Игромарафон: обзор игр про Гарри Поттера
Важное уточнение
Речь пойдет только о PC-версиях игр. Это важно, потому что все они выходили в том числе и на самых разных консолях, и некоторые версии заметно отличаются друг от друга. На то, чтобы во всех этих различиях разобраться, уйдет жуткое количество времени. Да и незачем в них разбираться — они никакого значения для понимания контекста не имеют. А ведь еще были версии для Game Boy и мобильников, и это, конечно, не игры вовсе, а весьма изощренный метод пытки. Про Harry Potter for Kinect я тоже ничего говорить не стану, так как ни Xbox 360, ни камеры у меня нет. Короче, только PC (и еще одна игра для PS3).
Начало 2000-х. В то время игры по кинолицензиям — вполне сформировавшийся жанр, но еще не замена слову мусор. В 1999-м вышла неплохая Star Wars: Episode I — Racer, еще раньше — крутые Indiana Jones and the Last Crusade и Blade Runner. Впрочем, ваша любимая компания Electronic Arts уже тогда смекнула, что продавать тематические игры людям, только что вышедшим из кинотеатра, — рабочий вариант, и решила все испортить. Но не сразу.
Игры по лицензиям нужно было создавать быстро и с наименьшими затратами, поэтому под это дело открывали (или выделяли уже открытые) студии, для которых взяться за проект по мотивам чего-то известного — отличный шанс вписать себя в историю. Даже если речь шла о недорогой игре и нечеловеческих сроках разработки. В общем, такой студией была американская KnowWonder (Finding Nemo, The Hobbit, Shrek 2: The Game). Ей Electronic Arts и поручила игру по мотивам вышедшего тогда фильма «Гарри Поттер и философский камень». Релиз игры и премьера ленты состоялись в один день — 16 ноября 2001-го.
Для Philosopherʼs Stone подобрали удачную механику, которая стала основой и для двух следующих игр.
Речь идет о платформере от третьего лица. 11-летний волшебник прыгает по многочисленным лестницам и каменным выступам и собирает разноцветные бобы, а между сюжетными эпизодами свободно носится по Хогвартсу в поисках всяческих секретов и потайных комнат с сундуками.
И колдует, конечно. Инсендио, Люмос, Вингардиум Левиоса, Алохомора — все эти заклятия помогают герою решать простейшие головоломки и продвигаться по сюжету.
Игра воссоздает все ключевые сцены из фильма и добавляет пару моментов, что были в книге, но в ленту Криса Коламбуса не попали. Например, встречу Гарри с братом Рона, Чарли, и прощание с драконом Норбертом на одной из башен замка. Тем не менее с деталями Philosopherʼs Stone обращается крайне вольно и переиначивает их в угоду геймплея. Битва с Квирреллом/Волдемортом, к примеру… в общем, она в игре есть, несмотря на то, что юный Гарри в первый год обучения ничего серьезного темному лорду противопоставить не мог. Нельзя же было в одном из важнейших моментов истории отделаться роликом — вот и пришлось как-то выкручиваться.
Сейчас, если сравнить три первые части, видно, что в «Философском камне» авторы и не думали выкладываться на полную — они придумали несколько занятных идей, однако не стали в первой игре, которая явно была пробной, их развивать. Скажем, заклятия следует сначала освоить — на уроке провести курсором по контуру, но это не имеет смысла, потому что затем герой все равно колдует автоматически и только в определенных местах. Или вот беготня по Хогвартсу в перерывах между сюжетными эпизодами — от этого еще меньше толка, так как локации на самом деле крохотные, и делать в них нечего.
Получается, что играть в Philosopherʼs Stone интересно только в первые два часа, а затем геймплейные элементы начинают повторяться, и это жутко надоедает.
Во второй и третьей частях повторяющихся элементов тоже хватает, но там это раздражает гораздо меньше по ряду причин — я расскажу о них, когда доберемся до «Тайной комнаты». О Philosopherʼs Stone же следует знать еще ровно две вещи. Во-первых, Гарри Поттер в ней невыносимо медленно взбирается на платформы. Со временем это начинает выводить из себя. Во-вторых, в «Философском камне» герой принимает участие в чемпионате по Квиддичу, и там надо натурально управлять метлой с помощью мыши, но делать это совершенно невозможно из-за чудовищного управления и безумной камеры.
