История сериалов: «Во все тяжкие»
Breaking Bad, известный в России как «Во все тяжкие», регулярно попадает в многочисленные подборки лучших сериалов в истории, обычно занимая место в первой десятке или даже пятерке. Бывает так, что продюсеры еще на стадии разработки сценария и подготовки к съемкам понимают, что у них неизбежно получится телехит — «Игра престолов» яркий тому пример. Breaking Bad — не из их числа. Этой великой драмы вообще могло не быть, если бы не цепочка счастливых случайностей и череда незначительных на первый взгляд событий.
Просто так сложились звезды.
Ведь историю о больном раком легких учителе химии, который перед лицом неминуемой смерти решает заработать изготовлением наркотиков, отвергло сразу несколько телеканалов. TNT, Showtime, FX и даже HBO, что особенно забавно, ведь именно с «Игрой престолов» криминальная притча о Уолтере Уайте будет соперничать несколько лет кряду на самых престижных телевизионных премиях мира. Не помогало даже имя Винса Гиллигана, имевшее немалый вес в продюсерском мире телеиндустрии США — Винс был одним из главных сценаристов культовых «Секретных материалов». В итоге Breaking Bad приютил AMC, и для кабельного канала это решение стало одним из самых удачных за всю его историю.
Счастливой случайностью можно назвать и то, что Гиллиган посмотрел Weeds, сериал с похожей завязкой, уже после того, как написал сценарий для Breaking Bad. Позднее он даже было хотел отменить проект, но продюсерам удалось убедить его в том, что различий у криминального сериала Showtime и BrBa больше, чем сходств.
Гиллиган приступил к работе над Breaking Bad с одной четкой идеей в голове: он хотел создать сериал, главный герой которого постепенно превращался бы из протагониста в антагониста, а зрители бы начали задумываться о том, какому человеку они так симпатизируют. Именно поэтому первый сезон «Во Все Тяжкие» серьезно отличается от остальных — это настоящая черная комедия, что крайне важно для всей концепции сериала. А потому смена тона в дальнейшем не кажется натянутой: Гиллиган четко знал, куда и как должна повернуть история, и чем она глобально должна закончиться.
Уолтер Уайт должен был в первый раз предстать перед нами именно таким — забитым маленьким интеллигентом с большим сердцем, стремящимся жить не просто правильно, а праведно. К этому нелепому, слабому, но доброму человечку, решившему на бесславном и болезненном закате своей жизни стряхнуть с себя пыль и песок и наконец-то ПОЖИТЬ, мгновенно проникаешься сочувствием и симпатией. Тем более, что и цель-то у него благородная: оставить как можно больше денег своей семье, которая всю жизнь платит за слабохарактерность героя и его абсолютное нежелание добиться в жизни чего-то большего. Даже с «катушек» Уолтер слетает умилительно и чудаковато, так что, когда герой впервые идет на преступление, начинает варить метамфетамин и продавать его, ты искренне за него болеешь.
Мы полюбим Уолтера Уайта — и увидим, как он умрет, чтобы потом возродиться, но уже другим человеком. Хайзенбергом. Ведь все следующие сезоны Breaking Bad — это хронология превращения некогда честного и порядочного учителя химии в циничного, жесткого и расчетливого преступника. С каждой серии благая цель, четко маячившая впереди, выцветает и растворяется, словно химикаты в колбах лаборатории Уолтера, а поступки самого персонажа запускают дьявольскую машину Голдберга, превращающую судьбы многих людей в пепелище.
В рамках сериального мира задумку Гиллигана можно назвать беспроигрышной, но никак не новаторской. Успех Breaking Bad кроется не в удачной завязке, как, например, в Lost, а в том, как и какими средствами рассказана эта история.
Breaking Bad — это сериал, в котором жизнь персонажей становится тяжелее и сложнее с каждой серией. И на своих плечах эту концепцию даже больше сценаристов, бесспорно написавших блистательный и вытягивающий из зрителей все жилы сюжет, вывозят актеры. Выдающихся актерских работ в Breaking Bad уйма, от Хэнка в исполнении Дина Норриса и Скайлер Уайт (Анна Ган) до Сола Гудмана Боба Оденкирка, наигравшего на полноценный спин-офф. Но две ключевые фигуры сериала, без упоминания которых абсолютно невозможно хвалить Breaking Bad, — это Уолтер Уайт и Джесси Пинкман. Брайан Кренстон и Аарон Пол.
Лучше меня об актерском мастерстве Крэнстона скажет великий Энтони Хопкинс, который настолько впечатлился увиденным, что написал создателям сериала трогательное открытое письмо:
«Блестяще! <…> Исполнение роли Уолтера Уайта — лучшая актерская работа из всех мною виденных. <…> Сейчас в Малибу почти полночь, но я счел необходимым написать это письмо. Мои поздравления и глубочайшее уважение. Вы воистину великий актер».
А ведь Брайан Крэнстон даже не был первым кандидатом на главную роль! Продюсеры сериала очень хотели видеть в проекте Джона Кьюсака или Мэттью Бродерика, но те отклонили предложение. Кандидатуру Крэнстона выдвинул Гиллиган — Винс работал с Брайаном над одной из серий «Секретных материалов». Крэнстона в итоге утвердили, но сомнения все равно оставались — ведь в Голливуде Крэнстон был известен скорее как комедийный актер. Он даже злодея в одной из серий «Могучих Рейнджеров» успел сыграть.
