«Хоббит: Битва пяти воинств»
«Битва пяти воинств» произвела на меня довольно гнетущее впечатление. Я не знаю, как можно было так запутаться в этой трилогии, чтобы прийти к подобным решениям, натворить столько откровенных глупостей и потерять какие-либо остатки связности.
В первых двух частях Джексона очевидно сковывала их незавершенность. По сути, это были просто вереницы крайне разношерстных ситуаций – иногда нудных, иногда бредовых, иногда комедийных – без какого-либо лейтмотива и логического завершения, они просто утыкались в титры.
И вот, казалось бы, мы видим последний кусок мозаики, фильм, который может наконец-то позволить себе роскошь катарсиса и развязки, получив в свое распоряжение вместо сценок о посудомойках-акробатах и стычек с туповатыми троллями полноценную батальную сцену, победу над всей пятеркой злодеев, которых назаявляли за это время, смерть важных персонажей и шанс поиграть в связки с оригинальной трилогией. В итоге, фильм пытается использовать все вышеперечисленное на полную катушку, но далеко не всегда удачно.
В книге битва занимает меньше пяти страниц и явно была абсолютно неинтересна Толкину, но кино – другое дело, тут она стала ключевым моментом фильма, да и всей трилогии. После эпичных сражений «Властелина Колец» больше всего ждешь от этого фильма именно батальных сцен.
Но в итоге каким-то образом получается, что битва на этих пяти страницах была описана подробнее и осмысленнее, чем выходит у Джексона. Толкин по крайней мере намечает подобие стратегии для каждой из сторон: кто решает занять высоту, кто обойти с тыла и так далее.
Джексон прекрасно поставил битву в «Двух Твердынях», где все было четко и понятно в каждый момент времени, включая тактику обеих сторон и то, как она менялась под влиянием действий противника. Но по какой-то причине «Битва пяти воинств» у него не удалась совсем.
Нет, многие получили от нее искреннее удовольствие, все довольно живо сталкивается и кромсает друг друга, но осмысленности в этом мало. Повезет, если вы сможете разобрать, кто с кем дерется, ведь коренастые фигуры в серых доспехах могут относиться и к оркам и к людям и к гномам. Повезет, если вы вообще сможете после фильма ответить, о каких конкретно пяти армиях шла речь.
Тактика сторон неясна, на чьей стороне перевес в конкретный момент – неизвестно, да и общего ощущения битвы как такового нет, есть сцены массового побоища, перемежающиеся сценами дуэлей главных героев, все это вместе слипается в ощущение «еще немного крошева и рубилова, а потом хорошие победят». Переживать за кого-то всерьез не получается.
Фильм «Одержимость» заставил вспотеть от напряжения на сцене репетиции оркестра, объяснить, на что обращать внимание, научить вслушиваться в музыку и понимать, насколько все хорошо или плохо исключительно по ней, без лишний намеков. Джексон же не может объяснить ничего.
Смешались в кучу люди, кони, гномы на баранах, орки на летучих мышах, эльфы на лосях. Происходящее напоминает экранизацию Чуковского, а не эпичную битву, от которой должно захватывать дух. Все это настолько нереально и несерьезно подано, что о сопереживании героям и погружении в историю не может быть и речи.
В этом плане показателен момент в начале фильма, трогательная и сильная деталь в сцене с Бардом и его сыном, который я не стану называть, но вы поймете о чем речь при просмотре. Умом понимаешь, что это и впрямь талантливый ход, но он почему-то нисколько не трогает. В другом, более серьезном фильме, подобная деталь могла бы вышибить слезу, но «Хоббит» не может заставить зрителя воспринимать этих персонажей как живых людей (эльфов, гномов – неважно), сопереживать им и всерьез волноваться за их судьбу. Поэтому интересный ход смотрится лишь как интересный ход, но по-настоящему тронуть не может.
Я нисколько не против самой идеи дописывать сюжет Толкина, добавлять новых персонажей, новые сцены и так далее. Я даже не против любви гнома и эльфийки как таковой. Я только не могу понять, почему прописывать эту любовную линию доверили каким-то эмо-школьницам, изучавшим литературу по серии «Сумерки». Диалоги местами написаны настолько умопомрачительно, что сложно не подавиться. Вот диалог Тауриэль и Трандуила (не бойтесь, ничего он не спойлерит):
— Почему мне так больно? Если это любовь, то я не хочу такой любви.
— Потому что она настоящая.
