11 августа 2023Кино
Обновлено 15.08.2023

Интервью с Дэнни Филиппу: как снимали хоррор «Два, три, демон, приди!» и связались со студией A24?

Слева направо: Майкл и Дэнни Филиппу // фото предоставили «Атмосфера Кино»
Слева направо: Майкл и Дэнни Филиппу // фото предоставили «Атмосфера Кино»

10 августа «Атмосфера Кино» и Ara Media выпустили в российский прокат главный хоррор этого лета «Два, три, демон, приди!» — австралийский фильм братьев Дэнни и Майкла Филиппу. Благодаря прокатчикам нам удалось пообщаться с Дэнни, но помимо интервью мы решили рассказать всё, что нам известно о создании фильма и пути режиссёров от YouTube до фестиваля «Санденс» и партнёрства с A24.

Как начиналась работа над фильмом «Два, три, демон, приди!»: о сценарии, лоре и знакомстве с A24

Интервью с Дэнни Филиппу: как снимали хоррор «Два, три, демон, приди!» и связались со студией A24? - фото 1

В этом году ютуберы решили покорить киноиндустрию. Сперва ютубер Кайл Эдвард Болл представил свой амбициозный ужастик «Скинамаринк», снятый от лица пространства, в котором начинают происходить и ощущаться всякие страшные вещи. О нём говорили всю весну, но на замену одной сенсации пришла другая — братья Дэнни и Майкл Филиппу с ютуб-канала RackaRacka выпустили дебютный хоррор «Два, три, демон, приди!» (Talk To Me), о котором перешёптываются все любители ужасов с момента его премьеры на «Санденс».

Работа над фильмом началась в 2018 году. Друг Майкла и Дэнни Филиппу, Дэйли Пирсон, известный по продакшену семейного мультсериала «Блуи», прислал братьям свой сценарий для короткометражки с небанальным сюжетом о подростках, использующих одержимость демонами для получения «максимального кайфа». Взяв за основу концепцию Пирсона, Дэнни начал постепенно расширять её, добавлять больше психологизма. На одной волне за 8 дней он написал 80 страниц текста, но поначалу рукопись походила на бессвязный набор сцен, настроений, описаний характеров и диалогов. Оформить все мысли и идеи получилось за счёт бережной редактуры совместными усилиями с соавтором-сценаристом Биллом Хинцманом. Билл помог найти верную структуру и нужный вектор тематического раскрытия.

Интервью с Дэнни Филиппу: как снимали хоррор «Два, три, демон, приди!» и связались со студией A24? - фото 2

Художником-постановщиком ленты выступил Аарон МакКлиски. Дэнни Филиппу увидел его работу на Vimeo в фильме «Детские стишки» (NURSERY RHYMES), стиль кинематографии МакКлиски сразу привлёк его внимание, что он решил доверить малоизвестному оператору эстетические стороны своего фильма.

Братья Филиппу рассчитывали сохранить свою свободу творчества, поэтому не спешили заключать контракты со студиями. В ходе многих интервью ребята делились, как разные продюсеры требовали включить в фильм классическую для хорроров детективную сцену поиска информации о зле, демонах или проклятых артефактах в библиотеках и в сети — неясно зачем в «2к23» снимать столь шаблонную и устаревшую сцену? При этом Майкл и Дэнни придумали и написали развёрнутую мифологию появления демонической руки с объяснением всех связанных с этим артефактом загадок, но не стали включать это в фильм. Режиссёры хотели сохранить подростковую безалаберность в качестве мотивации сюжета: герои-старшеклассники слишком юны, чтобы о чём то задумываться всерьёз или разбираться, с чем им пришлось столкнуться.

Отсутствие каких-либо объяснений лора поддерживает структуру и концепцию фильма: пусть мы ничего так и не узнаем о руке-проводнике злых духов из иных миров, зато можем сами интерпретировать события как нам вздумается.

В ходе долгих неудачных переговоров, на клич RackaRacka по итогу отозвались старые друзья — Кристина Кейтон и Саманта Дженнингс, продюсерки австралийской Causeway Films, выпустившей постхоррор «Бабадук». Кстати Филиппу и сами приложили руку к его созданию — работали ассистентами по свету, а после «Бабадука» сотрудничали с Causeway Films в производстве фильма «Бремя» 2017 года.