Если вы на этом моменте решили перепройти игры про Гарри Поттера, то имейте в виду: первую часть можно смело пропустить и начать сразу с Harry Potter and the Chamber of Secrets. Это, по сути, та же самая игра, только больше, круче и разнообразнее. И при этом лишенная половины тех проблем, о которых я написал выше.
Экранизацию «Тайной комнаты» начали прокатывать в США и Европе через год после «Философского камня» — 15 ноября 2002-го. В тот же день вышла и Harry Potter and the Chamber of Secrets. Между релизом двух игр прошло всего 12 месяцев, поэтому вторая часть играется и выглядит точно так же, как и Philosopherʼs Stone.
Та же графика, почти тот же интерфейс, те же модели героев и та же механика со всеми этими платформами и автоматическими заклинаниями — KnowWonder не придумала вообще ничего нового, зато порядком улучшила все, что было в прошлой игре.
Гарри начал гораздо быстрее взбираться на уступы, да и в целом управление стало более отзывчивым — теперь для того, чтобы наколдовать Алохомору или Флипендо, не нужно бегать вокруг объекта в попытке отыскать угол, с которого волшебнику удобнее целиться палочкой.
Творить заклинания, правда, все еще можно только в заранее обозначенных местах, но мест этих стало ощутимо больше — на каждом шагу в Хогвартсе герой встречает что-то такое, что можно или сдвинуть с места, или толкнуть, или ударить с помощью магии.
При этом нельзя сказать, что сами локации стали больше, а вот потайных комнат, сундуков с бобами и скрытых стен в замке теперь не сосчитать. Школа волшебства во второй игре — не просто декорация, которая служит фоном для сюжетных эпизодов. Отныне это масса переплетенных между собой коридоров, залов, разных площадок с испытаниями — Хогвартс наконец-то стало интересно исследовать.
И сюжет! От стыдного набора важных киношных сценок, перенесенных на движок игры, отказались в пользу связной истории, полной забавных роликов. От себя KnowWonder опять придумала много, но иначе никак. Скажем, сцену с дракой Гарри и Василиска нельзя просто так взять и перенести в игру — нужно сделать так, чтобы играть было интересно. Вот разработчики и сделали.
Еще они добавили дуэли на волшебных палочках и, что важнее, обуздали полеты на метле. В Chamber of Secrets Гарри Поттер сам управляет метлой и всегда летит четко за снитчем, а вы только можете вилять в разные стороны и толкать других волшебников, задумавших одним маневром выиграть матч по квиддичу.
Словом, в Harry Potter and the Chamber of Secrets играть приятнее, чем в «Философский камень», и это, пожалуй, главное, что нужно знать о сиквеле.
На разработку Harry Potter and the Prisoner of Azkaban потратили полтора года: игра вышла в начале июня 2004-го вместе с фильмом Альфонсо Куарона. Дополнительные полгода, конечно, повлияли на качество игры, но… в общем, глядите.
Сюжет «Узника Азкабана» непросто перенести в игру, потому что во второй половине книги (и фильма) почти не происходят события, которые можно превратить в интересные игровые ситуации. Более того, в третьем романе попросту нет центрального злодея, и поэтому Harry Potter and the Prisoner of Azkaban заканчивается не финальной битвой с опасным противником, а, кхм, сдачей экзаменов.
KnowWonder могла что-то придумать: или привлечь к написанию сценария Джоан Роулинг, или в очередной раз извернуться и насочинять от себя.
Вместо этого авторы продолжили развивать идеи, возникшие у них еще в процессе разработки первой игры, и доразвивались до создания массы бесполезных элементов, затягивающих и без того не самую увлекательную игру.
Играть в Prisoner of Azkaban можно и за Гарри, и за Рона, и за Гермиону, но уникальных навыков ни у кого из них нет. Зато у каждого есть сомнительная обязанность пройти утомительную полосу препятствий, чтобы изучить новое заклятие и научиться его применять. Да, в двух прошлых играх такие испытания тоже были, но там это имело смысл, потому что юные герои изучали незнакомые заклинания. Теперь единственное реально нужное колдовство — это Экспекто патронум, и то обусловлено сюжетом. Все остальные чары разработчики придумали, потому что надо было что-то придумать. Ну, серьезно, что это за магия такая, которая позволяет на расстоянии дергать за тросы и опускать таким образом платформы?
