08 октября 2020Технологии

Кэтфишинг: Зачем люди крадут цифровую личность, и как от этого защититься

Скучающие одинокие женщины в радиусе двух километров. Парень на фоне бассейна в турецком отеле, оставивший хвалебный отзыв на курс «Как стать миллионером за два дня». Миловидная девушка из «Тиндера», которая от непринужденного общения быстро переходит к рассказу о своих бедах и просьбам перевести денег. Зачастую люди с фотографий даже не подозревают о существовании своего аккаунта в приложении для знакомств или способов ускоренного заработка, а просто стали жертвами кэтфишинга: кто-то украл их фотографии и теперь использует в своих целях. Рассказываем, зачем вообще могут понадобиться чужие фото и что делать, если вы против своей воли вдруг оказались лицом сомнительного бизнеса.
Скучающие одинокие женщины в радиусе двух километров. Парень на фоне бассейна в турецком отеле, оставивший хвалебный отзыв на курс «Как стать миллионером за два дня». Миловидная девушка из «Тиндера», которая от непринужденного общения быстро переходит к рассказу о своих бедах и просьбам перевести денег. Зачастую люди с фотографий даже не подозревают о существовании своего аккаунта в приложении для знакомств или способов ускоренного заработка, а просто стали жертвами кэтфишинга: кто-то украл их фотографии и теперь использует в своих целях. Рассказываем, зачем вообще могут понадобиться чужие фото и что делать, если вы против своей воли вдруг оказались лицом сомнительного бизнеса.

Сома посуди

Кэтфишинг — это способ обмана, при котором человек в интернете выдает себя за другую личность, используя чужие фото. Кэтфишер может, например, вести аккаунт в соцсети, переписываться на сайтах знакомств, оставлять комментарии и отзывы (чаще положительные) — все это с фотографией кого-то другого, зачастую вообще ему незнакомого. В рунете можно найти такое объяснение происхождения слова: жертву будто бы «ловят на котиков», то есть привлекают чем-то приятным и симпатичным. Но на самом деле кэтфишинг имеет отношение не к котикам, а к сомам — крупным пресноводным рыбам. Термин появился благодаря названию фильма 2010 года Catfish (в русском переводе «Как я дружил в социальных сетях»). Нью-йоркский хипстер знакомится в «Фейсбуке» с девятнадцатилетней привлекательной и творческой девушкой — танцовщицей, художницей и певицей, болтает с ней дни напролет, обменивается фотографиями (вполне невинными), и в какой-то момент не выдерживает и с двумя друзьями мчится к ней на ранчо в Мичиган.

Но там хипстера ждет не прекрасная юная танцовщица, а сорокалетняя женщина с мужем и тремя детьми, двое из которых — тяжелые инвалиды. Она просто взяла фотографии неизвестной ей девушки, создала аккаунт и несколько месяцев поддерживала общение с незадачливым нью-йоркцем. Сама девушка с фотографий в это время преспокойно жила в штате Ванкувер с мужем и двумя детьми и даже не подозревала, что была втянута в эту историю.

Переписка от чужого имени и выстраивание хорошо продуманной легенды (у поддельной танцовщицы на «Фейсбуке» есть целая семья — родители, братья и сестры, и все они активно ставят друг другу лайки и пишут комментарии) — это хобби замученной тяжелым бытом женщины. При этом муж ее не только не осуждает, а даже оправдывает: по его мнению, жена держит в тонусе всяких доверчивых хипстеров, как сом в водоеме не дает расслабляться треске. В общем, как в русской пословице «на то и щука, чтоб карась не дремал».

В интернете и в реальности — разные личности в фильме Catfish

Слишком хороша для тебя

Москвичка Анна тоже попала в историю с кэтфишингом и знакомствами. Друг скинул ей ссылку на сайт loveplanet.ru со словами: «Ты зачем себе возраст скостила?» У человека с ником Рыжик Пыжик в профиле стояли фото Анны (у нее рыжие волосы), но возраст был указан на несколько лет меньше. Девушка рассказывает, что так и не смогла понять, кто и зачем использовал ее фото — чтобы связаться с автором профиля, на сайте нужно было регистрироваться, а ей этого делать не хотелось. Поддержка loveplanet.ru тоже не помогла: там потребовали прислать фото с паспортом на фоне профиля и предоставить свои аккаунты в соцсетях. Анна признается, что в итоге просто забила.