Дэнни и Майкл Филиппу // Источник: соцсети Дэнни Филиппу

Дэнни и Майкл Филиппу // Источник: соцсети Дэнни Филиппу

После завершения работы над Talk To Me братья попали на «Санденс». Зрители и кинокритики приняли фильм с большим теплом, а продюсеры студии A24 сразу после показа связались с Филиппу и пригласили в свою звёздную команду — поближе к Эггерсу, братьям Дэниэлам и Астеру.

Майкл и Дэнни не были готовы к такому успеху, но он более чем оправдан: ребята очень хорошо вжились в роли режиссёров. Снимая трэшовые, брутальные и часто бездумные ролики на YouTube, в своём дебютном фильме Филиппу почти полностью изменили привычные творческие тенденции, выбрав иную по стилю и характеру режиссуру.

На первый план в «Два, три, демон, приди!» неожиданно ставится драматургия, аутентичность, искренность, а хоррор и ужас остаются лишь сквозной линией — естественной средой и формой обитания подростковых страхов, невзгод и страданий.

Разговор «Канобу» с Дэнни Филиппу

Майкл и Дэнни Филиппу // Фотографии сделал Matthew Thorne

Майкл и Дэнни Филиппу // Фотографии сделал Matthew Thorne

Talk To Me затронул меня до глубины души! Очень здорово, что вы нашли баланс между классическими ужасами про одержимость, слэшерами, и современными постхоррорами. Как вам это удалось? Что делает ваш фильм уникальным?

Дэнни Филиппу: Спасибо за тёплые слова! Да, всё верно, наш фильм — это такой современный взгляд на хорроры про одержимость. Мы хотели отдать дань уважения любимому жанру и поиграть с его стилем и формой, поэтому одержимость духами в нашем варианте — способ получения удовольствия, развлечение, а уже потом — ужас. В YouTube можно найти уйму роликов, как тинейджеры по всему миру отправляются в дома с привидениями, играют в доску Уиджи, вызывают духов и записывают всё это на камеру, чтобы потом залить в сеть и получить свою дозу внимания и просмотров. В принципе подростки всегда были одержимы этой макабрической энергией и мы хотели запечатлеть это в нашем кино — тинейджерское любопытство к мистике.

Эра соцсетей и YouTube подсказали другой заход к этой теме — мы решили затронуть современную одержимость вниманием. При работе над сценарием мне вспомнилась одна личная история. Как-то давно у нас по соседству подростки устроили вечеринку, один из ребят экспериментировал с наркотиками, а его друзья начали снимать всё на видео. Парню стало очень плохо, он начал биться на полу в конвульсиях, но ребята продолжали снимать и угорать над происходящим. Видео выложили в соцсети, я его видел, и оно показалось мне одновременно удивительным и ужасающим. В нашем фильме есть нечто общее по ощущениям с тем, что случилось буквально у нас на районе.

Интересно, что уже в самой идее фильма присутствует намёк на переход с YouTube в большой кинематограф, расскажите, как это было? Как «Ютуб» помог в производстве полнометражного кино?

Мы с братом всегда мечтали стать кинематографистами, создавать настоящий кинематографический опыт, который возможно получить только при просмотре на большом экране. Мы часто волонтёрили на больших съёмочных площадках, чтобы понять, как кино устроено изнутри, как организована цеховая часть производства. К тому же мы с Майклом снимали видео с самого детства, только потом завели свой канал на YouTube, когда на платформе ещё творился полный хаос.

RackaRacka — это чистый эксперимент, мы просто снимали что-то своё и внезапно заняли нишу.

С каждым новым видео наращивали адреналин, производственные силы, короче, делали более сложные штуки, изучали новые монтажные приёмы. Проблема в том, что в наших роликах не было и нет персонажей, да даже сюжета. Иногда перед съёмками мы просто не знали что вообще снимаем, почему и куда движемся. Не хватало продуманности и хотелось к этому стремиться — работать с нарративами, создавать что-то серьёзное. На канале у меня не было подходящей возможности для авторского самовыражения, возможно, я просто боялся самовыражаться… Но опыт наших YouTube безумств действительно очень нам помог в работе над Talk To Me.

Интервью с Дэнни Филиппу: как снимали хоррор «Два, три, демон, приди!» и связались со студией A24? - фото 5

А в чём эта помощь проявилась?