Полеты на метлах? Не в этой игре! В этой — полетаете на грифоне-инвалиде. Потом вам передадут управление Гермионой, которая с помощью магии умеет подчинять себе кроликов. Ушастые жуют траву и роют ямы — на этом и завязаны многочисленные головоломки в полосе препятствий, подготовленных Минервой Макгонагалл. Короче, Harry Potter and the Prisoner of Azkaban весьма неловко, но все же пытается сделать так, чтобы вы не прошли ее за два часа. Самое смешное, что если убрать из игры финальный эпизод с экзаменами, то продолжительность как раз и составит эти самые два часа. Ну, может, чуть больше.
Зато выглядит «Узник Азкабана» привлекательнее прошлых игр. И пройти ее следует всем поклонникам саги — даже несмотря на уйму недостатков. Harry Potter and the Prisoner of Azkaban стала третьим (и последним) проектом KnowWonder, и если в первой игре разработчики немного не докрутили, то в третьей — затянули слишком туго. А вот Chamber of Secrets получилась образцовой — в рамках тех возможностей, что были у ее создателей.
Так что не следует думать, что Prisoner of Azkaban — худшая из всех игр про Гарри Поттера. Худшая — Harry Potter and the Goblet of Fire.
Ненависть. Именно это чувство чаще всего испытываешь, когда играешь в «Кубок огня», реже — смятение. За полтора года студия EA Bright Light создала отвратительную игру, которую при этом — вот уж EA! — продавали за 60 долларов. Середина 2000-х — замечательное было время.
В 2017-м очень смешно было наблюдать за тем, как игроки сбивали рейтинг Star Wars Battlefront II (2017) из-за лутбоксов, приговаривая, что игра получилась ужасной. Или как пользователи Steam писали сотню негативных комментариев на странице Call of Duty: WWII, с трудом выстраивая предложения из слов «конвейер», «ежегодный» и «тир». Все эти люди уже давно позабыли истинное значение фразы «ужасная игра». Им хватит один раз сыграть в Harry Potter and the Goblet of Fire, и все сразу встанет на свои места.
Прежде KnowWonder отвечала за PC-версии игр про Гарри Поттера, а консольные создавали другие студии. Но в 2005 году EA почему-то решила, что разрабатывать отдельную игру для компьютеров незачем, поэтому Harry Potter and the Goblet of Fire — это порт консольной версии (для PS2 или Xbox, не важно).
Игра запускается в разрешении 800×600, и сделать с этим ничего нельзя — настроек графики нет. Управляется Goblet of Fire с клавиатуры и больше никак — ведь настройкам управления в ней места тоже не нашлось. За передвижение героев отвечают стрелки, за колдовство — клавиши Z, X и C. Переключать кнопки в меню можно пробелом и Backspace. Камера в игре фиксированная и чаще всего запредельно неудобная, изменить это не выйдет — вы все обречены.
Думаете, проблема заключатеся только в PC-версии, а на консолях, с геймпадом, все отлично? Нет, конечно! Harry Potter and the Goblet of Fire — паршивая игра по сути своей, кривой порт только добавляет причин ненавидеть ее.
Забудьте о милом сказочном платформере с замком Хогвартс для исследования, теперь это линейный экшен, в котором Гарри, Рону и Гермионе надо пробежать из точки А в точку В, а вам — совладать с чудовищной камерой. По пути герои без особого энтузиазма пуляют заклинаниями в каких-то жуков и саламандр, и так всю игру. Разница между первым таким забегом и последним заключается только в палитре той мазни, которую разработчики почему-то назвали графикой.
Где-то в середине игры Гарри примет участие в первом испытании Турнира трех волшебников, и ему придется полетать на метле наперегонки с Венгерской хвосторогой. Один из немногих светлых моментов Harry Potter and the Goblet of Fire. В финале герой сойдется в битве с самим Волдемортом — весьма вялый эпизод, который выглядит не так уж и плохо на фоне всей этой беготни по серо-зеленым локациям.
