Исторические сериалы, достойные внимания: «Тюдоры», «Медичи», «Королева-девственница» и другие
«Командор» (La commanderie), 2010
Французский мини-сериал, основанный на реальных исторических событиях, происходивших во Франции конца 14 века во времена правления короля Карла Пятого, Мудрого. В самом разгаре вековая война с Англией, которая унесет еще тысячи и тысячи жизней с обеих сторон. В это же время бубонная чума нещадно выкашивает население средневекового королевства даже там, куда еще не добралась война.
Главный герой сериала — молодой Тома Кортме (Клеман Сибони), командор гарнизона небольшого городка, в котором власть принадлежит ордену рыцарей-госпитальеров. Случайным образом Тома оказывается вовлечен в поиски утерянного сокровища рыцарей храма, но в погоне за таким богатством ему предстоит осознать, что единственное, за что действительно стоит бороться — это собственная жизнь.
У сериала есть интересная особенность. Каждый его эпизод, помимо основной сюжетной линии, сконцентрирован на отдельной присущей средневековью проблеме и наглядно ее презентует зрителю: бедность, бунты, еретики, крепостничество, крестовые походы, военная подготовка населения, медицина (и ее отсутствие), чрезмерная религиозность крестьян, а также цинизм церкви и священнослужителей.
Сериал примечателен еще и тем, что практически ни один из его героев не вызывает симпатии. Понятное дело, что все люди грешны, а Средневековье было весьма жестоким временем, но все же необходимое для полного эмоционального приятия картины отождествление с главным персонажем или второстепенными героями в этом случае невозможно. Главный герой периодически вызывает настоящее отвращение, если опять же не делать поправку на время. А еще сериал довольно натуралистичен. В нем есть сцены с отрубленными конечностями, пронзенными внутренностями, пытками и казнями.
«1066» (1066), 2010
Британский военно-драматический мини-сериал от режиссера Джастина Харди повествует о Нормандском завоевании Англии, результатом которого стала победа нормандского герцога Вильгельма Завоевателя. Впоследствии он стал королем и основал централизованное государство с сильной королевской властью. Завоевание также оказало значительное влияние на развитие английской культуры и языка.
В сериальной хронике норманнского завоевания очень интересно показан характер феодализма до вторжения Вильгельма. Англосаксонские дворяне уважают простых людей и даже общаются с ними на равных.
К сожалению, на сегодняшний день существует крайне мало исторических фильмов и сериалов о Средневековье, в которых повествование ведется от лица простых людей, а зритель обычно знакомится с духом и бытом этих суровых времен через призму королей, принцесс, знати и священников.
Режиссер Джастин Харди смог показать события столь смутных времен не столько глазами историков и королей, сколько с позиции простого народа — крестьян, воинов и всех, на ком отразились жестокие события начала 11 века. Норманны во главе с герцогом Вильгельмом и скандинавы здесь показаны не только как враги короля Гарольда, но и всего англо-саксонского населения Англии.
«Волчий зал» (Wolf Hall), 2015
Британский мини-сериал, снятый режиссером Питером Козмински и транслировавшийся на телеканале BBC Two. В сериале показаны времена, когда Англией правил король Генрих Восьмой (Дэмиэн Льюис). Шоу основано на цикле романов о Томасе Кромвеле, за авторством британской писательницы Хилари Мэнтел.
Что примечательно, режиссер Питер Козмински сделал главным героем сериала не столько Генриха Восьмого, сколько его главного помощника и советника — Томаса Кромвеля (Марк Райлэнс).
Именно под влиянием Кромвеля издавались законы и принимались все важнейшие решения в управлении государством, повлиявшие на Англию. Главный королевский советник за свою жизнь также успел сыграть определенную роль в казни Анны Болейн. Да чего уж там, он даже организовывал королевский развод! В сериале Кромвель оказался очень человечным героем в непростой ситуации. Ему регулярно приходится делать выбор между своей жизнью и совестью.
Изначально съемки сериала должны были проходить в Бельгии, однако позже было решено снимать большую часть сцен в красивейших британских постройках эпохи Тюдоров. Декорациями послужили такие места, как замок Беркли, Глостерский собор и Хортон-корт в графстве Глостершир, а также другие постройки Британии, которые славятся своей неописуемой красотой. На телеадаптацию книги было потрачено 7 млн фунтов стерлингов.
В феврале 2015 года исполнительный продюсер сериала Колин Кэллендер выразила надежду, что BBC продлит сериал на второй сезон, поскольку она хотела бы экранизировать заключительный роман трилогии Мэнтел «Зеркало и свет», над которым на момент съемок первого сезона еще работала писательница. Но с тех пор новостей о продолжении нет.
Волчий зал вдохнул новую жизнь в жанр исторической теледрамы. И главный его прорыв не в съемке ручной камерой, но в безупречном стиле и очень ровном почерке выстроенной истории. Это костюмный сериал, который который заставляет полюбить образ старой Англии.
