Очередной провал Marvel или мостик к новой стратегии? Рецензия на «Эхо»
На Hulu вышел новый сериал киновселенной Marvel под названием «Эхо» (Echo). Все пять эпизодов появились на стриминге в один день, а сам проект стал первым в новой линейке Marvel Spotlight — сборнике историй для взрослой аудитории. Сюжет посвящён второстепенной героине сериала «Соколиный глаз» по имени Майя Лопес (Алаква Кокс). Слабослышащую девушку сначала воспитывали в резервации коренных американцев, а затем — учили убивать в дорогих апартаментах злодея Кингпина. Николай Кубрак разбирается, каким получился проект на стыке марвеловских сериалов от Disney+ и Netflix.
«Эхо» выглядит лишним проектом киновселенной Marvel
Зрителю, не сильно погружённому в контекст современной киновселенной Marvel, сложно объяснить, что такое «Эхо». Формально это спин-офф сериала «Соколиный Глаз» (Hawkeye). Но в то же время — ориджин нового персонажа. А ещё будто бы пролог глобальной истории про Кингпина. Наверняка найдутся люди, которых такие тезисы заинтересуют. Только вот проблема: построение связи с «Соколиным глазом» и новым повествованием заняло в совокупности пять минут, а погружаться в очередную стандартную историю становления ноунейма КВМ вряд ли кому-то интересно. Тем более когда большая часть просмотра — это чтение субтитров из-за диалогов на жестовом языке.
Выходит, что «Эхо» — совсем необязательный сериал в контексте киновселенной. Его ближайший аналог — «Мисс Марвел» (Ms. Marvel). В обоих проектах есть пара прикольных режиссёрских приёмов, неплохая первая серия, щепотка фан-сервиса, задел на нечто глобальное и репрезентация меньшинств. Но рейтинги, оценки, отзывы и влияние на КВМ говорят об одном — без таких сериалов Marvel легко могла обойтись.
Вряд ли историю героини второго плана из «Соколиного глаза» всерьёз хотели узнать миллионы людей со всего мира. А те, кто попытались, остались не в восторге — на IMDb у сериала средняя оценка 6.3, а на КиноПоиске кошмарные 4.7. Дела обстоят даже хуже, чем у критикуемого всеми «Секретного вторжения». По структуре и сюжету «Эхо» — ровно такой же марвеловский конвейер с интригующей первой серией, резким проседанием в последующих и ужасным поединком в финале.
После просмотра пяти эпизодов ответа на главный вопрос так и не появилось: зачем вообще киновселенной нужен этот сериал?
Сериал не тянет на статус первого взрослого проекта КВМ
Объяснить существование «Эхо» можно было бы созданием нового направления под названием Marvel Spotlight — теперь отдельные проекты КВМ будут выпускать на стриминге Hulu с возрастным рейтингом 18+. Но из «Эхо» не вышло по-настоящему взрослой истории — убрать кровь, и получится вполне стандартный марвеловский проходняк, каких на Disney+ уже набралось с десяток.
В идеале Marvel Spotlight должен стать переосмыслением сериалов Marvel-Netflix, но «Эхо» похож на «Сорвиголову» разве что боевым экшеном. И отчасти сюжетом — теперь события сериала про Мэтта Мёрдока официальный канон киновселенной: в «Эхо» использовали даже парочку кадров из его сольного проекта Netflix, а Кингпин — тот же самый персонаж, что и в сериале десятилетней давности. Сорвиголова тут тоже появился, но довольно странно — внезапно влетев посреди драки и так же неожиданно убежав. Эталонное камео ради камео: актёр Чарли Кокс, вероятно, не появлялся на съёмочной площадке — хотя даже провалившийся сериал «Женщина-Халк» (She-Hulk) он удостоил такой чести.
«Эхо» будто застрял где-то между «Соколиным глазом» и переосмыслением «Сорвиголовы». Вместо прочной связующей магистрали от экспериментального сериала к смелому взрослому проекту получился маленький шаткий мостик, который проще перепрыгнуть. Вместо нового взгляда на события «Соколиного глаза» создатели «Эхо» зачем-то буквально вставили кадры из этого сериала и заново пересказали знакомую фанатам историю. Полноценного начала нового кровавого сюжета под брендом Spotlight тоже не вышло. Разве что небольшой намёк на неё в сцене после титров.
Перед премьерой «Эхо» в сети появилось много слухов, что Marvel планируют адаптировать комикс «Власть дьявола» в рамках новой глобальной истории КВМ. По сюжету Кингпин баллотируется на пост мэра Нью-Йорка, а его победе пытаются помешать Сорвиголова, Эхо, Человек-Паук и другие герои уличного уровня. Линии этих персонажей и лягут в основу будущих проектов студии, чтобы в конечном счёте привести к единому большому сюжету. К межпространственным, космическим, магическим и межгосударственным историями в Marvel добавится новый максимально приземлённый городской уровень. Это отличная новость для многих фанатов и любителей жестоких криминальных историй. Но, увы, «Эхо» даже не стал полноценным прологом этого интригующего сюжета.