Ладно, то, как устроено колдовство в этой игре, намекает, что среди сотрудников EA Bright Light была хотя бы пара человек со светлыми идеями в головах. Герои постоянно носятся по уровням втроем, и творить заклятия им порой нужно всем вместе. В прошлой игре так тоже можно было, но в Harry Potter and the Goblet of Fire механика ушла далеко вперед: один из персонажей в четвертой части может поднять врага в воздух, а двое других — напулять в него атакующими чарами. Здорово же! Да и вообще колдовать стало интереснее: Акцио, скажем, отучает бегать по всей локации за бобами, а для того, чтобы потушить огонь, необходимо наколдовать Аква Эрукто и удерживать с помощью стрелок на клавиатуре поток воды.
EA Bright Light, впрочем, это все не оправдывает. До Harry Potter and the Goblet of Fire студия успела поработать над Harry Potter: Quidditch World Cup (о ней позже) и Harry Potter and the Prisoner of Azkaban для GameCube. Этого мало, но Electronic Arts все равно поручила этой команде большую игру про Гарри Поттера. В итоге получилось то, что получилось.
EA Bright Light после релиза «Кубка огня» пообещала исправить ВСЕ недостатки и создать настоящую nextgen-игру про Гарри Поттера — тогда как раз сменилось поколение консолей, было много разговоров про «некстген». К делу подошли серьезно: воссоздали целиком весь замок Хогвартс и сделали его полностью открытым, придумали новую систему колдовства, добавили массу побочных заданий, наснимали десятки длинных роликов на движке и даже позвали нескольких актеров из фильмов на озвучку — Руперта Гринта, Бонни Райт и братьев Оливера и Джеймса Фелпсов. Лушая игра по Гарри Поттеру? Да перестаньте.
Главное нововведение — полностью открытый для исследования Хогвартс и его окрестности — показало, что своих желаний следует бояться. Замок оказался пустым, но это еще полбеды. Куда хуже, что он и впрямь получился огромным. Школа чародейства в Order of the Phoenix — невероятных масштабов локация с десятками коридоров, неожиданно перетекающих друг в друга, впечатляющими залами, учебными комнатами и немаленькой площадью вокруг. Всюду Гарри с друзьями может заглянуть, пойти куда угодно, но это невыносимо скучно, потому что в этой версии Хогвартса больше нечего делать — только бродить по пустым уровням.
Порой героям надо добежать, скажем, из гостиной Гриффиндора до библиотеки, расположенной черт знает где, и это натурально занимает минут пять — все это время вы будете бежать. В какой-то момент, правда, появляется фасттревел с помощью оживших картин, но волшебниц и магов на этих картинах нужно сперва задобрить, чтобы потом все равно перемещаться не туда, куда нужно — в общем, ад. А вы думали, EA Bright Light сделает GTA про Гарри Поттера? Нет, такие игры за полтора года не создаются.
Причем разработчики потратили уйму сил на этот замок: создали, по сути, первую на тот момент завершенную модель всего Хогвартса. Часть интерьеров утянули из фильмов (по большей части из «Узника Азкабана»), часть же воссоздали по написанному в книгах, и еще часть додумали сами. Прежде нам показывали и описывали отдельные части школы, но вот так вот целиком Хогварства еще нигде не было. В этом плане EA Bright Light, конечно, сама себя превзошла, но про геймплей, кажется, забыла.
С самоопределением у Harry Potter and the Order of the Phoenix тоже серьезные проблемы: это вроде бы экшен от третьего лица в открытом мире, но без элементов платформера. Всю игру Гарри, Рон и Гермиона только носятся по замку и время от времени устраивают разборки на волшебных палочках. Ну, то есть если кто-то спросит, чем же можно заняться в Order of the Phoenix, ответ будет неутешительным — увлекательным ничем и колдовством.
Чтобы творить заклинания, нужно зажать ЛКМ или ПКМ и совершить мышкой определенный жест. Для Акцио — дернуть назад. Для Вингардиум Левиоса — сдвинуть влево, а затем — вправо. Для Депульсо — толкнуть вперед. И так далее. Вроде работает, но надоедает на втором часу прохождения.
И, черт возьми, это снова порт с консолей! В этот раз дали изменить разрешение и переназначить кнопки, а вот фиксированную камеру оставили, и она все еще больная. Еще «лок» в 30 FPS сделали: вместе с коричнево-желтыми цветами, которыми пестрит Order of the Phoenix, такое количество кадров успешно создает иллюзию того, что Гарри Поттер и все его друзья живут в мутной воде.