«Королева-девственница» (The Virgin Queen), 2005
Документальная историческая мелодрама от режиссера Коки Гидройча с Энн-Мэри Дафф в главной роли. Сюжет мини-сериала рассказывает о жизни английской королевы Елизаветы Первой с момента ее восшествия на английский престол и до последних дней жизни.
Елизавета Первая по праву входит в список самых влиятельных и сильных английских монархов за все время существования государства. В период правления Елизаветы Англия пережила подъем и расцвет, став великой европейской державой, с которой всем остальным государствам волей-неволей приходилось считаться.
Королева правила очень долго, отдавая при этом всю себя служению стране и народу, что не оставляло ей возможности построить свою личную жизнь. Именно за это она еще при жизни получила прозвище «королева-девственница». Однако в жизни королевы все же были любовники, к примеру Роберт Дадли, 1-й граф Лестер. Его, кстати, сыграл многими любимый Том Харди.
Образ Елизаветы, конечно, несколько идеализирован, однако создатели сериала прекрасно передали ее ревнивый характер, вспыльчивость, некоторую грубость, но вместе с этим и хрупкость. Не последняя заслуга здесь принадлежит и Энн-Мари Дафф, которая великолепно перевоплотилась в столь значимую для англичан историческую фигуру и сумела правдоподобно изобразить ее на протяжении всех долгих 45 лет правления — от юной девушки до пожилой женщины.
В сериале отражены все важнейшие события жизни Елизаветы: попытки ее сводной сестры Марии Кровавой избавиться от соперницы, претендовавшей на трон и горячо любимой народом, борьба Марии с протестантами и вместе с тем лояльность Елизаветы к представителям римской церкви, победа над испанской «непобедимой армадой», казнь Марии Стюарт, последние годы правления и многое другое.
«Белая королева» (The White Queen), 2013 и «Белая принцесса» (The White Princess), 2017
Британские исторические драмы, основанные на бестселлерах Филиппы Грегори «Белая королева», «Алая королева», «Дочь Создателя королей» и частично «Проклятии королей».
Сериал «Белая королева» рассказывает о войне Алой и Белой роз. К 1464 году страна вот уже девять лет находилась в состоянии войны. Борьбу за трон Англии вели две родственные семьи — дом Йорков и дом Ланкастеров.
В первом сериале рассказывается о жизни и судьбе королевы Англии, Елизаветы Вудвилл (Ребекка Фергюсон), а его сиквел «Белая принцесса» посвящен дочери Елизаветы Вудвилл, принцессе Елизавете Йоркской (Джоди Комер).
Оба сериала убедительно демонстрируют, что женщины не хуже мужчин способны плести интриги и участвовать в заговорах, причем преследуя разные мотивы, будь то защита собственных детей или получение власти.
Съемки «Белой королевы» проходили в Бельгии в течение 125 дней. К примеру, Вестминстер снимали в Брюгге, поэтому помимо британцев в сериале снимались также бельгийские актеры. На протяжении первого сезона «Белой королевы» Ребекка Фергюсон играет Елизавету в возрасте от 27 до 42 лет. В свою очередь для съемок было построено 250 декораций на каждое время года, а в ходе работы над «Белой королевой» были сняты три свадьбы, две коронации и 12 королевских банкетов, бюджет сериала насчитывает 22 миллиона евро. В «Белой принцессе», кстати, снялись три актрисы из «Игры престолов»: Мишель Фэйрли (Кейтлин Старк), Эсси Дэвис (леди Крэйн) и Ребекка Бенсон (Талла Тарли).
Особой похвалы за свою актерскую игру несомненно заслуживает Ребекка Фергюсон. Ребекке прямо в кадре удается переключаться между двумя разными типажами женственности. В начале сериала она очень уязвимая, ранимая и напуганная, и поэтому может показаться зрителю невинной мученицей. Впоследствии же ей приходится принимать хитрые, коварные и жестокие решения, и если, к примеру, та же Серсея Ланнистер из «Игры Престолов» от всего этого готова спрятаться на дне бутылки, то Елизавета, напротив, остается верна себе и своим принципам.
Касательно «Белой принцессы» можно сказать, что сериал старается следовать тону повествования «Белой королевы» и персонажи в нем раскрываются почти так же замечательно, однако Джоди Комер в роли принцессы Елизаветы смотрится не всегда убедительно, порой явно переигрывая некоторые сцены. Сериал ничуть не хуже «Белой королевы», однако временами при просмотре не покидает ощущение, что он должен быть немного другим.
«Медичи: Повелители Флоренции» (Medici: Masters of Florence), 2016 и «Великолепные Медичи» (Medici: Magnificent), 2018
Сериал рассказывает историю могущественного итальянского рода Медичи. В период с 13 по 18 века эти олигархи неоднократно становились правителями Флоренции, снискав славу прагматичных и невероятно богатых банкиров, на которых была завязана весомая часть денежной системы и экономики не только Флоренции, но и Италии в целом.
