19 июня 2020

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме

Разговоры о расизме и притеснении меньшинств звучат сейчас на редкость громко. Печальная, но лежащая где-то глубоко в человеке склонность к агрессии по отношению к тем, кто отличается от него, никак не хочет уходить в прошлое. И как любой масштабный и сложный конфликт, эта тема находит свое отражение в литературе. И у фэнтези нет никаких причин отставать от более «реалистичных» жанров. Иногда метафора позволяет высказываться на острую тему свободнее и смелее, а порой это просто данность мира, который создает автор.<br />Мы подготовили подборку фэнтези книг, в сюжете которых тема межрасовых и межклассовых разногласий играет значительную роль.
Разговоры о расизме и притеснении меньшинств звучат сейчас на редкость громко. Печальная, но лежащая где-то глубоко в человеке склонность к агрессии по отношению к тем, кто отличается от него, никак не хочет уходить в прошлое. И как любой масштабный и сложный конфликт, эта тема находит свое отражение в литературе. И у фэнтези нет никаких причин отставать от более «реалистичных» жанров. Иногда метафора позволяет высказываться на острую тему свободнее и смелее, а порой это просто данность мира, который создает автор.
Мы подготовили подборку фэнтези книг, в сюжете которых тема межрасовых и межклассовых разногласий играет значительную роль.

«Ведьмак» Анджей Сапковский

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 1

В мире, где бравый ведьмак Геральт убивает чудовищ, до первого Сопряжения Сфер не было людей. Эта раса пришла из другого мира вместе с монстрами, и начала стремительно расселяться. И вот, много лет спустя, именно люди стали хозяевами мира, тогда как представители «старших рас», таких, как эльфы и краснолюды, вынуждены довольствоваться вторыми ролями. Эльфы имеют, пожалуй, больше всего причин для ненависти к людям. Их цивилизация лежит в руинах, в человеческих городах их презирают, а те, кто объединяется ради попытки выжить самостоятельно, не могут найти себе места, где люди не убивали бы их за землю и еду. Впрочем, те, кто пытаются выжить самостоятельно, в основном, рады делать это за счет людей. Убивая и притесняя их «в ответ», они считают, что возвращают долг. Этот мир стал слишком тесен для них.

Да и сам главный герой произведений Сапковского нередко встречается с проявлениями расизма. «Мутант» — достаточный маркер отличия, чтобы нормальные люди испытывали к тебе недоверие и неприязнь. Этого Геральту в его приключениях достается сполна. В целом «Ведьмак» во многих смыслах произведение о человеческой ксенофобии, как одной из причин, почему иногда люди оказываются самыми страшными чудовищами.

«Алмазный меч, деревянный меч» Ник Перумов

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 2

Уже само пророчество о магических мечах, которые вынесены в заглавие романа, повествует о ненависти. Почти все нелюди империи Мельин находятся на осадном положении и подвергаются гонениям со стороны ее хозяев, людей. Некогда человечество отвоевало эти земли у иных рас, после чего стало всячески притеснять их. Но у гномов и Дану будет шанс на месть, когда на сцену выйдут Алмазный и Деревянный мечи. Сойдясь в битве, они, согласно пророчеству, уничтожат мир. Осталось решить, не слишком ли это высокая цена для мести?

Но пророчествам нужен срок для исполнения, а легендарное оружие капризно. Пока Хранители мечей следуют путями своей запутанной судьбы, можно вспомнить, что маги, конечно, люди, но какие-то странные. К тому же болезненно стремятся к контролю и власти. И молодой амбициозный Император восстает против чародейской «опеки», погружая державу в хаос междоусобицы и давая нелюдям еще больше шансов на успех.

Один из самых известных романов Перумова вовсю обращается к теме угнетения одной расой других и конфликтам, к которым это ведет. Зло порождает лишь еще больше зла, и иногда лучшее, что можно сделать с мечом — опустить его, но очень страшно быть первым, кто это сделает.

«Трилогия Дэвабада» Шеннон Чакраборти

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 3

В «Трилогии Дэвабада» разные народы джиннов, вынужденные уживаться в стенах одного тайного города, до сих пор не могут переступить через стародавние предрассудки и вражду. Кроме этого существует «шафитский вопрос» — полукровок джинны рассматривают как существ второго сорта, и по сути в Дэвабаде полулегально процветает рабство. Шафиты, разумеется, не рады такому положению, и некоторые джинны у власти тоже начинают понимать, что так дальше продолжаться не может.

