«Карточный домик»: Фрэнк уже не тот
«Карточный домик» - это политическая драма, посвященная пути Фрэнка Андервуда и его жены Клэр на олимп Вашингтона. Бесконечные интриги и многоходовки, предательство и манипуляция, а иногда и убийство – все средства идут в ход, когда на кону такая награда.
В арсенале сериала великолепная режиссура, синематография, и, конечно же, актеры высочайшего разряда: Кевин Спейси и Робин Райт, которая никогда еще не была столь красивой, властной и притягательной. Постановке света уделено такое внимание, что это отметят даже обычные зрители, никогда не замечавшие красивый свет в кино.
Это шоу стало не первым, но самым ярким представителем нового ответвления сериалов, созданных не телеканалами, а интернет-площадками.
У Netflix уже есть довольно внушительный список оригинальных шоу («Оранжевый – хит сезона», великолепный мультсериал «Конь БоДжек»), а также новых сезонов «перебежчиков» с других каналов («Убийства», «Замедленного развития»). Amazon и Hulu (а с этой недели – еще и PlayStation Network со «Сверхспособностями»), тоже производят все более заметный и качественный контент.
Для тех, кто не смотрел телевизор уже много лет, телеканалы давно выглядели довольно бесполезными с их фиксированной сеткой вещания и устаревшими представлениями о необходимом современному человеку формате медиа, но всегда оставалась одна оговорка – без телеканалов не будет сериалов и других шоу, некому будет финансировать их разработку. Теперь все изменилось.
Сериалы и шоу могут вполне существовать независимо от телевидения, что и доказывает «Карточный домик» и его соплеменники по новой нише.
В свое время я с удовольствием посмотрел первый сезон «Домика», но к моменту выхода второго мой интерес затух. Шоу было безусловно любопытным, но нудноватым и чересчур пафосным. Чтобы написать это ревью я взялся отсмотреть второй и третий сезоны подряд. Это позволило мне, помимо прочего, сравнить их и сделать выводы о том, насколько же шоу изменилось.
К сожалению, сравнение выходит не в пользу последнего сезона. Второй сезон вышел динамичнее первого, создатели явно старались довести до совершенства самые привлекательные аспекты своего шоу и поработать над тем, что замедляло историю. Интриги стали еще более запутанными, появился отчетливый главный противник в лице Таска, а финальная рокировка Андервуда с Уокером поражала своим хитроумием.
Последняя сцена сезона со стуком по вожделенному столу – одна из самых изящных и мощных концовок за последние годы. Многим фанатам даже показалось, что продолжение будет лишним.
Я не считаю, что историю следовало на этом заканчивать. Посмотреть на дорвавшегося до трона Фрэнка было интересно, но третий сезон не до конца справился с этой задачей, уведя сериал в какую-то абсолютно новую сторону.
Дальше идут мягкие спойлеры
Многие изменения в структуре шоу были абсолютно сознательными. Тон сменился, фокус передвинулся с Андервуда, его истории и диалогов со зрителем на отношения Фрэнка и Клэр. Похоже, их хотели сделать равноправными персонажами, дополняющими друг друга. Но дальше фокус начал еще больше рассеиваться, стремясь показать некую общую картину мира «Карточного домика», пока не потерялся окончательно.
В этом отходе от персонификации рассказа, взгляда на происходящее холодными глазами Фрэнка, и состояла главная проблема сезона, остальные наслаивались уже на нее.
Линия Дага, которой было уделено достаточно много времени, могла стать основной личной историей этой главы, самой человечной и трагичной, а эпизоды с работой на конкурентов – самой интригующей, нуарной ее частью.
Но линию эту не смогли провести ровно, смешивая эпизоды, сбивая набранные обороты. Финал линии с девушкой в фургоне вообще поставил жирную точку в попытках зрителя переживать из-за происходящего, настолько скомканным и бесплодным он оказался.
Все эти двойные твисты в конце не дали ничего кроме сумятицы и ощущения, что сценаристы сами не знали, как поступить, поэтому дали оба варианта по очереди.
Президент Петров, Pussy Riot и темы России, безусловно, вышли в третьем сезоне на передний план. Отчасти взгляд на русских у «Домика» вышел интересным, не развесистая клюква и не лубок с балалайками, Россия здесь – серьезный противник, как идейный, так и политический. Сам Петров вышел фигурой еще более опасной и грозной, чем Фрэнк, но это пошло сериалу не на пользу, наложившись на другие проблемы позиционирования главного героя.
Пока Андервуд шел к власти первые два сезона, его показывали как самого умного, хладнокровного, безжалостного и успешного. Зрителю интересно было наблюдать за тем, как Фрэнк продирался сквозь все препятствия к заветной цели. Но когда он, наконец, достиг ее, герой словно растерял весь запал, подобно собаке, догнавшей машину и замершей в нерешительности, понятия не имеющей, что с ней делать дальше.