Кэтфишер может поддерживать отношения с ничего не подозревающим собеседником довольно долго, но обычно в его поведении много подозрительного. Он инициирует общение и активно интересуется всем, что происходит в жизни жертвы. В какой-то момент может даже показаться, что онлайн-собеседник слишком хорош, чтобы быть реальным: у него уважаемая, необычная или просто вызывающая умиление профессия (вроде смотрителя за пандами в зоопарке), интересные хобби, а также отличные моральные качества — отзывчивость, доброта, умение сопереживать. Все может развиваться слишком быстро: еще вчера вы скромно обсуждали любимые фильмы, а сегодня ваш новый друг или подруга переходит к абсолютной откровенности. При этом человек отказывается от реальной встречи и видео-чатов. В ход могут идти любые оправдания — от стеснительности до «ко мне бабушка приехала».

Несмотря на то, что кому-то переписка от чужого лица кажется невинным развлечением (или даже полезным делом, нужным для поддержания в тонусе доверчивых интернет-пользователей), кэтфишинг может травмировать обманутого собеседника. В 2017 году американка Анна Роу даже создала петицию, призывающую ввести уголовное наказание за кэтфишинг. Правда, в ее случае кэтфишер использовал свои настоящие фото, но полностью придумал себе новую личность. На деле он оказался женат и одновременно поддерживал отношения с несколькими женщинами, и Анна посчитала, что ее просто использовали для секса. Еще одна частая история — кэтфишер вроде бы хочет познакомиться, но в итоге оказывается мошенником: через некоторое время он начинает жаловаться на трудные обстоятельства и просить прислать немного денег.

Кэтфишинг: Зачем люди крадут цифровую личность, и как от этого защититься - фото 1

Амбассадор кальянной

Алиса из Москвы как-то решила поискать свои фото в интернете, и наткнулась на них во «Вконтакте», в аккаунте провинциального ночного клуба. Подложная Алиса была якобы сотрудницей заведения, она общалась с потенциальными гостями и зазывала их в клуб. Дарья так же случайно обнаружила, что она стала Дианой и работает администратором в кальянной, описывая на своей странице все достоинства смесей в этом заведении. Меньше всех повезло Дмитрию: с его фотографиями аккаунт вел некий Антон, который предлагал «просветляться». Естественно, за эвфемизмами и отвлеченными рассказами скрывалась реклама магазина наркотиков в даркнете.

Часто для того, чтобы писать фейковые комментарии или вести аккаунт администратора заведения нужны фотографии привлекательных улыбающихся людей, причем выглядеть они должны реальными — модели с фотостоков тут не подойдут. За такими фото обычно идут в соцсети, просматривают десятки аккаунтов и выбирают самые подходящие. Это уже не просто кэтфишинг, а нарушение статьи 152.1. Гражданского Кодекса РФ, предусматривающей охрану изображения гражданина. Согласно закону, использовать фото человека можно либо с его согласия, либо если он попал в кадр случайно и не является главным объектом съемки, либо в общественных интересах (отнести к ним рекламу кальянной или наркоторговлю не получится никак).

Успешный фейк

О том, как Анастасия из Кейптауна стала «наживкой» для кэтфишеров, она решила написать в «Фейсбуке» — так есть шанс, что ее пост увидят обманутые люди и поймут, что она не имеет отношения к мошенникам. Полгода назад Анастасии в «Инстаграме» и «Вконтакте» стали приходить сообщения от незнакомых мужчин примерно одинакового содержания: «Вот здесь твой фейк вымогает деньги». Но аккаунты написавших тоже не внушали доверия, потому девушка не обращала на них внимания и просто жаловалась в поддержку на аккаунт по ссылке, которую они скидывали.

Насторожилась она только после того, как неизвестный человек написал ей в «Твиттер» и предложил «попробовать еще раз». Когда Анастасия призналась, что с ним не знакома, он отправил скриншоты из «Тиндера» с ее фото, профилями в соцсетях, но от имени некой Алины. Вскоре вышел на связь еще один человек, знакомый с фейковой Алиной и нашедший реальный профиль Анастасии. Он писал, что ему не важно, что девушка «ведет тайную жизнь» и зачем она это делает, так она «открыла ему глаза», и теперь он скучает. Анастасия признается, что из-за этих сообщений ей стало безумно грустно. Она подняла переписку с жаловавшимися на фейк мужчинами и послушала аудиосообщения от Алины. В них она рассказывала, как собирать инвестиционный портфель и как сама уже три года зарабатывает на сделках — хватило даже на открытие серф-магазина в Кейптауне. Для убедительности в профиле был указан южноафриканский номер. Анастасия говорит, что во всей этой ситуации ее больше всего беспокоит собственная безопасность: «есть вероятность встретиться с обманутым парнем на улицах Москвы, когда я туда прилечу, и он не будет выяснять фейк это был или нет».