Однако, как и в реальной истории, такая гигантская проблема не может разрешиться по щелчку пальцев и чьей-то доброй воле. Героям требуется преодолеть «традиционный» взгляд на мир целого народа, не понимающего, зачем что-то менять. Складываются радикальные группировки, готовые платить любую цену за достижение своих целей. Политики думают только о том, как удержаться при своем положении. А простым шафитам и джиннам нужно переступить через недоверие, чтобы найти союзников и осознать, что они пытаются удержаться в этой раскачивающейся лодке не в одиночку.

«Опиумная война» Ребекка Куанг

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 4

В основе сюжета «Опиумной войны» лежит давняя вражда между народами Империи Никан и островной Федерации Муген, которые списаны с Китая и Японии соответственно. Воинственные островитяне раз за разом пытаются захватить обширные земли Империи, население которой не считают за людей. Но, как это ни странно, больше внимания в романе получает вопрос внутреннего расизма. Так на севере Империи довольно презрительно относятся к жителям южных провинций, сельскохозяйственных и небогатых. Главная героиня, Рин, южанка, и ее «слишком смуглая» кожа бросается всем в глаза, когда она отправляется на север для обучения в военной академии. И тут на сцену выходит история еще одного острова с воинственным населением — Спира — который ранее входил в состав Империи. Его судьба сыграла решающую роль в последней войне с Мугеном, ведь население Спира было истреблено, и на этот вопиющий геноцид отозвались соседние государства, придя на помощь Никану. Те, впрочем, основаны на европейцах и в свою очередь презрением относятся и к Никану, и к Федерации, стараясь использовать их конфликты и беды в своих корыстных целях.

Но, вспоминая о спирцах, герои романа никогда не забывают, что они были «чужаками в Империи». Поклоняясь собственному богу, огненному Фениксу, жители Спира были превосходными воинами, но считались слишком дикими и неуправляемыми. Жители континента не понимали их и откровенно побаивались Спира. Некоторые даже считают, что правитель Империи пожертвовал Спиром намеренно, «убив сразу двух зайцев». К истории этого геноцида «Опиумная война» будет возвращаться не один раз, открывая все новые неприглядные детали.

«Страна Лавкрафта» Мэтт Рафф

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 5

Здесь вопрос расизма стоит во главе угла в качестве постмодернистской подоплеки романа. Работа Раффа живет и дышит лавкрафтианскими сюжетами и самим подходом Отца Ужасов к литературе, но не забывает и о личности создателя «Мифов Ктулху». Не раз было написано в сети о том, что Лавкрафт, к сожалению, был ярым расистом, а также антисемитом и гомофобом. Это уже обыгрывалось в графическом романе «Провиденс» по мотивам его творчества, где главным героем становился еврей и гомосексуал. А в «Стране Лавкрафта» на сцену выходит афроамериканец Аттикус Тернер и его семья. И ужас от столкновения с таинственными колдовскими ложами и тварями из ада на страницах романа будет часто пересекаться с тем, насколько само по себе страшно быть не таким в Америке 50-х.

Мэтт Рафф написал действительно пугающую книгу, поскольку действие происходит более полувека назад, но мир, на самом деле, не слишком отличается от того, что окружает нас сегодня. Удивительным образом Аттикус, будучи довольно жизнелюбивым проводником в эту реальность, делает происходящее одновременно легче и страшнее. К герою и его родным привязываешься с легкостью, поэтому окружающая их несправедливость бьет больнее. Головокружительное приключение, в которое они бросаются с головой, не лишено юмора, но когда слишком пристального внимания полиции, будучи человеком с чистой совестью, ты опасаешься больше, чем неведомого из-за грани реальности, некоторые вещи в жизни придется переосмыслить.

«Хроники полукровок» Андрэ Нортон, Мерседес Лэки

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 6

«Хроники полукровок» рассказывает о мире, изначально принадлежавшем людям, но захваченном эльфами, пришедшими из иной реальности. Открыв магические Врата, эльфы бежали от неких опасностей родного мира и решили стать повелителями нового. Вслед за эльфами в мир пришли драконы, обладающие магией перевоплощения, что позволяет им скрываться среди людей и эльфов. Расу вставших у руля рабовладельцев они считают мягко говоря, недостойной, поэтому часто используют свои таланты, чтобы сбивать их с толку и злить. Итак, в мире есть господа-эльфы, покоренные люди, которые носят ошейники, подавляющие их природную магию, и драконы, предпочитающие оставлять свое существование в тайне. А еще, конечно, есть дети от союзов могущественных эльфов и их человеческих гаремов — полуэльфы или, как их часто называют, Волшебники. Последним подвластна человеческая и эльфийская магия, что делает их серьезной угрозой господству эльфов. Автор умело играет с особенностями магии и менталитета всех имеющихся рас, рассредоточивая по доске фигуры.

В целом понятно, к чему ведет любой сюжет, в котором есть рабовладельческий строй. Это всегда история о том, как быть не должно, вопрос в том, как именно система будет свергнута. Здесь сюжет закручивает шутливое драконье пророчество об избранном ребенке, которое оказывается в результате не такой уж шуткой.

«Божественные города» Роберт Джексон Беннет

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 7

В цикле Роберта Джексона Беннета божества реальны. Или, точнее, были реальны, пока их не убили. Будучи покровителями Континента, они долгое время помогали его жителям властвовать над миром, делая прочие народы жителями «незначительных» и угнетенных колоний. Жители Континента считали, что они возвышены над прочими по праву, и божественные чудеса сопровождали их каждый день. Но колония Сайпур отказалась навечно оставаться в их тени. Благодаря технологиям, ей однажды удалось истребить самих богов и поработить Континент.

Действие книги происходит спустя годы после торжества Сайпура. Континент стал бледной тенью себя прежнего: ветшающие города, жесткие запреты старой веры, тяжелые условия жизни без всякой поддержки. Народ Сайпура не стесняет себя в средствах, чтобы доказать, что теперь они — люди первого класса, привилегированное сословие. Они со вкусом мстят за годы и годы пренебрежения, а жители Континента отвечают им чистой ненавистью. В конце концов, причина их болезненного падения с высокого пьедестала — это Сайпур. И ему еще предстоит столкнутся с последствиями уничтожения богов и их пугающим наследием.

«Рожденный туманом» Брендон Сандерсон

Кровь эльфов и не только. Фэнтези с конфликтами, основанными на расизме - фото 8

Сандерсона фанаты называют мастером-демиургом, в первую очередь в любом его сеттинге интересуясь деталями созданного мира. И правда, писатель уделяет большое внимание таким вещам, как климат планеты, путь развития прогресса, система магии… И все эти элементы служат основой для сюжетов. Так важная составляющая мира цикла «Рожденного туманом» — жесткое классовое деление на аристократов и скаа. Будучи практически бесправными, выходцы из «низших» слоев населения готовы зайти очень далеко ради того, чтобы изменить существующий порядок. Терять им нечего, так как их жизнь ничего не стоит.

На начало цикла Вседержитель правит уже долгие века. Обожествленный правитель завоевал все земли континента, создав великую Империю, которая вскоре после этого погрязла в стагнации. Аристократам он «подарил» особый вид магии, в результате которого «кровосмешение» со скаа было запрещено, чтобы простолюдины, находящиеся на положении рабов, не получили сил, которые могут помочь им восстать. Восстания все равно случались, но раз за разом были подавлены. На службе у Вседержителя такие люди и создания, что не боится ни мятежей, ни покушений на него лично. Но, разумеется, незаконнорожденные дети бывают — например, если удачливой женщине скаа удалось сбежать от заинтересовавшегося ей аристократа до того, как он ее убьет. И отряд таких ожесточенных магов действительно может бросить вызов сложившейся системе…

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
abaddongame
abaddongame
Подборочка хороша, +2 книжки на почитать. Спасибо
weissman
weissman
надеюсь эта книга Джексона не мыльное мыло, с миллионом персонажей, с глав героями с супергромадными роялями в кустах и суперизбранностью из избранных
Сергей Козорез 412
Сергей Козорез 412
хм... пожалуй стоит посмотреть на Опиумную Войну и Рожденного туманом. а вот Хроники полукровок Нортон, я кажется даже когда то читал :)