У «Эхо» отличный боевой экшен, но это не спасает
В самой тёмной эре Marvel Studios стабильно хорошо у компании работает только одно — маркетинг. Даже сомнительный проект «Эхо», который несколько раз менял стратегию и чуть ли ни отменялся, в итоге подали как грядущий шедевр. Трейлер смонтировали так, будто это марвеловский «Джон Уик», а в первых отзывах критиков звучали сплошь комплименты и сравнения с великими сериалами, вроде «Во все тяжкие». Кевин Файги и его команда всегда могли нагнать пафоса за счёт грамотной рекламы и лояльных журналистов. Но в последние годы разрыв между ожиданием и реальностью постепенно увеличивался до шокирующих масштабов.
В случае «Эхо» он оказался предельным. По печальной традиции марвеловских сериалов, пустой болтовни и бытовых сценок здесь в разы больше, чем самого боевика. Большинство диалогов «Эхо» приходится читать, при этом они не несут никакой полезной информации для сюжета. Помогают разнообразить клишированные реплики только редкие появления Кингпина — злодей моментально приковывает к себе внимание и в очередной раз раскрывается как великолепный оратор и гениальный манипулятор. Даже в картонных рамках «Эхо» заметно, что Винсент ДʼОнофрио будто был рождён для этой роли. Другого Уилсона Фиска на экране попросту невозможно представить — равно как и в броне Железного Человека мы уже не видим никого, кроме Роберта Дауни-младшего.
61-летний ДʼОнофрио невероятно хорош в разговорных сценах, но уже явно не тянет динамику экшен-сцен. Финальные недопоединок — посмешище. Эпизод в подворотне — больше про драму и режиссуру, чем про боевую хореографию. Создавать аттракцион с таким злодеем крайне сложно, хотя авторам «Сорвиголовы» вполне удавалось. Но, в отличие от «Эхо», там была целая галерея ярких злодеев. Здесь же за четыре часа хронометража всего три полноценных драки и еще пара-тройка абсолютно кошмарных эпизодов: например, сцены с поездом и взрывом из второй серии хорошо иллюстрируют, насколько серьёзные проблемы с визуальными эффектами сейчас у большинства марвеловских сериалов.
С чем пафосные анонсы «Эхо» не обманули так это с боевым экшеном: он правда на высоком уровне. Конечно, не «Джон Уик» и не «Тайлер Рейк», но создатели проекта явно пытались сделать нечто подобное. Драки в фильме выполнены на уровне «Шан-Чи и легенды десяти колец» — лучшей марвеловской постановки в плане боевых сцен. Длинные планы, нестандартные пролёты камеры, реализм, сложная боевая хореография, брутальные сцены и сочная музыка — поединки из «Эхо» собрали всё, за что мы любим боевики каскадёрской волны. Но «Эхо» продавали, прежде всего, самым лояльным поклонникам Marvel. А для них классная массовая драка, снятая одним планом, точно не перевешивает банальный сюжет, блёклую героиню, скучнейшие диалоги и слабую проработку всего остального.
Инклюзивная стратегия Marvel официально провалилась
«Эхо» — это история про слабослышащую коренную американку с протезом вместо ноги, которую играет слабослышащая коренная американская актриса Алаква Кокс. Звучит как грубая пародия на тренды современных западных блокбастеров. Сама идея уже кажется крайностью и невероятно странной точкой в истории поп-культуры, в которой мы все оказались. Репрезентация меньшинств и дискуссия о проблемах отдельных групп населения — это здорово и полезно. Но в случае Marvel это уже превратилось в лицемерие.
Даже быт коренных американцев в «Эхо» показан максимально стереотипно — всё свелось к клише про память предков, до ужаса поверхностного взгляда на традиции и костюмы в духе расистских вестернов середины 20 века. На контрасте с «Псами резервации» или «Убийцами цветочной луны» (от которого тоже не остались в восторге представители племени осейджей) репрезентация истории и жизни коренных американцев в «Эхо» не выдерживает критики. А решение сделать народ потомками инопланетян совсем уж странное решение — по сути, речь в сериале идёт даже не про настоящих коренных американцев. С одной стороны, авторы обезопасили себя от критики, с другой — создали фейковую репрезентацию важной группы населения.
После завершения третьей фазы боссы Marvel явно пытались заработать денег и очков репутации за счет инклюзивности. Тренд в поп-культуре укрепился, а внимание к меньшинствам привлекало новую аудиторию из их числа и гарантировало положительную критику. Но каждый излишне толерантный проект Marvel по итогу неудачно выступил в прокате/на стриминге и получил низкие зрительские оценки: феминистские «Капитан Марвел 2», «Чёрная вдова» и «Женщина-Халк», этнически заточенные «Шан-Чи и легенда десяти колец», «Сокол и Зимний солдат» и «Мисс Марвел», а также кроссовер всевозможных меньшинств «Вечные» стали самыми яркими иллюстрациями кризиса КВМ.
Что в итоге сделали Кевин Файги и босс Disney Боб Айгер? Мигом отказались от инклюзивной стратегии и вернулись к стандартной классический супергероике первых фаз. В планах проекты про белых цисгендерных популярных героев: Дэдпула, Фантастическую четвёрку и Людей Икс. А в новостях всё больше слухов о возвращении Железного Человека и Капитана Америки. Пора признать — мода на «повесточку» проходит. Толерантные блокбастеры не собирают большую кассу, зрителям нужно нечто более универсальное и менее манипулятивное. «Эхо» в этом контексте запомнится маячком, обозначившим крайнюю степень усталости людей от тренда на инклюзивные кинокомиксы.