Семье Медичи были должны денег, наверное, почти все. Начиная от обычного ремесленника и заканчивая королями. Медичи влияли на все, даже на выборы Папы римского. Каждое новое строительство, каждое новое приобретение Флорентийской республики, Медичи всегда были в курсе всего и старались по максимуму все контролировать. Доходило даже до того, что семья Медичи считала десятину Ватикана. То есть деньги со всех церквей прежде, чем попасть в Рим, переходили через руки Медичи.
Говоря об игре Ричарда Мэддена (всем знакомого по роли Робба Старка в «Игре престолов») нельзя не сказать, что она очень убедительна и искренна, потому что видно, что Ричард пытался максимально вжиться в роль Козимо Медичи. В начале сериала молодой главный герой предстает перед зрителем очень добрым, чутким к другим, амбициозным и старательным парнем, который видит красоту мира и воспринимает его с позитивной стороны. Однако, повзрослев и потеряв своего отца от рук убийц, Козимо пытается понять, кому и зачем понадобилась смерть его отца, постепенно погружаясь в интриги и борьбу с врагами своей семьи, при этом теряя самого себя и становясь таким же, как и его враги, не имея возможности справиться с собственными демонами.
В первом сезоне рассказывается история рода времен жизни Джованни ди Биччи де Медичи (Дастин Хоффман), Козимо ди Джованни де Медичи (Мэдден) и Лоренцо Медичи Старшего (Стюарт Мартин). Второй же сезон сосредоточен на заговоре Якопо Пацци (Шон Бин) против дома Медичи во главе с внуком Козимо, Лоренцо Великолепным (Дэниел Шарман).
И «Повелители Флоренции», и «Великолепные Медичи» полны интриг и персонажей, которые раскрываются постепенно, порой с совершенно неожиданных сторон.
Сериал создавался совместно с Фрэнком Спотницем («Секретные материалы» и «Человек в высоком замке») и Николасом Мейером («Звездный путь 2: Гнев Хана»). Первый сезон срежиссировал Серджо Мимика-Геззан («Столпы Земли»). Хоть и действие происходит в Италии, все актеры, включая итальянских, говорят на английском языке.
Сериал «Великолепные Медичи» продолжает рассказывать историю знаменитого рода, но речь уже идет о временах, когда Медичи были особенно сильны. За борьбой молодого и неопытного Лоренцо и хитрого и расчетливого интригана Якопо Пацци действительно интересно наблюдать. Молодой Лоренцо учится на собственных ошибках, стараясь защитить свою семью и ее интересы, сохранив при этом собственную репутацию.
«Тюдоры» (The Tudors), 2007-2010
Исторический сериал совместного производства США, Канады и Ирландии об английском короле Генрихе Восьмом Тюдоре (Джонатан Риз Майерс) и его семье. Сериал полон политических интриг, дворцовых пиршеств и рыцарских турниров.
Автором идеи проекта выступил американский сценарист Майкл Херст, известный по фильмам «Елизавета» (Elizabeth, 1998) и «Елизавета: Золотой век» (Elizabeth: The Golden Age, 2007).
Весь сюжет выстроен вокруг короля Генриха и его личных взаимоотношений, страхов и мечтаний. Джонатану Ризу Майерсу удалось полностью передать характер Генриха, акцентировав внимание на его привлекательности, искренности в своих страстях и заблуждениях, сделав образ динамичным и даже завораживающим. В сериале также сыграли такие актеры, как Генри Кавилл, Натали Дормер и Тэмзин Мерчант.
На протяжении всего сериала актерская игра Джонатана Риза Майерса держит зрителя в напряжении. Майерс отлично показал, как личность короля меняется от сезона к сезону. Жизнь Генриха — как на ладони. Он одержим мыслью о продолжении рода, жаждет наследника, стремится запечатлеть себя в истории при помощи многочисленных войн.
«Борджиа» (The Borgias), 2011-2013
Исторический сериал о жизни самых известных представителей испано-итальянского рода Борджиа, чье имя стало синонимом распущенности и вероломства благодаря действиям Родриго Борджиа (лауреат премии «Оскар» Джереми Айронс). Он подкупает людей и всеми средствами прорывается к папскому престолу.
За противостоянием двух родных братьев, Хуаном (Дэвид Оукс) и Чезаре Борджиа (Франсуа Арно), каждый из которых находится не на своем месте и завидует друг другу, мечтая также залезть под юбку к родной сестре Лукреции (Холлидей Грейнджер), действительно интересно следить. Однако в определенный момент просмотра приходит осознание того, что рано или поздно конфликт братьев закончится смертью одного из них.
Стремление семьи Борджиа получить как можно больше власти воистину удивляет. Они готовы идти к своей цели любыми путями и покончить с любым, кто встанет у них на пути.
«Борджиа» — это история о власти, коррупции, лояльности и семье. Родриго Борджиа в ходе сериала задумывает совершить немыслимое, а именно сделать папство переходящей по наследству регалией своей семьи, невзирая на то, что не все его дети готовы принять уготованную для них отцом судьбу.
Сериал, к сожалению, завершился на третьем сезоне. Причиной тому послужили низкие рейтинги и чрезмерно большой бюджет.
Рим