A great man once said, everything is about sex. Except sex. Sex is about power.
Именно поэтому сцены с Петровом, который бесконечно выигрывает у Андервуда все их перепалки, усугубляют этот образ Фрэнка беспомощного, неспособного справиться с ситуацией, прошедшего точку своего прайма и двигающегося к забвению.
Финал с уходом Клэр завершает этот образ. Фрэнк провалил все: «America works», затею с книгой и все международные переговоры. Продвинуть Клэр у него тоже не получилось, получилось лишь потерять ту редкую связь двух хищников, сблизившихся из-за ополчившегося против них мира.
Возможно, создатели все так и задумывали – показать Андервуда в упадке, слабым и обессиленным, чтобы ему было, куда двигаться в четвертом сезоне. Вот только смотреть на размазню-неудачника весь сезон – не слишком большое удовольствие, особенно на беспринципного убийцу, любую возможность сочувствия которому выжгли еще в первой главе.
Что делать с героем, которого не выходит ни любить, ни жалеть и которым больше нельзя даже восхищаться за эффективность в его темных делах? Может быть, именно поэтому с него сдвинули фокус, пытаясь дать что-то взамен. Но давать оказалось нечего.
Идея сдвинуть фокус с Фрэнка сначала на чету Андервудов, а потом, в четвертом сезоне, на Клэр – сама по себе крайне любопытна. Показать падение Фрэнка, медленно растущую пропасть между супругами и трещину в доверии, затем разрыв и восхождение новой героини – Клэр – было бы смелым и захватывающим предприятием.
Дивный новый пласт истории с длинной рукой свободных киберпанков, воюющих с безнаказанностью власть имущих, схлопнулся в очередную трагедию
Мы бы смогли узнать Клэр, которую раньше видели только рядом с Фрэнком, с новой стороны, глядя на ее сольный дебют. Представьте только, как смотрелась бы концовка, где последняя сцена посвящена полностью Клэр. Она могла сделать нечто яркое, решительное и бесповоротное (к примеру, разрешить Тому опубликовать первую главу его книги), а затем, перед самыми титрами, дважды стукнуть по сигарете, стряхивая пепел, давая понять, что теперь это ее история. Что Клэр – наш новый протагонист.
К сожалению, вряд ли таков замысел шоураннеров. К тому же, показать размолвку Андервудов внятно и убедительно у них не вышло. Странная сцена с «возьми меня», странное переключение Клэр в режим эгоцентристичной карьеристки, которая уходит, поняв, что Фрэнк не поможет ей по-настоящему подняться. Все это так же скомкано, надуманно и невнятно, как и многие другие линии.
Сводить интересные начинания к «пшику» этому сериалу не впервой. Вспомните, как по началу будоражила сознание линия журналиста и хакера. Тор, «глубокий» интернет – так свежо и интригующе. Пока твист с работой на правительство не превратил все в скучную тыкву. Дивный новый пласт истории с длинной рукой свободных киберпанков, воюющих с безнаказанностью власть имущих, схлопнулся в очередную трагедию. Да, возможно, так реалистичнее, но точно не увлекательнее.
Честно говоря, после созданного Соркиным «Западного Крыла», посвященного все той же работе правительства, переговорам с Ближним Востоком, конфликтам разных ветвей власти и бесконечным кризисам, «Карточный домик» смотрится бедно.
«Западное крыло», продержавшееся 7 сезонов и ставшее самым успешным сериалом Соркина, не было так красиво снято, драматического пафоса там было меньше, а настоящей драмы, человеческих историй – больше.
В такие будни правительства верилось куда сильнее, а палитра шоу включала в себя и прекрасный юмор и редкие, но трогательные романтические моменты. И конечно (это же Соркин), множество воодушевляющих речей. Не о величии Америки, а об ответственности сознательных людей перед своей профессией. Всем поклонникам политики, Соркина, его «Службы новостей» и просто хороших сериалов советую ознакомиться.
Честно говоря, призраки «Крыла» преследуют меня и при просмотре «Домика», заставляя задаваться вопросами, почему глава администрации президента – опять бывший алкоголик с залысинами, который теряет сознание посреди леса. Или почему Андервуд, как и герой Мартина Шина в «Крыле», оказывается один в церкви, высказывая богу свое недовольство (почти презрение).
Президент Бартлет закурил в храме и затушил сигарету ботинком, Андервуд разбивает статую Иисуса. Но я не намекаю на плагиат, скорее просто замечаю странные отголоски относительно старого сериала.
Как бы то ни было, четвертый сезон я все равно собираюсь смотреть, по крайней мере, начать. Но пока Netflix не объявил о том, что собирается его снимать.
Отзывы на третий сезон оказались хоть и не такими восторженными как на предыдущие, но все равно в большинстве своем положительными, поэтому причин волноваться об отмене главного шоу площадки нет.
А как по-вашему, третий сезон сильно отличался от предыдущих?