Кто такой Апокалипсис?
История под названием Rise of Apocalypse (1996), рассказывающая историю рождения Нура, вышла на 10 лет позже его первого появления в комиксах (1986), и она, на мой взгляд, до сих пор является самой внятной, разумной и интересной из всех связанных с ним арок.
Апокалипсис родился более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте и был оставлен собственным племенем из-за ужасающего внешнего вида. Его серую кожу и синюю полосу на лице приняли за дурной знак и оставили младенца на верную смерть. Но Нур не помер.
Апокалипсиса подобрал вождь племени кочевников, Баал, распознав в нем будущего великого воина. В этом племени Нура тоже не любил никто, кроме вождя, над ним издевались из-за его внешнего вида.
Племя верило в спартанский подход – выживать должны только сильные, и эта философия буквально всосалась в Апокалипсиса с молоком матери.
В 17 члены племени должны были сражаться друг с другом насмерть, чтобы только сильные выжили и стали полноправными рейдерами. Обычно, в таких боях каждый борется сам за себя, но ненависть к Нуру заставила молодняк сплотиться против него, чтобы убить его первым. Нур не помер. На тот момент его мутантские способности были проявлены еще очень слабо, но он все же смог поубивать собратьев.
Египтом в то время правил фараон-указатель Рама Тут, Баал по-отечески объяснил Нуру, что фараон никакой не бог, а обычный человек, который прилетел из будущего на корабле-сфинксе. Запахло весельем комиксов, да. Мало того, Тут оказался Кангом Завоевателем, прилетевшим из будущего (не нашего времени, а еще более далекого будущего) не просто так, а конкретно за Апокалипсисом. Он знал, что Нур родился примерно в это время, решил разыскать его и приручить. Чтобы не морозить жопу на камнях в ожидании Нура, Тут походя провозгласил себя богом и стал фараоном с помощью технологии из будущего.
Узнав о том, что некий серый чувак уже вовсю стращает местное население, Тут посылает за ним отряд. Племя Баала сражается с войском фараона, они взаимно аннигилируются, а сам Баал с Нуром оказываются заперты в пещере с заваленным входом. Сутками они бродят по ней в поисках выхода, мучаясь от жажды.
Мутансткая сущность Нура подпитывала его силы в пещере, пока он не набрел на тот самый корабль-сфинкс Тута и не увидел, что его собственное лицо было среди иероглифов на корабле. Баал наткнулся на них еще давным-давно, поэтому, увидев младенца на камнях, сразу понял, что это чувак из пророчества.
Нур заматывается в тряпье и под прикрытием идет в рабы фараона. Там он живо получает рабские повышения и сближается с Нефри, сестрой визиря Озимандиса (не того, что в Хранителях). Нефри тянет к загадочному рабу, но когда он открывает свое лицо, та в ужасе бежит от него. Нур понимает, что он форева элоун и грустит.
Рама Тут, наконец, встречается с ним и предлагает сотрудничество, Апокалипсис в расстроенных чувствах отказывается и начинает все разносить. Фараон стреляет в него из своей футуристической пушки, которая замечательно до этого работала против Фантастической Четверки, но Нур не помирает. Его сверхспособности, наконец, просыпаются – теперь он бессмертен и может управлять массой своего тела. Он продолжает все разносить, Тут в ужасе бежит обратно в свое занюханное будущее, а вот Озимандису спрятаться некуда, поэтому Апокалипсис настигает его и превращает в подобие личного смартфона с Siri – песчаную статую, которая должна вести летопись похождений Нура и предсказывать ему будущее.
После Апокалипсис начал капитальную зачистку местности, решив истребить всех, кто слаб. Полвека спустя, он, внешне не изменившийся ни капли, навестил Нефри, посмотрел на нее, седую и морщинистую, и усмехнулся – ну и кто теперь анфакабл, милочка?
Внятная история на этом кончается и начинается привычная для комиксов карусель бреда. Нур завоевывает Египет, двигает в Рим и так далее – бродит по свету, объявляя себя богом всюду, куда приходит, а затем стравляет разные народы, чтобы выжили только сильные. Так он развлекается до 12 века, пока не натыкается на еще один корабль – на этот раз еще более продвинутый.