Сказать, что все возложенные ожидания Крэнстон оправдал — не сказать ничего. На мой субъективный взгляд, исполнение роли Уолтера Уайта — однозначно один из лучших актерских перформансов в истории сериалов и даже кино.
Во многом потому, что роль Уайта чертовски сложна: в каждом сезоне сериала Крэнстон играет по сути разных людей под одной личиной, играет не сбиваясь, без единой фальшивой ноты. Угловатый, неказистый Уайт редко показывает настоящие эмоции — но когда это происходит, ты веришь ему безоговорочно, веришь до мурашек на коже и шумящей в ушах крови. Метаморфозы, которые происходят с Уолтером, отражаются на мимике Крэнстона, его интонациях, жестах и походке, а бездна, таящаяся в глазах Хайзенберга, пугает и завораживает одновременно.
Моя любимая сцена во всем сериале — монолог Уолтера в одной из последних серий Breaking Bad, в котором герой рассказывает, зачем именно он начал все это. Крэнстон в ней орудует какими-то неосязаемыми актерскими материями, и даже сейчас, когда я пересматриваю ее уже, наверное, в десятый раз, мне сложно не проникнуться.
Интересный факт: Вот эта сцена(осторожно, спойлеры!) стала для Брайана Кренстона самой тяжелой во всем сериале, о чем он признавался в интервью. Просто потому, что он увидел в лице играющей Джейн актрисы лицо собственной дочери.
И тем удивительнее осознавать, что Аарон Пол, исполняющий роль Джесси Пинкмана, мало чем уступает Брайану Крэнстону. При этом у него ведь даже нет актерского образования! Мне кажется, что во многом поэтому Пинкман вышел у Пола настолько самобытным и натуральным: вся эта неловкость Джесси, его экспрессивные фразочки, ставшие одной из визитных карточек сериала, стали возможным не вопреки, а благодаря отсутствию «академических» знаний у Пола.
При этом, как и Уолтер Уайт, Джесси Пинкман сложен для исполнения. Он изо всех сил пыжится, пытаясь казаться кем-то значимым, но стоит за всем этим страх, неуверенность в себе, неспособность найти свое место в жизни. Все это выводит персонажа за рамки простого «районного» торчка, случайно попавшего в переплет, и делает его образ трагическим и сильным.
При этом к роли Пол готовился очень серьезно: перед съемками актер провел часы, общаясь с наркоманами и теми, кому удалось побороть страшную зависимость. Подобное отношение к делу сыграло Полу на руку: изначально планировалось, что его персонаж должен выбыть из шоу после девяти эпизодов первого сезона (в итоге в 1 сезоне осталось вообще семь серий из-за забастовки сценаристов), но и Гиллигана, и продюсеров настолько впечатлила работа актера, что его героя было решено оставить и превратить в одну из центральных фигур всей истории.
Хотя Breaking Bad не стремится к документальности, в плане съемки и повествования он отличается от большинства других драматических сериалов. Все ключевые диалоги сериала происходят либо в звенящей тишине, либо в нарочито усилинных звуках окружения. Даже самые душераздирающие сцены нам показывают буднично: если персонаж захлебывается рвотой от передоза или получает пулю в голову, не ждите грустных скрипок и пафоса. Это, кстати, роднит Breaking Bad с той же «Прослушкой».
Но это не значит, что сериал беден на визуальные средства — вспомнить хотя бы серию «Муха», снятую Райаном Джонсоном, который позднее напишет и поставит блистательный восьмой эпизод «Звездных Войн». Практически все действие в ней разворачивается в одной комнате, но то, как по помещению двигается камера, как меняется темп происходящего на экране, завораживает и не дает вам заскучать.
Еще одна любопытная деталь: на протяжении всего сериала одежда Уолтера Уайта темнела. Если в первом сезоне он носит желто-зеленые непримечательные, незапоминающиеся под стать себе цвета, то позднее почти полностью переходит на черное. Но в целом, конечно, Breaking Bad — это сериал не про красивые съемки, а актерскую игру и сценарий.
И, пожалуй, сеттинг. Изначально снимать сериал хотели в Калифорнии, но продюсеры в целях экономии решили перенести место действия в Нью-Мексико. И это был один из редких случаев, когда бюджетные ограничения пошли проекту на пользу. Жаркие выжженые степи Альбукерке позволили создать душную атмосферу нео-вестерна, а прерии стали идеальным плацдармом для многих ключевых сцен сериала (например, начало«Озимандии»). Кроме того, в Нью-Мексико самый большой процент наркоманов среди всех штатов США, из-за чего поверить в рассказанную сериалом историю американцам было еще проще.
Говорю же, звезды сложились.
Только вот сложили их талантливые сценаристы, выдающиеся актеры, умелые режиссеры и монтажеры. Breaking Bad — это пример сериала, практически лишенного слабых мест, и у него нет ни одного провисающего сезона. А потому число зрителей с каждым годом не падало, как это бывает почти всегда, а увеличивалось, и финал сериала посмотрело 10 миллионов человек — почти в два раза больше, чем любой другой эпизод. Всем хотелось посмотреть, чем закончится история Уолтера Уайта — и вряд ли кто-то остался разочарованным.
И не нужно здесь никакого продолжения: пускай все те талантливые люди, подарившие нам этот великий сериал, мчатся дальше, как Джесси Пинкман, наконец-то обретший свободу в самом последнем своем появлении на экране.