Когда история попала в соцсети, Анастасии написала девушка из Украины. Она рассказывала, как пару лет назад искала работу и попала на собеседование в компанию, которая занимается мошенническими схемами, называя их «торгами на бирже», и ищет «инвесторов», то есть жертв. Украинка объясняла, что для развода в соцсетях находят профили привлекательных девушек с фотографиями, «которые можно выдать за успешный успех». Поскольку жертвы из России, то фото обычно берут у девушек, живущих за рубежом: так меньше шансов, что она окажется чьей-то реальной знакомой или встретится неудавшемуся трейдеру на улице. Личность человека практически копируют и создают папку «персонажа» с фотографиями, которую периодически пополняют за счет реального аккаунта.

Работа, которую предлагали украинке, заключалась в общении от имени «персонажа» с жертвами — мужчинами, найденными в группах о бизнесе и заработках. Сначала можно поговорить на отвлеченные темы, чтобы втереться в доверие, а дальше нужно склонять жертв к инвестициям, рассказывая про свой успех. Параллельно с ними придется флиртовать, болтать за жизнь, записывать голосовые сообщения и прислать селфи, взятые из папки «персонажа». В офисе мошенников была даже комната с играющей музыкой, откуда можно было бы записывать голосовые сообщения якобы из клуба. Ну, а как только у жертвы закончатся деньги, общение пора сворачивать.

Кэтфишинг: Зачем люди крадут цифровую личность, и как от этого защититься - фото 2

Сохранить лицо

Предотвратить использование кэфишерами своих данных на 100% можно только одним способом — вообще не выкладывать ничего о себе в интернет. Поэтому справляться придется скорее с последствиями «похищения лица». Для начала стоит обратиться в техподдержку социальной сети. «ВКонтакте» блокирует профили пользователей, использующих для обмана чужую личную информацию — имя, фамилию, фото. Жаловаться на такую страницу нужно в разделе «Помощь» или команде поддержки. Для решения вопроса понадобится дать ссылку на профиль самозванца, указать, что именно украдено, а также подтвердить, что это действительно вы: сфотографироваться с паспортом на фоне экрана с обращением. Номер и серию паспорта можно замазать в графическом редакторе или закрыть листом бумаги. Обычно проблема решается в течение суток. В «Фейсбуке» с поддельными аккаунтами поступают примерно так же: нужно заполнить форму и сообщить об аккаунте самозванца, и потом жалобу рассмотрят модераторы.

Юрист компании CLAIMS и cоавтор подкаста «Копикаст» Виктор Горский-Мочалов объясняет, что можно не ограничиваться только жалобой модераторам, а истребовать через суд у администрации соцсети сведения о конкретном пользователе, даже если его настоящее имя неизвестно. По закону администрация обязана эту информацию предоставить. Когда имя нарушителя стало известно, можно предъявить к нему иск о нарушении права гражданина на свое изображение. Популярным людям Горский-Мочалов рекомендует зарегистрировать свой ник и аватар в качестве товарного знака.

Если нарушитель публиковал какие-то посты, скрываясь под именем другого пользователя, то это можно признать нарушением чести и достоинства. Горский-Мочалов объясняет, что это неправдивое распространение информации о том, что от этого пользователя исходят некие публичные сообщения, к которым пользователь в действительности не имеет отношения. Это основания для отдельного искового требования и дополнительной компенсации. В случае когда фото оказалось не в соцсети, а на каком-либо сайте, с исковым требованием можно обратиться к владельцу или администратору доменного имени. Выяснить его получится через whois-сервис или с помощью запроса к регистратору домена через суд или адвоката.

Горский-Мочалов говорит, что нахождение кэтфишеров в Украине не мешает предъявить к ним иск и отсутствие украинского гражданства у пострадавшего не является препятствием — он может обратиться в украинский суд. Юрист добавляет, что если речь идет о мошеннических схемах, то помимо личных прав пользователя защите подлежат интересы всего общества, поэтому уместно обратиться также в полицию.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь