельцев, говорящего енота, человека и живого дерева. Лет десять назад люди крутили бы пальцем у виска, если бы им рассказали, что фильм об этих героях может стать одним из самых кассовых фильмов 2014 года. Но они смогли и доказали, что Marvel Studios способна выводить на первый план самых неожиданных персонажей.
А еще «Стражи Галактики» открыли дорогу к изучению космоса. Это и новые планеты, куда может отправиться зритель с помощью фильмов Marvel, и новые союзники Мстителей, и, конечно же, новые враги, которые могут стать угрозой не только для Земли, но и для всей Галактики.
Во второй фазе Ганну повезло больше Шейна Блэка и Джосса Уидона: пока этих авторов хватали за руку в «Железном человеке 3» и «Эре Альтрона», Джеймс спокойно снимал свое отдельное, обособленное «кино про глубокий космос» с никому не известными персонажами.
В результате получился очень живой и характерный фильм с максимально хулиганскими шутками и издевательским ретро-саундтреком, заодно с «Миром юрского периода» сделавший из телеактера Криса Пратта звезду уровня Харрисона Форда. Помимо Пратта радуют смешные и убедительные актеры на ролях второго плана и, конечно же, компьютерный енот, сыгранный братом Ганна, а озвученный Брэдли Купером.
Отдельно важно отметить финальную битву, в которой гибнет беспрецедентное для вселенной (да и кино вообще) количество положительных героев. У Ганна получается создать то ощущение отчаяния, безнадежности, кромешной тьмы без единого луча света, которое отличает третьи акты действительно качественных жанровых фильмов. Даже на третьем-четвертом просмотре трудно избавиться от иллюзии, что Старлорд с друзьями вот-вот проиграют Ронану, нет чувства закономерности и неизбежности победы Добра, все идет не по плану, злодей действительно страшен и силен. И даже линия с мамой Квилла, казавшаяся такой сентиментальной и дешевой в начале фильма, здесь нужна для того, чтобы дать герою тот последний толчок, который переведет ситуацию от кромешного отчаяния к триумфу зубами вырванной победы.
Эта финальная, жуткая и серьезная сцена в максимально несерьезном фильме — тот самый гвоздь в голову ничего не подозревающей жертвы, который Ганн так мастерски умеет забивать даже в своих короткометражках.
«Бэтмен» (Batman), 1989, и «Бэтмен возвращается» (Batman Returns), 1992
Александр Трофимов
Супергеройское кино можно условно разделить на три эпохи — кино двадцатого века, где правили Ричард Доннер и Тим Бертон, заря нового тысячелетия, где Брайан Сингер своими первыми «Людьми Икс» показал всем, как можно снимать супергероику, частично заземляя ее в реальности, а Сэм Рэйми закрепил успех «Человеком-пауком», и третья эпоха — начатая «Темным Рыцарем» и киновселенной Marvel, когда фильмы по комиксам распробовали мрачный псевдореализм Кристофера Нолана, а студии по-настоящему загорелись идеей собственных киновселенных.
Некогда я считал Бертона одним из великих режиссеров, но с годами его фильмы становились все проще, все однообразнее, а «Алиса» и вовсе убила все доверие к Тиму. И все же, за его дилогию «Бэтмена» Бертону можно простить многое.
«Супермен» Доннера до сих пор считается лучшим классическим фильмом по комиксам, показавшим, что героям в трико есть место в большом кино для всей семьи. И все же, именно Бертон доказал, что романтичным идеализмом жанр далеко не исчерпывается, супергероика может быть мрачной, сексуальной, фантасмагоричной, стильной, сказочной — любой.
Все любят вспоминать гениального Джокера Николсона, но мне, если честно, совсем не близок этот образ. Я всегда больше любил второй фильм, «Бэтмен возвращается», который раздвигал границы мира Бэтмена, вводил сразу нескольких злодеев и умудрился не запутаться в них, но главное, конечно же, в нем была Женщина-кошка. Лучшее ее воплощение из всех вариантов: комиксов, игр, мультфильмов и кино.
Тот эффект, который оказывала Мишель Пфайффер с кнутом на молодое сознание, вряд ли повторит еще какая-то супергероиня. И дело, конечно, не только в соблазнительном БДСМ-костюме: ее пластика, ее логика, ее взаимодействия с Бэтменом — все это создавало потрясающе сложного персонажа.
Пингвин до сих пор кажется довольно нелепым злодеем, но он сумел довольно близко подобраться к Бэтмену, а его финальная сцена с перепутанным зонтиком и процессией из пингвинов, утаскивающих его в воду, запоминается надолго.
Какой бы фильм дилогии вы ни любили больше, как бы трилогия Нолана ни давила классику своим «реализмом», вы должны согласиться с тем, что эти картины поменяли наши представления о кинокомиксах и без них современного ренессанса жанра просто не было бы в том виде, в котором он существует.
«V значит Вендетта» (V for Vendetta), 2005
Александр Башкиров
Рассматривая «Бразилию» в нашем Топе 100 фильмов, я рассказывал о недостатках антиутопии как жанра: бессильный герой, общая безысходная депрессивность, яркий мир, на который неинтересно смотреть, потому что нас к нему не приковывает наручник острого сюжета. Но в конце 20 века была открыта другая сторона этой монеты: изобретен новый супергеройский боевик, где тоталитарный режим выступает в роли главного противника антигероя-супермена, который, как правило, был этим самым режимом и порожден. Индивид поднимается из пепла на фоне горящего концлагеря, чтобы пустить под откос всю ту Систему, которая его создала. Общую безыходность заменили жизнерадостным, предельно оптимистичным и раздолбайским анархизмом.
Алан Мур этот жанр изобрел — как и многое другое в массовой культуре двадцатого и двадцать первого века. Будущий автор Watchmen, From Hell и The League of Extraordinary Gentlemen с V for Vendetta начинал. Нарисовав привычный по Оруэллу образ тоталитарной Великобритании недалекого будущего, Мур запустил руку жанру в глотку и вывернул его наизнанку, создав потрясающий образ V — антисупергероя-анархиста, прото-анонимуса в маске Гая Фокса, которого в экранизации прекрасно сыграл Хьюго Уивинг.
Точнее, Уивинг героя скорее ОЗВУЧИЛ — в длинном парике и глухой пластиковой маске много не наиграешь…, но то, как Уивинг передает все нюансы постоянно меняющегося настроения V плечами и жестами, это настоящий мастер-класс, который надо показывать на всех актерских курсах.
Крепкий ремесленник Джеймс Мактиг «Вендетту» очень достойно снял — помните сцену с Олд-Бейли и увертюрой Чайковского «1812 год»? Но главное в этой лучшей экранизации Мура — все-таки сценарий (тогда еще) братьев Вачовски, которые сумели не только передать все ключевые моменты комикса и придумать куда более удачную, чем у молодого неопытного Мура, концовку, но и поняли и сумели раскрыть всю бездонную глубину авторского замысла.
Главное в «Вендетте» — не антиутопия и даже не V, а Иви, пойманная между неостановимой силой и недвижимым объектом простая лондонская девушка, блестяще сыгранная обритой налысо Натали Портман. Развернутая сцена ее трансформации — самая творческая, оригинальная и сногсшибательная как в комиксе, так и в сценарии Вачовски и даже фильме Мактига. На мой взгляд, это первая по-настоящему великая сцена в творчестве Алана Мура, предупредившая человечество о приближении абсолютного гения.
«Логан» (Logan), 2017
Егор Парфененков
«Логан» — не идеальный фильм, но это самый смелый, глубокий и драматичный представитель мейнстримовой супергероики. Фильмы по комиксам редко когда отличались драматизмом — они, скорее, всегда играли роль попкорновой жвачки, делая ставку на яркую картинку и эпичность.
Мы привыкли к разноцветным трико, дорогим спецэффектам и ненавязчивым сюжетным линиям — это давно стало неотъемлемым клише практически каждой современной картины в жанре.
«Логан» же ломает надоевшие штампы и показывает зрителю действительно сильную драму — без фальши и лишнего пафоса. Здесь не спасают планеты и не пытаются в очередной раз свергнуть какое-либо всемирное зло — фильм смещает акцент с фантастики, рассказывая более приземленную, живую историю. Да, тут есть когтистые мутанты и орудие массового поражения в лице 90-летнего старика, однако картина раскрывает своих персонажей с иной стороны — не как супергероев, но как людей, с простыми, человеческими проблемами.
Росомаха постарел: его история подошла к логическому завершению, а миру, как говорится, требуются новые герои — молодые мутанты, в одном из которых течет кровь самого Логана.
С одной стороны, ленту можно воспринимать как приквел к чему-то грандиозному: во вселенной Людей Икс наступает новая эра, а «Логан» как раз дает затравку для дальнейших событий, представляя зрителям Лору и ее компанию. С другой, картину вполне можно назвать самодостаточным проектом, который цепляет даже без знания лора и всей супергеройской предыстории. Нам просто показывают отчаянных мутантов, пытающихся разобраться в происходящем вокруг них хаосе — не масштабном, но более личном, интимном.
А депрессивная музыка и затемненные кадры только усиливают и без того давящую атмосферу фильма, что уже дает повод обратить на него внимание. Хотя бы потому, что таких комиксмуви еще никогда прежде не снимали.
«Хранители» (Watchmen), 2009
Денис Варков
«Хранители» — это максимально близкая к оригиналу экранизация одноименного комикса Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Сюжет рассказывает об альтернативной реальности, в которой в 1985 году в разгар Холодной войны один из мстителей в маске — простых людей, перешедших черту закона ради справедливости — начинает расследование гибели другого мстителя, который годами сотрудничал с правительством.
Это очень яркий и колоритный мир, в котором всего один настоящий супергерой, но он всесилен. Доктор Манхэттен в буквальном смысле способен сделать все, что угодно, и тот факт, что он — американец, побуждает СССР накапливать оружие в надежде с его помощью противостоять главному живому оружию США.
Это не супергероика в привычном смысле, а фильм на грани нескольких жанров, но в первую очередь — это детектив.
Как и оригинальный комикс, фильм «Хранители» заставляет задуматься о многом, но это в первую очередь заслуга Алана Мура, а не команды сценаристов. А вот Зак Снайдер потрудился на славу. Это тот фильм, в котором его любовь к замедленной съемке и мрачной тональности лишь добавляет фильму особый шарм. А еще это тот фильм про супергероев, который трудно советовать, но который при этом необходимо посмотреть, потому что он разрушает привычную формулу фильмов в этом жанре.
«Хранители» — одна из тех экранизаций комиксов, которые фанаты не любят, а обычные зрители с удовольствием пересматривают, и в то же время это фильм, многие элементы которого чуть ли не покадрово перенесены со страниц комикса. Сегодня так уже не снимают.
Даже новые экранизации комиксов Зака Снайдера — это адаптация сюжетов, а не последовательное их воспроизведение на большом экране.
«Темный рыцарь» (The Dark Knight), 2008
Александр Трофимов
«Темный рыцарь» — ключевой фильм не только для жанра кинокомикса, который навсегда изменился под его влиянием, не только для самого Нолана, которому тот принес мировую славу и кредит доверия студий, позволивший ему снимать свои крупнобюджетные эксперименты, но и для отношения критиков, и Киноакадемии в частности, к супергеройским фильмам («Оскар» Хиту Леджеру дали, конечно, отчасти из-за трагической смерти, но все же дали). Стало ясно, что в жанре есть место серьезной драме, обсуждению социальных вопросов, актерской игре высшей пробы и поразительной синематографии.
Мы ставим второй фильм франшизы обособленно вместо всей трилогии Бэтмена Нолана по довольно очевидным причинам — оставшиеся два фильма просто недостаточно хороши.
«Бэтмен: Начало» слишком сильно опирается на крайне ненадежную и вычурную историю с Лигой Теней и во всех знаковых для трилогии аспектах: синематографии, саундтреке, мощной и напористой подаче сцен — еще чувствуется неуверенность, стиль еще не отработанный до конца. Третий же фильм неудачен от и до, чего я коротко касался в киномарафоне Нолана при обсуждении всех десяти его фильмов.
Конечно, и «Темный рыцарь» неидеален. Тут есть дыры, нелогичности в поведении героев и другая привычная комикс-отрава, даже в образе Джокера полно странных ляпов (те же дичайше сложные планы для человека, который ничего не способен планировать по его же словам).
Бэтмен Нолана сам по себе кажется мне крайне неудачным как персонаж — он вяло дерется, практически не проявляет себя как лучший детектив в мире и Бертоновских появлений из тени тут тоже не слишком много, но в фильмах Кристофера он работает, выполняет отведенную ему роль, просто она у него не центральная. Как и обычно у этого британца, в фильме главный акцент съезжает с людей на идеи.
При всех недостатках запоминается фильм не ляпами — он сумел подняться не только над жанром, но и над собственной трилогией, над недоработками и ограничениями своих авторов, которые здесь явно создали свой лучший шедевр.