Жаль, конечно, но из Order of the Phoenix получилась еще одна необязательная игра про знаменитого мальчика, который выжил.
Harry Potter and the Half-Blood Prince — совсем другое дело. Не подумайте, это отнюдь не идеальная игра, но заметный шаг вперед. Игра по «Принцу-полукровке», если подумать, повторила судьбу «Тайной комнаты» — после Order of the Phoenix, насыщенной смелыми, но скверно реализованными идеями, разработчики отказались от всего, что плохо работало. Свою роль в этом сыграл и срок разработки — Harry Potter and the Half-Blood Prince создавали два года. Если учесть, что у EA Bright Light была основа в виде Order of the Phoenix, все окончательно прояснится.
Основа в бувальном смысле: и «Орден феникса», и «Принц-полукровка» работают на одном движке Bright Light Halogen и зачастую используют одни и те же модели объектов и персонажей. Проще говоря, необъятный Хогвартс с прилегающей территорией авторам рисовать заново не пришлось. Они только добавили к созданной для прошлой игры декорации пару новых локаций — поле для квиддича и лодочную станцию.
Силы бросили на постановку. Школа все такая же огромная, но теперь, если следовать только по сюжету, этого можно и не заметить.
Harry Potter and the Half-Blood Prince одну за другой дословно воспроизводит все ключевые сцены фильма, а неизбежно возникшую пустоту между ними заполняет мини-играми. Таким образом, игра не проседает ни на секунду, постоянно что-то происходит: Гарри носится на метле вокруг Норы, отхватывает Петрификус Тоталус от Малфоя в поезде, учится варить зелья, готовится к матчу по квиддичу, вступает в дуэльный клуб — и тут оп! — уже трангрессирует вместе с Дамблдором к пещере у моря, где, как полагают герои, спрятан один из крестражей.
Перемещаться по школе все еще нужно, но, во-первых, авторы надолго не смеют оставлять игроков наедине с коридорами замка и ловко заполняют пустоту роликами и сюжетными сценами, а во-вторых — фасттревел отныне работает с самого начала игры, и ожившие картины открывают скрытые проходы без всяких проблем.
Кроме того, Half-Blood Prince полна занятных находок. Чтобы сварить зелье, надо четко следовать рецепту и в нужное время добавлять ингредиенты и мешать бурлящую в котле жидкость. Переборщили с каким-нибудь соком Мурлокомля? Что ж, готовьтесь разгонять мышкой дым, затянувший весь экран. Дуэли, да и вообще все колдовство тоже обставили толково. Появилось гораздо больше контекстных заклинаний, работающих по одному клику ЛКМ, и стало меньше возни с вычерчиванием особых жестов мышкой.
Плюс ко всему Harry Potter and the Half-Blood Prince порой показывает события, на которые в фильме времени не нашлось. Или дает взглянуть на знакомые эпизоды с иного ракурса. К примеру, позволяет сыграть за Рона, когда тот находится под действием любовного зелья, и переключается на вид от первого лица и включает динамичную музыку, когда Гарри выпивает «зелье удачи», Феликс Фелицис.
Понятно, что все это баловство вряд ли привлечет внимание тех, кто на волшебный мир плевать хотел, поэтому безоговорочно удачной игрой Harry Potter and the Half-Blood Prince назвать не выйдет. Да и проблем в ней хватает, чего уж тут. Несмотря на то, что EA Bright Light вернула более или менее человеческие настройки графики, сделала свободной камеру и отказалась от «лока» в 30 FPS, графика в игре, даже по меркам 2009-го, впечатляющей не стала. Да и ладно, зато минимум один раз пройти «Принца-полукровку» поклонникам книг и фильмов наверняка будет интересно.
Помните, как в «Принце-полукровке» Дамблдор, только что схвативший в грудь Аваду Кедавру, летел с башни Хогвартса вниз? Вот со студией EA Bright Light произошло примерно то же самое: в Half-Blood Prince разработчики поднялись повыше и перепрыгнули через хлипкие перила. То есть создали Harry Potter and the Deathly Hallow.
Вообще, игр по «Дарам смерти» было две — по одной на фильм. Однако они чудовищно похожи друг на друга и бесконечно отвратны, так что расписывать про каждую по отдельности я не стану — много чести.