Это технология Селестиалов, космических созданий, создавших как человечество, так и мутантов. Нур, как любой синий чулок, крайне охоч до знаний, поэтому бродит по кораблю годами, пытаясь разгадать его секреты. Один из селестиалов болтает с ним, предлагая позволить ему пользоваться кораблем, но в обмен Нур должен будет заплатить Страшную Цену – однажды селестиалы придут за ним и потребуют уплаты долга. Любой, что им вздумается. Нур соглашается.
Все бы хорошо, но мануала селестиал не дает и корабль по-прежнему не слушается Нура, как китайский телефон без глобальной прошивки. Как мартышка, незнающая, на какое место надеть очки, Нур строит вокруг корабля сфинкса. Ну, Рама Туту же вроде помогло. Нуру не помогает.
Сам Нур не путешествует во времени, но вот к нему гости из будущего бегают часто, как беременные – в туалет. То Фантастическая четверка нагрянет, то Люди Икс, то некий Путник.
Путник этот дерется с Нуром, получает ранение и в сердцах стреляет тому в голову. Нур не помер. Озимандис перетаскивает тело хозяина на корабль-сфинкс, в надежде, что тот воскресит его, но воскрешает его не это. Кровь Путника, которая попала на Озимандиса, а с него – на Нура, заражает Апокалипсиса техно-органическим вирусом. Вирус оживляет Нура, дает ему новые способности вдобавок к его и без того непомерной мощи, а заодно – позволяет ему наконец-то пообщаться с кораблем.
Корабль наделяет его еще кучей способностей и дает мега-броню, в которой мы его с тех пор и видим. Броня непробиваемая, плюс новые способности позволяют Нуру полностью контролировать свое тело на молекулярном уровне. Он способен превращать руки в длинные балки, а ноги – в реактивные двигатели, хотя летать он может и с помощью телекинеза.
То есть вы поняли, да? Три пачки способностей, одна краше другой, плюс он может вырастить в себе любую мутантскую силу по желанию. Но при этом этот долдон превращает руки в балки и фигачит ими противников об стены. Вот что дают безграничные способности при ограниченном уме и фантазии – как авторов комиксов, так и самого Нура.
Вы уже поняли, кто это путешественник во времени с техно-органическим вирусом и стальной рукой? Правильно, это Нейтан Саммерс, сын Джин Грей и Циклопа по прозвищу Кабель. Если вы о нем ничего не знаете, можете почитать мою статью по истории «Людей Икс».
Спустя столетия, Апокалипсис дождется рождения Кабеля, похитит, заразит техно-органическим вирусом и отпустит, чтобы что? Именно, замкнуть временную петлю – чтобы тот смог полететь в прошлое и заразить Нура, давая ему новые способности. Временной парадокс? Не думайте об этом слишком сильно.
Помимо желания отсеять всех слабых и привычке не умирать, но при этом всем проигрывать, несмотря на свои безграничные способности, Апокалипсис знаменит другой особенностью – в любой неприятной ситуации он ложится спать, иногда на пару веков. Так он заживляет раны и копит силы.
Раны ему нанести сложно, у Тора получилось только со второго раза, когда он зачаровал и без того убойный топор заклинанием, подаренным Локи – тогда Тору удалось прорубить броню Нура и оставить в нем самом впечатляющую дыру. Нур не помер, а просто пошел спать.
Самая главная слабость Нура – это его сила. Она столь невероятна, что выжигает его тело, поэтому тела ему приходится регулярно менять или спать подольше. Вирус тоже его не слишком щадит, поэтому самый верный способ победить Апокалипсиса – запереть его в комнате без кровати на пару тысяч лет и включить музыку погромче.
Еще Апокалипсис любит заводить себе четырех всадников. Он берет могущественных мутантов и увеличивает их силу с помощью технологий Селестиалов. Так Ангел, которому отрезали крылья, стал Архангелом с металлическими крыльями и занял позицию Смерти среди всадников. Также Смертью успел побыть Росомаха, а Халк – Войной. Роли Чумы и Голода обычно доставались менее знаменитым мутантам.
В одной из арок Архангел, решивший убить Апокалипсиса, находит его уже умирающим. Нур сам просит добить его, но Уоррен решает оставить его умирать и уходит. Оставить умирать чувака, способного регенерировать во сне и восстанавливаться из одной капли крови! Спойлер, Нур не помер.
В другой истории Апокалипсис решил собрать дюжину топовых мутантов и использовать их силы для того, чтобы стать еще могущественнее. Он чувствовал, что селестиалы скоро явятся за долгом и хотел попытаться дать им отпор. Ничего, как обычно не вышло. Он лишился тела, заполз в голову Циклопа, но Джин Грей вырвала его оттуда и сущность Нура вроде как уничтожили. Но он не помер.
Позже, когда селестиалы все-таки явились, Нур сам пытался как-нибудь помереть, чтобы не уходить в рабство, но у него ничего не вышло. Бессмертный неудачник, что еще скажешь. Селестиалы его забирают и больше о нем ничего пока неизвестно.
Позже X-force обнаружили клона Апокалипсиса – еще ребенка, у которого не было никаких воспоминаний оригинала. Пока они спорили, что с ним делать, Фантомекс на всякий случай прострелил дитю голову. Клон Нура помер. Ну, то есть, не совсем. Позже совесть замучила Фантомекса и он создал собственного клона Апокалипсиса, отправив ребенка учиться в школу Ксавьера. Так он там и сидит, пытаясь не стать злодеем.
Немного про имена и названия. Эн Саба Нур, по словам Marvel, переводится с арабского как «Первый», на самом деле это переводится как «Доброе Утро», а «Первый» был бы Саба эн-Нур. Еще варианты перевода Эн Саба Нура: семь сияний, рассвет, рождение света.
На самом деле, Эн Саба Нур никакой не первый – Селена родилась 17 тысяч лет назад, опередив его на 12 тысяч лет. И в комиксах появилась на 3 года раньше, но никому особо не запомнилась и теперь ее единственная способность – заставлять нердов при любом упоминании Апокалипсиса как первого мутанта вскакивать с криком «Я попрошу!».
Мы привыкли использовать Апокалипсис и Армагеддон как синонимы конца света, но вообще Апокалипсис переводится как откровение, пророчество. Апокалипсис Иоанна, Откровение Иоанна – именно оттуда взяты четыре всадника и там, кстати, есть такие строки: «Он держал в деснице Своей семь звезд и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Вот вам и семь сияний, и рассвет, и первый, и бессмертный. Где ни копни – везде одна Библия. Ну а что – образы сильные, емкие и всем с детства знакомые. Если вам папа на ночь не читал «Откровение» жутким голосом, пока вы стояли голые на горохе, то вы странный.
Армагеддон же – это гора Мегидо на севере Израиля, это просто место, где по пророчеству из все того же «Апокалипсиса» Иоанна состоится финальная битва добра со злом. Если бы в пророчестве написали, что это произойдет в деревне Гадюкино, мы бы говорили: «Трампа выберут и настанет Гадюкино».
«Люди Икс: Апокалипсис» хоть и получился блеклым, реализовал Эн Саба Нура довольно удачно. Да, внешне он напоминает футуристичный унитаз со встроенным блендером, но по крайней мере фильм ограничил его способности до внятных объемов и вполне корректно перенес на экран факты его биографии.
Проблема в том, что Нур в комиксах изначально то еще месиво, которое по паспорту может бесконечно много, но по факту вечно не добивается нифига.
Легкие спойлеры
Фильм же показал его правление в Египте, сохранил необходимость в новых телах, страсть к конным четверкам и усилению самих всадников. Ангелу дали стальные крылья взамен покоцанных, способные метать стальные перья. В фильме Нур тоже постоянно говорит о том, что сильные должны унаследовать Землю и все причитает, что ее захватили слабые. Привычка зариться на чужие способности осталась, сверхчеловеческая реакция, которую он, похоже, вырастил, как по канону, просто в ответ на нападение Квиксильвера, тоже очень в тему.
В комиксах он мог менять свой размер и становиться огромным, в фильме это реализовано только в ментальной битве, но все же – отсылочка. Броня со смешными шлангами – присутствует. Ну а то, что разнообразные способности Нура свели к парочке – телепортации и управлению землей/камнем/штукатуркой, превратив в эдакого суперджамшута, так это, как по мне, пошло персонажу на пользу. Потому что, хотя бы, придало ему четкости без распыления на множество сил, которые все равно не дают ему победить, вопреки всякой логике.