Дело не только в том, как Джокер прекрасно сыгран, но и в том, что все вокруг работает на него, на основную идею. Все сцены Леджера лишь задирают планку таинственности и опасности его героя, ни разу не оступаясь и не сдавая назад — а это поразительная редкость в кино.
«Рыцарь» берется за исследование сложных тем и действительно отдается им целиком, создавая один из самых многослойных и тематически богатых кинокомиксов, при этом не уступая в зрелищности собратьям, которые концентрировались исключительно на взрывах и экшене в ущерб смыслу.
«Судья Дредд» (Judge Dredd), 1995, «Дредд» (Dredd), 2012
Александр Башкиров
Заработать рейтинг R для вашего фильма по комиксам можно самыми разными способами — ничто не демонстрирует это так наглядно, как пара экранизаций комиксов издательства 2000 AD о Судье Дредде. В 1995 году экстравагантный «Судья Дредд» с Сильвестром Сталлоне получил рейтинг NC-17 («детям до 18 просмотр запрещен») за общее веселое кровавое хулиганство — на экраны с R его выпустили только после существенного сокращения милейших сцен в духе «боевой робот отрывает руки Судье Гриффину». А ведь студия (и Сталлоне) вообще хотели фантастическую комедию с рейтингом PG-13!
В 2012 суровый малобюджетный «Дредд» с Карлом Урбаном целенаправленно затачивался под R — по используемому героями языку, уровню насилия и даже некоторой (если верить IMDb) обнаженке (хотя лично я ничего такого в фильме не помню). В результате «Судья Дредд» принято считать одним из худших фильмов Сталлоне, в то время «Дредд» — одной из самых удачных экранизаций комиксов. И то, и другое мнение ошибочны: Judge Dredd — далеко не такой плохой фильм, как вы думаете, а Dredd совсем не так хорош, как его расписывают.
Фильм со Сталлоне вытаскивает прилежная работа армии сценаристов во главе со Стивеном де Сузой. Сейчас де Суза пользуется дурной репутацией как режиссер первой экранизации Streetfighter, но в 80-х и ранних 90-х он написал все ваши любимые боевики, считая «Крепкого орешка», «Коммандо» и «Бегущего человека». Эти люди знают, что делают, и выжимают из крайне эклектичной вселенной оригинальных комиксов максимум возможного.
Тут и Мега-сити Один, и Пустоши за пределами города, и войны «квартал на квартал», и каннибалы, и списанные боевые роботы, и программа «Янус» по созданию идеальных Судей, и схватка на голове Статуи Свободы (куда же без нее!). За кадром остались разве что жизнь на других планетах и Судьи из Измерения Смерти (очевидно, их припасли для сиквела). Режиссура молодого Дэнни Кэннона (для которого это был всего второй фильм после «Молодых американцев») тоже очень яркая и энергичная — даже со всеми купюрами в сценах насилия. В целом это насыщенный действием и интересными сценами фильм и одна из самых эпичных экранизаций комиксов.
После нарративной роскоши оригинального «Судьи» версия с Урбаном смотрится как «Дредд на минималках». Сценарий тут тоже адекватный (все-таки это Алекс Гарланд!), но что в этой истории взято из комиксов 2000 AD, кроме костюмов героев? Это просто версия вышедшего годом раньше индонезийского «Рейда» в другом сеттинге. История про спецназ и бандитов, сражающихся друг с другом в изолированном здании, очень неплохо снята и сыграна, но Судью Дредда и Курсанта Андерсон можно поменять на любых персонажей со сходной динамикой — хоть на Рика и Морти, хоть на Бэтмена и Робина, — и фильм от этого ничего не потеряет.
«Блэйд» (Blade), 1998, «Блэйд 2» (Blade 2), 2002 и «Блэйд: Троица» (Blade Trinity), 2004
Александр Трофимов и Денис Варков
Самым колоритным чернокожим супергероем, который добрался до кинокэкранов, был, конечно же, не Черная пантера, а Блэйд. Актер Уэсли Снайпс сыграл его в одноименной трилогии, которая выходила с 1998 по 2004 год. В этих фильмах была представлена удивительно жестокая война вампира-полукровки не только со своими собратьями, но и с искусственно созданными видами кровососов, которые были опасны не только для людей, но и для других вампиров.
Эти фильмы обладали особенной атмосферой. Бесконечные кровавые поединки, молчаливые поезкди по городу на рассвете/закате под меланхоличную музыку, заваленные шуршащими на ветру газетами улицы — все это создавало образ мрачного мира под тайной властью вампиров.
