Киберпанк, постапокалипсис или шаблонная фантастика? Что такое «Аванпост»
«Современный фантастический российский фильм», — у большинства это сочетание слов вызывает скепсис. Уже привычно, что своего ничего придумать мы не можем, а пытаемся походить на Голливуд. За примерами далеко бежать не надо — «Притяжение».
Но в этот раз все должно было быть иначе. Никакой подростковой чуши. Суровое кино про главную битву в истории человечества с таинственным врагом.
На этом и строилась рекламная компания. Главный ролик, где куча солдат во всеоружии ночью ждет атаки полчищ неизвестно кого. Сцена нагнетала отлично, словно, как в режиссерской версии «Чужих», на пулеметы и солдат будут бросаться кровожадные монстры. И многие гадали — с кем же будет эта эпичная битва, кто станет врагом человечества?
Я специально не буду спойлерить врагов, но вы точно будете разочарованы. А в особенности этой сценой, которая продолжается секунд 30 после атаки и демонстрирует стрельбу в темное пятно ночи. Но обо всем по порядку!
На режиссуру фантастического блокбастера поставили Егора Баранова, ответственного за «Гоголя» с Петровым и посредственный эротический триллер с Федоровым «Саранча». В этот раз режиссера ждало нечто иное.
Больше о российской фантастике:
Фильм начинается с упомянутой ранее ночной сцены, которая прерывается на классическое «за какое-то время до этого», где нам демонстрируют странную Москву с легким оттенком киберпанка. Все такое футуристичное и неоновое. На экране появляется потомственный солдат Олег (Алексей Чадов) на свидании с девушкой Аленой (Лукерья Ильяшенко). После скромной постельной сцены герой вынужден с увольнительной отправиться опять в часть.
Во всем мире неожиданно начала отключаться техника и иссяк поток электроэнергии. Люди массово стали умирать по неизвестным причинам или исчезать. Не пострадала только Москва, которая оказалась в центре круга жизни. Туда также попали Украина, Финляндия и еще несколько территорий. Аванпост в Кировской области стал основным местом, откуда посылали отряды на разведку.
На этом посту и находится Олег в компании с Юрием (Петр Федоров) — бывшим таксистом, который, похоже, единственный рад произошедшему. Ему нет дела до погибших. Главное, что он обрел смысл в жизни. Теперь он военный, который будет бороться с причиной катастрофы. Этот персонаж своими действиями удивляет больше всего. Его решили наделить очень смелыми моральными принципами. С
частью трудно согласиться, но некоторые разумны, хотя другие герои так не считают. И чтобы героям не было одиноко в мужской компании на базе оказывается Алена, с которой у Олега было свидание, и репортер Ольга (Светлана Иванова), которая считает своей миссией держать население в курсе абсолютно всего, что делают военные.
Фильм состоит из двух сюжетных линий. Но о второй, которая происходит в Москве, я не могу говорить, так как это один большой спойлер. Потому сосредоточимся на главной — действия военных. Они происходят в пустынных разрушенных локациях, напоминающих постапокалиптический сеттинг. Врага тщательно скрывают чуть ли не до середины фильма, который идет почти два с половиной часа. И эта интрига того совершенно не стоит. Все так обычно и неизобретательно.
Картина напоминает смесь «День, когда земля остановилась», «Битва за Лос-Анджелес» и «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». Вот такую вот Химеру кидают на стол зрителю, но пытаясь совместить все это, добавив еще и щепотку «Прометея», создатели сделали ленту тяжеловесной. Но совсем не умной, а скорее смешной.
Сценарий определенно не сильная сторона фильма, хотя пара любопытных сцен в нем есть. Опять же, спорных с точки зрения морали. Из персонажей выделяется Федоров и еще один спойлерный герой. У них есть нечто общее в суждениях, тем они и отличаются от остальных со стандартным набором характеристик.
Больше о российском жанровом кино:
И если с актерами и сценарием все понятно, так что же самое главное — экшен-сцены? До них еще надо дотерпеть. А когда они начинаются, то не могут выдержать баланс.
В течение одной продолжительной экшен-сцены показывают бой только с перспективы героев. Враги в кадр почти не попадают. Это серьезно раздражает при просмотре. Полфильма прошло. У вас второе столкновение, а вы все еще пытаетесь игнорировать врага. Потом становится ясно почему, но это слабое оправдание.
Хорошо, что под конец все же начали показывать и умирающих от выстрелов врагов, а то фокус на гибнущих солдатах откровенно утомлял. Но атмосфера выдержана. Толпы врагов, нехватка патронов, атака со всех сторон. В эти моменты видно, что создатели постарались. А прорыв на броневиках так и вовсе смело можно назвать хорошим — непродолжительным, но жестким и эффектным. Взрывы толковые, да и вообще спецэффекты в большинстве своем не насилуют глаз.
А вот что в экшене получилось действительно плохо, так это ближний бой. Тряска камеры, бесящее ускорение и какое-то колхозное замедление с круговым вращением камеры.
Картина идет явно больше, чем нужно. Там, где ей лучше было бы закончиться она не спускает на тормоза, а продолжает скатываться в абсурд. Персонажи под воздействием эмоций порой и вовсе творят какую-то дичь. А потом вылезает огромный рояль, приводящий к смешному и диковатому финалу.
«Аванпост» нельзя назвать плохим фильмом. Он просто очень средний. Видно, что большая часть картины снята на высоком качественном уровне, но сама история, затянутость и ограниченная фантазия в презентации врага и постановки большинства экшен-сцен не дают ей быть чем-то большим.
- Вокалист Linkin Park написал песню для фильма «Аванпост»