В общем, обе Harry Potter and the Deathly Hallows — шутеры от третьего лица и с укрытиями. Как Gears of War, только в сотню раз хуже. Сюжет первоисточника не предполагает беготни по Хогвартсу, поэтому в играх по «Дарам смерти» все хорошее, что было в «Принце-полукровке», исчезло без следа. Появились невыносимо скучные битвы на волшебных палочках. Из-за массы технических ошибок Гарри с большим трудом прилипает к укрытиям, потом пытается стрелять во врагов, но порой попадает в стену, за которой укрывается, и убивает себя. Впрочем, в первой части можно и не стрелять вовсе — достаточно просто пробежать все уровни мимо врагов, все будет нормально.
В сиквеле с этим сложнее: там иногда нужно защищать товарищей, которые пытаются открыть Алохоморой какую-нибудь дверь на протяжении ПЯТИ МИНУТ.
Harry Potter and the Deathly Hallows: Part II вообще обходится с деталями мира как хочет. Оглушающее заклятие, скажем, никого не оглушает, а просто наносит урон врагу. Работает, к слову, как автоматичекий пистолет — герои стреляют из палочек будто из пулемета. Петрификус тоталус, парализующие чары, заменяет Гарри и его товарищам снайперскую винтовку, а заклятие Экспеллиармус, в книге обезоруживающее противников, в игре пробивает щиты врагов. И ладно, если бы эти вольности работали на благо игры, но нет же. Кликать на кнопку мыши четыре часа подряд (за столько проходится каждая часть «Даров») на скверно нарисованных уровнях, чтобы отделаться от еще одного десятка Пожирателей смерти, — та еще пытка.
Вот и скачут герои по тесным замкнутым локациям от одного сюжетного ролика к другому. Потом история о волшебнике и его друзьях неловко заканчивается. Сложно было представить, что эта игровая серия завершится именно таким образом.
Помогите, я не могу остановиться
LEGO Harry Potter
Так уж вышло, что забавный платформер в стилистике LEGO — одна из лучших игр про Гарри Поттера. LEGO Harry Potter выпускали в двух частях, Years 1-4 и Years 5-7, но сейчас для PS4 можно купить всю коллекцию. И это отличный повод вновь пережить приключения пластмассовых Гарри, Рона и Гермионы.
Приключения эти полны доброго юмора, свойственного всем LEGO-играм, неожиданных ситуаций, которые с помощью конструктора разыгрываются совсем не так, как вы того ждете, и всяческих загадок, секретов и скрытых уровней. Еще в это дело можно сыграть вместе с друзьями, что умножает количество забавных ситуаций на два.
Harry Potter: Quidditch World Cup
Первая игра EA Bright Light по вселенной Гарри Поттера. Harry Potter: Quidditch World Cup посвящена только квиддичу и ничему больше. На удивление весьма неплохая игра, в которую на PC и с клавиатурой, впрочем, играть совершенно невозможно. Если же умудритесь подключить к этому делу геймпад, то сможете сыграть не только за ловцов, но и за охотников, задача которых — провести квоффл через все поле и забросить его в кольцо противника.
Классическими декорациями авторы Quidditch World Cup не стали ограничиваться. Чемпионаты проходят и в Японии, и в Испании, и в Германии, и в Болгарии. В каждой стране находится уникальный стадион, своим внешним видом соответствующий местной культуре. Проблема только в том, что механика у местного квиддича довольно простая, и увлечь вас настолько, чтобы вы прошли игру до конца, она вряд ли сможет.
Wonderbook: Book of Spells
Пожалуй, лучшая игра про колдовство — все благодаря камере и контроллеру PS Move, конечно. Понятно, что рассматривать «Wonderbook: Книга заклинаний» как серьезную игру не следует, но удивить ею поклонника «Гарри Поттера», далекого от видеоигр, удастся без проблем.
Суть «Книги» в том, что вы садитесь перед телевизором, кладете перед собой особую книгу-контроллер, затем направляете на нее камеру и запускаете игру.
Дальше — серия уроков и испытаний, после которых вы без труда сможете повторить любое заклинание из «Гарри Поттера» в жизни. Кроме Авады Кедавры, ее в игре нет, увы.