Если вы никогда не смотрели «Блэйда», вам однозначно стоит попробовать это сделать. Хотя бы ради музыки, кровавого экшена, абсолютно невменяемых экшен-сцен со Снайпсом, запомнившихся надолго целому поколению — вроде дискотеки с кровавым душем. Это все заложил во франшизу Стивен Норрингтон.
А вот Гильермо Дель Торо принес во франшизу потрясающие практические эффекты. Пасть мегавампиров, распахивающаяся на полметра, тщательно продумана и показана во всех деталях в крайне подробной сцене аутопсии. Тело монстра сделано просто потрясающе, все дышит, пульсирует, сочится мерзкими жидкостями и, несмотря на кажущуюся нелепость концепта раздваивающейся нижней челюсти, ее устройство продумано и объяснено. Это настолько непривычно для таких фильмов, что не может не очаровывать. Мегавампиры с этой их пастью действительно вышли жуткими — это вам не бледные метросексуалы из «Сумерек», после такого и спать не сразу ляжешь.
После Стивена Норригтона, снявшего первый фильм о Блэйде, и Гильермо Дель Торо, сумевшего сиквелом закрепить успех франшизы, третью часть поставил Дэвид Гойер — сценарист первых двух фильмов и автор комиксов, для которого этот фильм стал вторым режиссерским опытом.
Если абстрагироваться от заделов на будущее, то «Троица» — это логичное завершение трилогии. Главный борец с вампирами сталкивался с самыми разными их видами — с древними кланами, с новыми поколениями, с вампирами-мутантами, а в финале встретился лицом к лицу с первым из своего рода — с Дракулой.
На уровне идеи это работает очень круто. Тем более, что в комиксах Marvel действительно существует Дракула, и Блэйд неоднократно с ним сталкивался. Вот только очень грустно, что фильм целиком доверили Гойеру, который пожертвовал раскрытием злодея ради введения в историю, например, Ганнибала Кинга.
Этого персонажа сыграл актер Райан Рейнольдс. И, по сути, он сыграл Дэдпула за пять лет до «Росомахи: Начало» и за двенадцать лет до «Дэдпула». Его Ганнибал Кинг — тот же типаж, что и Уэйд Уилсон — профессиональный наемник, который обожает отпускать неуместные шутки. Весь его бэкграунд (раньше Ганнибал был вампиром) прописан в фильме так плохо, что забывается буквально сразу. Хотя в комиксах у него была интересная история.
«Олдбой» (Old Boy), 2003
Денис Варков
Знаменитая манга Ноббуаки Минэгиси и Гарона Цутии выходила с 1996 по 1998 год. В ней рассказывается о простом бизнесмене Синъити Гото, которого внезапно похищают и потом в течение 10 лет удерживают в заключении. Освобождают Гото также внезапно. На воле он начинает расследование, пытаясь понять, кто и зачем отнял у него 10 лет жизни. Это довольно необычный психологический триллер, который не раз сможет вас удивить.
У «Олдбоя» есть две экранизации, но о фильме 2013 года от Спайка Ли лучше забыть и никогда не вспоминать. А вот фильм 2003 год от Пака Чхан Ука — потрясающий южнокорейский фильм с отличной хореографией и синематикой, в которой сюжет манги был значительно изменен. Японский саларимен Синъити Гото стал корейским бизнесменом О Дэ Су и провел в тюрьме пятнадцать лет вместо десяти. Изменена и причина, по которой главный герой находился в заточении.
Корейский «Олдбой» был с восторгом принят критиками и публикой —это тот редкий случай, когда фильм получился гораздо сильнее и глубже, чем первоисточник, что, конечно же, полностью заслуга Пака Чхан Ука.
Нельзя не вспомнить, что многие сравнивают «Олдбоя» с романом «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма. И параллели действительно есть — в именах героев, в линии мести, в таинственном незнакомце из прошлого, который причастен к заточению главного героя.
«Люди в черном» (Men in Black), 1997
Денис Варков
Издательство Aircel Comics (купленное впоследствии Malibu Comics, которые в итоге ушли к Marvel) в период с 1990 по 1997 год издало мини-серию Men in Black, переосмысление которой впоследствии стало одним из самых популярных киносайфаев.
Для начала забудьте все, что вы знаете о «Людях в черном» (да, без помощи нейтрализатора). В комиксе Агент Джей белый. Агент Кей несколько раз чуть не убил его, и ни о какой почти отеческой любви Кея к Джею в комиксе нет и речи. Более того, «Люди в черном» — это организация, расследующая происшествия с паранормальным уклоном самого разного рода: то есть, не только пришельцы, но и религиозные фанатики, демоны, зомби, мутанты и т. д.
А главное их отличие от фильма в том, что в комиксах «Люди в черном» пытались захватить власть над миром, используя отвоеванное у пришельцев оружие, и, само собой, держали свою деятельность в секрете.
Память людям стиралась лишь для того, чтобы никто не перехватил их добычу, а вовсе не из бережного отношения к психике неподготовленных граждан. Нередко агенты просто убивали свидетелей, чтобы не возиться с их памятью. Как было упомянуто выше, в комиксе есть известные нам по фильмам агенты Кей, Джей и даже их лидер Зед, но они кардинально отличаются от известных кинообразов.
И эта мрачная история стала фантастической комедией (вышедшей в 1997 году, снял ее Барри Зонненфельд).
Агенты в черном спасают Землю от инопланетного нашествия (по дороге сценаристы растеряли всех сказочных монстров) и помогают ассимилироваться тем из них, кто решил пожить на Земле.
Благодаря тандему Томми Ли Джонса и Уилла Смита фильм запомнился зрителям, а «Оскар» он получил за потрясающий грим. Вы наверняка помните диковинных пришельцев, с которыми сталкивались агенты Кей и Джей. У оригинальных «Людей в черном» было два менее удачных сиквела (2002 и 2012 года) и мультсериал. Его показывали с 1997 по 2001 год, и он оказался довольно неплохим. Забавно, что работу организации в мельчайших подробностях в нем раскрыли лучше, чем в фильмах.
«Семейка Аддамс» (The Addams Family), 1991
Денис Варков
Впервые семейка Аддамс появилась в газетных стрипах The New Yorker от художника Чарльза Аддамса в 1938 году (фамилию семья получила от создателя). С тех пор удивительно мрачные, но оттого прекрасные истории об этой причудливой семье выходили вплоть до смерти художника в 1988 году. Гомес и Мартиша, их дети Уэнздей и Пагсли, брат Гомеса Фестер, Бабушка, дворецкий Ларч, питомец Вещь (живая рука) и кузен Ит (йети на максималках) — каждый член семьи Аддамсов выглядит карикатурно и отсылает к той или иной нечисти.
Соответственно, комиксы об Аддамсах сочетали в себе невозможное — черный юмор, карикатуру на хорроры и тему семьи.
В 1964 году вышел сериал про семью Аддамс, который выходил до 1966 года. В 1991 году на основе сериала и оригинальных комиксов Барри Зонненфельд выпустил фильм «Семейка Аддамс». Он оказался настолько успешен, что получил два сиквела (в 1993 и 1998 годах).
Именно в этой экранизации сыграли Кристофер Ллойд и Кристина Риччи, а еще эти фильмы стали одной из самых близких к оригиналу адаптаций комиксов за все время.
«Скотт Пилигрим» (Scott Pilgrim vs the World), 2010
Сергей Цилюрик
Эдгар Райт, гениальный режиссер, на чьем счету нет ни одного плохого фильма, взялся адаптировать комикс «Скотт Пилигрим» Брайана Ли ОʼМэлли — и превратил экранизацию в самодостаточное произведение, изобилующее как цитатами из оригинала, так и уникальными авторскими решениями.
«Скотт Пилигрим против всех» — это идеальное переложение языка комиксов в формат кинематографа.
При помощи живых актеров, ярких спецэффектов и своей безудержной фантазии Эдгар Райт создает такие кадры, в которых любой, даже максимально далекий от первоисточника зритель узнает страницы комиксов. Это фильм, полный сюрпризов: никогда не знаешь, чего ждать как от следующего «злобного бывшего», так и от самого режиссера, способного даже самую банальную сцену превратить в гениальную визуальную шутку.
В «Скотте Пилигриме» великолепный актерский состав — от Майкла Серы в словно придуманной для него роли гика-растяпы и Мэри Элизабет Уинстед в качестве местной femme fatale до Криса Эванса, здесь ставшим одним из мид-боссов, и Кирана Калкина, ворующего каждую сцену своими уморительными репликами. Здесь и отличный саундтрек, и запредельное количество отсылок к видеоиграм и гик-культуре в целом.
«Скотт Пилигрим против всех» — это пронзительная ода молодости, аналогов которой в кинематографе просто не найти.