Кровавая баня для интеллигентов: Каким получился сериал «Месье Спейд»
На Амедиатеке началась трансляция нового детективного сериала от AMC+ «Месье Спейд» (Monsieur Spade), сюжет которого продолжает историю героя культового нуара Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». В главной роли Клайв Оуэн, только отряхнувшийся от роли гения, миллионера и филантропа из сериала «Убийство на краю света» (A Murder at the End of the World). Автор «Канобу» Полина Резникова рассказывает, как выглядит это запутанное шоу, завоевавшее всеобщую любовь кинокритиков.
«Месье Спейд» — новый проект от Скотта Фрэнка, автора сериала «Ход королевы» (The Queen’s Gambit) и самого высокооплачиваемого сценариста современной киноиндустрии. Из-под его пера культовый сыщик Сэм Спейд выходит более мягким и трагическим героем, приправленным усталым цинизмом талантливого Клайва Оуэна.
В 1955 году лучший следователь Сан-Франциско приезжает во Францию вместе с маленькой девочкой Терезой, дочерью Бриджид ОʼШонесси, femme fatale из «Мальтийского сокола» 1941 года. Для понимания сюжета «Спейда» необязательно быть знакомым с экранизацией нуарного детектива Дэшила Хэмметта, но расширение истории героини станет приятным кивком в сторону поклонников фильма. Перед своей кончиной Бриджид успевает взять со Спейда слово, что тот отвезёт Терезу к её отцу Филиппу Сент-Андре. Именно за ним Спейд и прибывает в тихую французскую деревушку. Мать Филиппа ничего и слышать не хочет о Бриджид и наставляет на следователя ружьё. Местный полицейский советует вернуть девочку в США и отдать в приют, ведь, по его мнению, такая жизнь гораздо лучше, чем с её нерадивым папашей. Связанный клятвой, Спейд пристраивает Терезу в местный монастырь и остаётся во Франции ждать возвращения Филиппа.
Спустя 8 лет отец Терезы наконец объявляется. За это время Спейд успел очароваться статной француженкой, переехать в её богатый особняк, жениться и похоронить возлюбленную. Постоянное курение спровоцировало у следователя эмфизему лёгких, поэтому Спейд отказался от своей отличительно-нуарной привычки. Теперь повествование будет постоянно прыгать из 60-х в события последних 8 лет. Разница между происходящей чехардой считывается по наличию, либо отсутствию у Спейда ещё живой возлюбленной и сигареты в зубах. Событий и действующих лиц с каждым эпизодом становится такое количество, что важность второстепенных героев размывается всё больше.
Филипп возвращается исключительно из-за наследства девочки, которое она может скоро получить из-за приближающегося совершеннолетия. На циничного Спейда, играющего в популярный сегодня троп угрюмого мужчины и его не по годам умной подопечной, наваливается непростая семейная драма. Параллельно в милой деревушке начинают происходить странные события. Незнакомцы охотятся за мальчиком-макгаффином, а шестерых монахинь убивает загадочный мужчина в капюшоне, используя ритуальный подход. Американскому спасителю предстоит разбираться и с этим.
Для сценариста Скотта Фрэнка расследуемые убийства важны меньше, чем сквозная тема перемен.
Старение американского интеллектуала во французской глубинке против подростковых изменений его подопечной Терезы. Или перемены внутри страны, ещё не восстановившейся после военных действий, против готовящейся отправки человека на Луну. Всё это — захватывающий слепок времени, богатейший фон, на котором основной сюжет постоянно требует глубокого зрительского внимания. Не уследишь за малейшим движением рук в бесконечных хронологических играх — пиши пропало. Своим произведением Фрэнк явно целится в интеллектуальную взрослую аудиторию, с которой мог бы беседовать на одном уровне.
Оуэн с почтением подходит к образу, прежде принадлежавшему Хамфри Богарту: отпускает едкие шуточки, щеголяя сухим остроумием, но уже без сексистских выходок былых лет. Его персонаж воплощает постаревшую, усталую версию Сэма Спейда, пережившего множество личных трагедий, смягчивших его нрав. Создатели берут за исходную точку даже не сам образ легендарного следователя, а идею классического нуара 40-х, которую он в себе воплощал. Правда, относятся они к жанру противоречиво: то с глубоким почтением к классике, то с желанием посмеяться над устаревшими конвенциями.
Проекту невозможно избежать сравнений с 4-м сезоном «Настоящего детектива», трансляция которого началась и закончится в один день с «Месье Спейдом». И там, и там герои пытаются выстроить доверительные отношения с девочками-подростками. И там, и там крепкие детективные истории с налётом мистики. Пока Джоди Фостер и Кали Райс разбираются с загадочными явлениями духов и таинственными символами, Клайв Оуэн имеет дело с ритуалами и мистическими заговорами. В одном проекте раскинулись бескрайние французские поля, у дорог стремятся ввысь пышные зелёные деревья, а главный герой нагой плывёт в роскошном бассейне на заднем дворе. В другом — морозный городок на Аляске, суровые снегопады и героиня, размораживающая трупы на закрытом катке. Одна из следовательниц «Детектива» покрыта татуировками и пирсингом, а герой «Спейда» носит широкую шляпу и закуривает сигару в ретроавтомобиле.
Удовлетворить потребность в нуарном детективе сегодня оказалось проще, чем в прошлом веке. Осталось лишь выбрать сторону.