Причем, дело не в паре фраз, вся эта любовная линия, придуманная, кстати, продюсерами и засунутая в фильм позже, написана отвратительно – вспомните предыдущий фильм.
Если вспомнить вкупе с ней неуклюжую любовь Арагорна и его эльфийской избранницы, то напрашивается вывод, что в Средиземье никто сексом не занимается, все размножаются исключительно дарением всяческой памятной дряни. Амулетов, камешков, чего угодно, что можно сжимать, томно вздыхая о далекой возлюбленной. Впрочем, амулеты можно и не брать в расчет, учитывая количество самоповторов в других департаментах, вроде окончания каждой битвы внезапным спасением героев удачно подоспевшими кем-нибудь (одними орлами – четырежды).
Самое большое недоумение у многих вызвал памятный персонаж Альфрид Золотые Сиськи, которому зачем-то решили выделить кучу экранного времени.
Альфрид – это тот скользкий тип, помощник бургомистра озерного города, который остановил Барда на таможне в прошлом фильме. В этой части из него было решено сделать некую карикатуру на Гриму Червеуста из «Властелина Колец» (пособника Сарумана, отравившего разум владыки Рохана).
На Альфрида возложена должность комик релифа фильма, то есть с него нужно смеяться, вот только смеяться не хочется.
Он пытается то захватить власть, то неумело подлизываться, то дезертировать, то еще как-то объяснить окружающим, что детство у него было сложным.
Еще больше загнать персонажа в стереотип могла только табличка «Я - гнида», высоко поднятая над головой. Никакой глубины, намек на которую был даже у Червеуста, у него нет и в помине.
Несмешные шутки – это одно, их можно терпеть, но для того, чтобы создать больше «уморительных» сцен с Альфридом, фильм вынужден заставлять Барда взаимодействовать с ним. И тот, вместо того чтобы убить сволочь, причинившую людям столько боли, или дать народу самим растерзать его, почему-то решает оставить его при себе.
Вместо того, чтобы изгнать человека, который, очевидно, предаст всех при первой же возможности, Бард решает доверить ему важный дозор. После того, как Альфрид забивает на ответственность и заваливается спать, а потом врет, что дежурил – Лучник доверяет ему защиту своих детей. Вау. Чувствуется, он бы и дочь свою с ним валетом спать положил, потому что Альфрид, ясно же, оплот благодетели и руки распускать не будет. Бард – просто знаток людских душ.
В общем, из-за дурацкого персонажа, созданного ради пары смешков, теряется уважение к гораздо более важному герою, которого выставляют идиотом.
Спойлеры
Заплаканные зрители, выходя из зала, могут и не заметить, что конец трилогии оставил много висящих концов – некоторые линии не получили никакого развития, а некоторые – не были вменяемо завершены. Это странно для Джексона, полчаса потратившего на годзиллион концовок «Властелина Колец», здесь история сворачивается довольно быстро.
Вам не показалось странным, что нам представили огромных червей, которые по идее должны были стать огромной угрозой для наших героев, как слоны во «Властелине колец», но почему-то никак не повлияли на ее ход? В чем вообще была их роль? Прорыть тоннели, чтобы орки могли появиться на поле быстрее или с неожиданной стороны? Подобный «пшик» с шай-хулудами стал для многих неприятным сюрпризом.
Летучие мыши – тот же вопрос. Существа, которые ответственны за присутствие в фильме идиотской напыщенной фразы «их выращивают для одной цели – для войны», никак заметно на битву не повлияли. Когда во «Властелине Колец» появились назгулы на своих ящерах, от них становилось жутко. А мыши прилетели и прилетели, как раз под занавес из орлов, которым всех и накрыло. Про орлов и говорить не хочется, это даже не смешно.
Беорн лично меня волнует мало, но фанатов смутило то, что он появляется на экране в пылу битвы буквально на пару секунд.
Аркенстон был своеобразным «Кольцом всевластия» этой трилогии – тоже давал силу (правда, лишь как символ власти), тоже способен развращать душу, тоже был целью всего путешествия. И что в итоге? В книге его попросту закапывают, как какую-то безделушку – мол, больше не нужен. В фильме еще лучше – не показывают даже этого, про него просто не вспоминают.
Для меня эта трилогия оказалась сплошным разочарованием, причем растущим с каждым фильмом. Я сумел получить от нее удовольствие, от каких-то ее аспектов, но общая сумбурность и бредовость некоторых решений оставляют горькое послевкусие.