Ну, хотя бы в наборе команды — было проще приступить к съёмкам, ведь у нас уже были единомышленники! Когда мы уже обрели аудиторию, появились бюджеты, мы стали расширяться, познакомились с классными художниками VFX эффектов, мэйкап-артистами. Например, гримёрша Ребекка Буратто однажды вписалась делать с нами несколько видео бесплатно, одним из них был видос про Mortal Kombat. В итоге мы проработали с ней несколько лет и впоследствии сделали её главой гримёрного цеха в Talk To Me. Ребекка придумала весь грим, плюс к её команде присоединились талантливые Пол Катт и Ник Николау. Блин, весь мэйкап был настолько невероятен, что работал даже на самых крупных планах, нам ваще не приходилось использовать дополнительный свет или VFX на постпродакшене, что просто огонь!

Ваш саунд дизайн очень круто подчёркивает, что наш и потусторонний миры стали одним пространством. Расскажите, как работали над звуком?

Да-да-да! Звук вообще безумно важен для фильмов ужасов, с его помощью можно передать то, что невозможно визуализировать, поэтому мы прям дотошно старались продумать все детали, особенно Майкл! Ах, он прям очень горел по каждому поводу, типа всё-всё жёстко комментировал, вносил кучу правок, менял готовый микс, под занавес продакшена возился с саундтреком вместе с нашим новым композитором (смеётся). Но Майкл просто музыкальный маньяк, и все его правки реально пошли фильму на пользу: он хотел сделать идеальный микс, где музыка и элементы саунд дизайна пребывают в балансе, вовремя появляются, не конкурируют между собой и не сбивают атмосферу. У него своё видение и я с ним согласен, хоть мы бывало спорили, хах.

И мы безумно благодарны нашей звукорежиссёрке Эмме Бортингнон. Она проделала огромную работу, придумала столько необычных звуковых текстур, предложила для каждого демона свой особенный, криповый саунд, нащупала интересный звук прикосновения человеческой ладони с мумифицированной рукой. Мы слушали и слушали все её находки, сложно было выбрать что-то одно, в итоге давали Эмме свои заметки и комментарии, а она просто молча уходила и снова возвращалась с новыми крутыми идеями.

Интервью с Дэнни Филиппу: как снимали хоррор «Два, три, демон, приди!» и связались со студией A24? - фото 6

А что лично вы хотели привнести в звуковое измерение фильма?

Мне очень хотелось создать эффект постоянного движения, которое переживается именно телом, а с этим одно изображение бы не справилось. Я вспоминал, как нахожусь в движущейся машине прямо перед своей аварией, как в тот момент чувствовал, что всё вокруг меня шумит, движется и при этом замедляется, а мне страшно, — хотелось перенести эту сенсорику в фильм. Эмма знала как это сделать и предложила добавить фоновый слой ужаса — такой низкий гул, словно ты лежишь под капотом заведённой машины. Получилось здорово! Всё шумит, пульсирует осторожно и ненавязчиво, и ощущаешь это именно кожей, нутром.

В этих ощущениях и есть суть нашего фильма — ошеломление, дезориентация, бурление чувств и всё такое. Наши герои не знают, с чем столкнулись, но не хотят останавливать это столкновение.

Всегда хотела спросить у хоррормейкеров: разве не страшно снимать ужасы? Не боязно навлечь на себя проклятье? Вам было страшно во время съёмок?

Хахах, понимаю. Блин, мы с братом объездили чуть ли не все заброшенные дома с привидениями. Оставались в разных стрёмных местах по всему свету ради переживания ужаса и веселья (смеётся), нас как будто уже мало чем можно напугать. Поэтому нет, страшно во время съёмок не было, хотя стоп. Всё же пару раз было. В фильме есть сцены в госпитале, их нам приходилось снимать несколько дней подряд, здание было в нашем распоряжении и, чтобы не тратить время на переезды, мы со всей съёмочной группой устраивали там вечеринки с ночёвкой. Но стоило всем лечь спать, как по зданию начинали носиться жуткие звуки, было такое чувство, будто здание населяют призраки. Ерунда, конечно, но было немного некомфортно (смеётся).

В вашем фильме важную роль играет кенгуру, и его функция очень хорошо адресуется реципиенту, но вдруг с этим образом вас связывает личная история или есть собственная интерпретация?

О да, кенгуру! Этот зверь вообще частый герой в австралийских фильмах, всё же национальное животное, но в Talk To Me он именно страдает. Мы действительно выбрали этот образ изнывающего от боли кенгуру не случайно — он очень личный. Как-то раз около одного национального парка, где есть целая поляна с семействами кенгуру, я увидел одного из них сбитым машиной, лежащим в крови прямо на дороге, что в принципе не редкость для Австралии. Но меня очень впечатлил именно этот кенгуру, он выл от боли и бился лапами о воздух, натуральная жуть.

