«Ирландец». Кто такие Фрэнк Ширан и Джимми Хоффа? И смог ли Мартин Скорсезе докопаться до истины?
«Я слышал, ты красишь дома…»
Именно такой замысловатой фразой мафия обращалась к киллеру за очередным заказом. Однако и эта сложная система преступлений без наказаний рано или поздно взламывается… Или нет?
Хладнокровный киллер Фрэнк Ширан — тот самый «ирландец» из названия — нарушил молчание на исходе лет, что отразилось в документальной книге Чарльза Брандта. Но история все еще остается темной и мутной.
Именно на этой криминальной «исповеди» Фрэнка основан фильм. Но режиссерская многогранность Скорсезе позволила не просто экранизировать такое «чудо» (потому что, согласитесь, бандиты редко раскрывают карты), а создать нечто новое.
Идея проекта зародилась в далеком 2008 году. С тех пор шла детальная подготовка к съемкам. На площадке в работе с режиссером вновь объединились Роберт Де Ниро и сценарист Стивен Зеллиан, с которым у Скорсезе за плечами совместная культовая картина «Банды Нью-Йорка».
А ведь старики еще в тонусе!
Де Ниро (Фрэнк Ширан), Джо Пеши (босс пенсильванской мафии Рассел Буфалино) и Аль Пачино (Джимми Хоффа) готовы показать зрителю «помолодевших» себя, которые будто на машине времени отправились в прошлое.
Они играют своих персонажей «на рассвете лет». Для такого феномена потребовались дорогостоящая компьютерная графика и флэшбеки.
В картине 300 сцен (рекорд!), некоторые из них будут напоминать улучшенную версию «Славных парней» 1990 года все с теми же Робертом и Джо. Эксцентричный оригинал тоже был основан на криминальной исповеди — правда, очень мелкого гангстера, — и даже был номинирован на «Оскара».
Кстати, в трейлере «Ирландца» можно увидеть отсылки к 40-м годам, когда для создания фильмов использовался эффект «техниколора»: накладывались красный и зеленый (а позже — синий) цвета. Такой же прием присутствует, например, в «Авиаторе» Скорсезе.
Кто эти загадочные Ширан и Хоффа?
У первого на совести 25 убийств, включая убийство лидера американского профсоюза — того самого Джимми Хоффы.
Фрэнк прошел всю Вторую мировую войну, которая, как он признавался, и наложила самый большой, нестираемый отпечаток на его характер и судьбу. «Меня теперь уже многое не трогало» — рассказывал киллер Чарльзу Брандту в интервью. Жестокость борьбы развила в нем равнодушие к смерти и закону: «Чего и кого мне бояться?».
Посттравматический синдром вызывал тягу к спиртному, и никакие семейные радости не доставляли ему удовольствия (мафиози был женат, четверо детей).
Так под маской ветерана, обычного гражданина, днем работающего водителем грузовика, а вечером — вышибалой в баре и учителем танцев, Фрэнк Ширан стал профессиональным убийцей. Человеком, который подготавливал противников Фиделя Кастро и знал обстоятельства убийства президента США Джона Кеннеди. Вероятно, эти две темы тоже будут затронуты в фильме.
Но именно «мистическое» исчезновение бывшего профсоюзного деятеля Джимми Хоффы до сих пор не дает покоя ни ФБР, ни кинематографистам. Тайна Хоффы так никогда и не была раскрыта, что уже нашло отражение в нескольких картинах: «Рафферти», «Кулак» и «Хоффа».
В последней роль Хоффы исполнил Джек Николсон. В 1975 году видный профсоюзный функционер бесследно исчез, причем тела его так до сих пор и не нашли. Зато существуют весьма устрашающие версии. Но все они сходятся на том, что исчезнувший очень уж мешал мафии. Даже в 2018 нашелся свидетель, который якобы присутствовал при убийстве и знал, где закопали Хоффу, но долгие поиски ФБР вновь ни к чему не привели.
Скорсезе режиссер непростой, не будет он просто так оставлять финал открытым. Он наверняка нарыл в архивах что-то сенсационное. Иначе для чего вся затея?
- С восторженными отзывами западных критиков на фильм можно ознакомиться тут.
- На Де Ниро — полюбоватьсяв «Джокере».