«Криминальному чтиву» — 25 лет! Вспоминаем лучший фильм Квентина Тарантино
Сценарий Pulp Fiction — если вы вдруг не смотрели фильм, — можно пересказывать очень долго. Тут и сюжет о паре киллеров, после чрезвычайной ситуации решивших пойти разными жизненными путями. И арка о боксере, «нагревшего» мафию на крупную сумму, который вместо того, чтобы удариться в бега, решает впервые в жизни пойти на подвиг, чтобы сохранить единственную память об отце. И линия одного из киллеров — второстепенного персонажа других двух арок, — которому босс поручает «позаботиться» о жене, пока его не будет в городе (нет, не в том плане, в котором вы подумали). Фильм длинный, чрезвычайно детальный, насыщенный и героями, и событиями, и твистами.
Но авторской подзаголовок к одному из драфтов сценария «Криминального чтива» справляется с задачей лучше всякого подробного пересказа:
Это три истории… об одной истории!
Александр Башкиров
Самый влиятельный фильм Тарантино — слишком многое изменилось в нашем представлении о кино из-за этой картины. О том, как можно рассказывать истории, переплетая их в причудливые узлы, вольно обращаясь с хронологией, но при этом не запутывая зрителя.
Мы привыкли хвалить за усложненный нелинейный нарратив Нолана, но Тарантино пользуется им абсолютно свободно, когда история этого требует, а когда не требует — спокойно обходится без него, не циклясь на переусложнении ради фишки.
Квентин в очередной раз показывает себя и гениальным сценаристом (за этот сценарий он получил и «Оскар» и ряд других премий) — диалоги и монологи фильма расходятся на цитаты и по сей день, настолько они емкие, звучные, мощные. И сам фильм постановкой сцен максимально работает на то, чтобы каждая из них раскрылась полностью. Как можно забыть проповеди Джулза или бессмертное:
Everybody be cool, this is a robbery!
Any of you fucking pricks move, and Iʼll execute every motherfucking last one of ya!
Вроде ничего особенного, бандиты орут нечто подобное в каждом третьем фильме, но только здесь это запоминалось. Дело в выстроенной мелодике фразы, экспрессии актеров, вступающей заглавной музыкальной темы и уходе на фризфрейм с начальными титрами. Сцена вырывается из реальности и превращается в обложку, в тему, в пробник того, что последует дальше.
Несмотря на обилие сюжетных линий и персонажей, никто не чувствуется обделенным и отодвинутым в сторону, герои получают такое шикарное раскрытие, которого многим не удается добиться и за пару часов на экране, все персонажи вышли яркими и стали ключевыми образами для игравших их актеров. Даже внезапная и нелепая смерть Винса на унитазе чувствуется на удивление правильной и мощной.
Потрясающая картина, великолепный пример сложной, многомерной истории, рассказанной настоящим мастером.
Александр Трофимов
В оригинале опубликовано в материале «Топ-100 лучших фильмов по версии «Канобу», где «Чтиво» заняло 7 место
Больше о Тарантино:
Обо всех фильмах Тарантино НЕ СЧИТАЯ «Криминального чтива» мы рассказывали в отдельном материале-киномарафоне: «„Криминальное чтиво“ мы выносим за скобки, ибо второй фильм Тарантино — недостижимое даже для него самого творение, которое настолько сильно увешано регалиями, что оценить его объективно уже просто невозможно. Поэтому идет вне конкурса».
- В рецензии на «Однажды в Голливуде» Александр Трофимов назвал 9 фильм Тарантино «прекрасно снятым кино ни о чем»
- А у вас об этом фильме не столь однозначное мнение