И в работе над сценарием я просто это вспомнил и решил использовать, чтобы по-своему проинтерпретировать типичный для ужастиков троп «мёртвого-животного-на-дороге». В этом плане мы тоже поэкспериментировали, мёртвый зверь у нас не предвестник беды, а олицетворение душевного состояния Мии. Страдания животного совпадают с переживаниями Мии — встреча с полумёртвым зверем на дороге только усиливает её чувство вины, горя, подавленности и подчёркивает одиночество. На мой взгляд, этот образ делает кульминацию фильма особенно сильной.

Интервью с Дэнни Филиппу: как снимали хоррор «Два, три, демон, приди!» и связались со студией A24? - фото 7

Достоинство Talk To Me в честной репрезентации подростков, их коммуникации и отношения к происходящему, во всё веришь, а в героях, их поведении узнаёшь самого себя. Как у вас так получилось?

Всё потому, что мы опирались на собственный опыт, использовали личные впечатления. Типа даже мать Джейд в исполнении Миранды Отто — типичная крутая мама друга или учительница в школе, которая всегда на твоей волне, хах. Я просто думал о своих друзьях, одноклассниках, соседских ребятишках и старался повторить знакомый мне самому вайб. Хотелось достичь аутентичности по максимуму, быть реальными.

Мне кажется, мы достигли правдоподобности и веры в персонажей благодаря нашим актёрам — они все безумные молодцы. Боже, а Софи Уайлд, играющая Мию, просто невероятна! Изначально она пробовалась на роль Хэйли, но мы сразу увидели в ней главную героиню. Софи схватывала всё на лету, понимала с полуслова и всегда чувствовала наперёд, ей действительно удалось связаться с душой Мии, проникнуться её состояниями и понять.

Ещё нам хотелось сделать трушный австралийский фильм. Было ощущение, что зарубежный зритель имеет ложное представление, что Австралия — это сплошная пустыня (смеётся).

Мы же надеялись показать более реалистичную жизнь, поэтому поместили действие в привычную и милую сердцу субурбию (напоминающую родной пригород братьев на юге Австралии — Пурака — прим. ред.). Даже сохранили выразительность родного акцента, поэтому сильно удивились, когда фильм так с душой приняли на других континентах.

Интервью с Дэнни Филиппу: как снимали хоррор «Два, три, демон, приди!» и связались со студией A24? - фото 8

А какие фильмы/кинематографисты вас вдохновляли больше всего при работе над Talk To Me?

Ох, вдохновляет очень много всего! Мы с братом постоянно смотрим независимое кино из разных уголков света. Например, один из любимейших — «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун Хо. Он собран из разных жанров и чувств, он одновременно смешной, страшный, сильный и смелый, и именно эта разносторонность добавляет ему реализма. Плюс мы просто обожаем хорроры, из этого жанра, безусловно, мы ориентировались на классику — «Экзорциста» Фридкина. Ещё на современные ужасы студии A24 или того же «Бабадука». Кстати, один из любимейших моих фильмов — «Возвращение» Андрея Звягинцева, очень классный, в нём тоже подростковая мрачная история, наполненная экзистенциальными ужасами и какой-то хтонью. Наверняка вы заметили в Talk To Me присутствие синих цветов, например, в сцене, где Миа смотрит на дождь из окна. Эту палитру синевы я давным-давно подсмотрел в «Возвращении» и очень хотел воплотить в своём кино!

Дэнни, я, как и многие, уверена в успехе Talk To Me и вашей с братом кинематографической карьере! Напоследок подарите надежду, планируете снимать что-то ещё, кроме уже анонсированного «Стрит Файтера»?

Хах, спасибо большое! Вообще планов очень много! Мы хотим попробовать себя в разных жанрах и в комедиях, и в блокбастерах. Придумать новые технические и сценарные приёмы. Плюс у меня столько идей в голове, я натурально хочу взяться за всё и сразу, начать творить что-то грандиозное, правда, нужно срочно собраться с мыслями и определиться. А если по существу, то мы с Биллом Хинцманом уже написали сценарий нового хоррора «Верни её назад»(Bring Her Back), он лежит на полке с 2021 года, надеемся, что скоро увидит свет, камеру и мотор!

На момент записи интервью ещё не был анонсирован сиквел «Два, три, демон, приди!» Но в одной из бесед с другими корреспондентами братья Филиппу уже мило пошутили, что планируют снять пятую часть саги о духах и подростках в космосе! Ждём?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь