05 декабря 2019
Обновлено 12.12.2019

«Хоакин Феникс получит „Оскар“. Он спустился в Ад и принес нам знание». Интервью Петра Федорова

Один из самых популярных российских актеров Петр Федоров поговорил с издателем «Канобу» Вячеславом Опахиным об опасности пропаганды в кино, рассказал, как бросить курить на съемках «Аванпоста», и почему нельзя обижаться на обзоры BadComedian.
Один из самых популярных российских актеров Петр Федоров поговорил с издателем «Канобу» Вячеславом Опахиным об опасности пропаганды в кино, рассказал, как бросить курить на съемках «Аванпоста», и почему нельзя обижаться на обзоры BadComedian.

— Ты редко даешь большие интервью. И сейчас вернулся со съемок на Алтае — съемки фильма по трагедии с группой Дятлова. Насколько лично тебе интересна эта история?

— Я никогда не принадлежал к той части людей, которая фанатеет от этой темы. Мне было просто интересно, почему именно история с группой Дятлова стала мировым брендом. Ведь и большее количество людей погибало, и при разных темных обстоятельствах. Недавно читал в американском таблоиде про некую очередную «группу Дятлова».

— В фильме тоже мистика?

— Отчасти на этом строится жанр, но мы снимаем детектив. На самом деле, русские очень склонны к необъяснимым вещам. Тебе падает кирпич на голову, и ты такой: «Ах, ну почему я?!». «А почему нет, чувак?» — и к этому ответу ты не готов. Мы не готовы принять, когда совсем просто. Наше подсознание, мозг выдают первобытные защитные паттерны, и мы готовы поверить в какую-то хрень, лишь бы все было не так страшно и банально.

Наша история — сделаем небольшой спойлер — пройдется по всем популярным гипотезам и версиям [трагедии], но и расскажет, на мой взгляд, самую правдивую. Это будет качественный детектив.

— Большинство людей боятся спойлеров. Как у тебя с этим?

— Ни одна картина в мире не меняет положение вещей, она может только что-то отрефлексировать или еще больше загадить этот мир. Что бы я ни сказал, да и даже когда люди посмотрят фильм, ничего не изменится. Но хороший фильм всегда дает маячок.

— Следственный комитет прошлой осенью возобновил расследование по группе Дятлова. По телеку идет условно 27-й сезон «Битвы магов-экстрасенсов». Это сигнал, что людям на пороге 2020 года просто скучно, и они готовы хоть в ведьм поверить, хоть бесконечно Дятлова изучать?

— Уверен, что нет. Хотя мне сложно оценить, потому что у меня нету телевизора лет 15, и мне не скучно. То, что страна кормится негативом, и он просто представлен в разных жанрах, это старо как мир. Телевидение просто дает разгон. Люди, которые производят килотонны ТВ-говнища, — они же сами это не смотрят. Просто опираются на механизмы, на наши ментальные и социальные предрасположенности и на политические задания.

— И как же ты 15 лет без телевизора?

— Прекрасно, это осознанный выбор. Хочу посмотреть фильм — посмотрел в интернете. Ценю моменты тишины, осознанного прослушивания музыки, чтения. Осознанность — вообще единственный проводник в наши дни. В хорошее российское кино в том числе. Которого немало, кстати.

Съемки на Алтае. / Фото — пиар-служба сериала «Перевал Дятлова»

Съемки на Алтае. / Фото — пиар-служба сериала «Перевал Дятлова»

— Ты сказал, что «ни одна картина в мире не меняет положение вещей». А пропагандистское кино?

— Старается влиять на положение мозгов. Любое кино — знак времени. Просто это может быть говнознак и в этом случае это не кино. Это останется на помойке времени.

— Как отличить кино от «не-кино»?

— Глазами, мозгами, сердцем. Так же, как желтую прессу от качественной. Опять таки осознанность. Сейчас много рекламы войны, общество активно милитаризируют, поэтому много работ в зоне военно-патриотического кино.

Я сам фанат хороших военных и военно-фантастических фильмов, но понимаю как трудно сейчас создателям калибровать идеологические моменты с властями. Можно и нужно создавать большие полотна, как «Дюнкерк», «Тонкая красная линия» и «Спасти рядового Райана».

Более того, без государственной поддержки такое не поднять. Но в этой зоне мы все должны честно смотреть в глаза друг другу. А фильмы-агитки были и будут всегда, их видно невооруженным глазом, просто жалко иногда видеть достойных людей в этом месиве. Опять-таки — осознанность.

–У тебя были предложения работать в таком?

— Не так много, но были. И на самом деле, даже не важно — пропаганда это или нет. Это либо живая вода, либо мертвая. Мы всегда чувствуем живое: в литературе, музыке, кино. Лукавое тоже чувствуем. В этом смысле до рэпа тоже добрались, не только до кино.

Сейчас время осознанности для всех. Принимая в чем-либо участие, ты должен понимать, зачем. Зритель — задаться вопросом, почему я иду на этот фильм? Зачем я это «ем»? Почему мне не понравилось? Или понравилось.

— «Аванпост» — фантастика. Ты как-то сказал, что в России создается мало фильмов в этом жанре. Может это просто не в нашем культурном коде?

— Это максимально в нашем культурном коде. Достаточно вспомнить Стругацких. Просто здоровая фантастика может расти только в аналогично здоровых условиях: она требует большого бюджета, массового зрителя, фидбека.

— Эту тему форсит Голливуд, и там каждый год выходит хоть одна топ-картина в жанре фантастики. Почему мы не вытягиваем?

— Потому что мы не США. Хотя у них тоже куча шлака, к сегменту крупнобюджетных хитов они подходят тщательно. Ментальность, социальная психология — у них все имеет значение. Посмотри хотя бы, как ловко они перезапустили умирающую вселенную комиксов. Положили Супермена не только на проблемы наших дней, но и на Новый Завет. Они решили проблемы с Бэтменом в фильмах Нолана.

Сейчас мы наблюдаем за «Джокером» Хоакина Феникса, где происходит принципиальный культурно-жанровый переворот. И на примерах мы видим, что недостаточно просто вложиться, необходим автор и режиссер. Необходимо решение и необходимо доверие режиссеру, в которого вкладывается студия. Если уж вы нанимаете Нолана, то это будет фильм Нолана. Иначе зачем он.

Безусловно, большой жанр стоит на нескольких канонах, как и любой миф, сказка. Кэмерон тут славно потрудился, определив несколько основных правил мейнстрима. И война у него — всегда главное зло. Хотя все военные в его фильмах очень красивы и сексуальны, у них огромные стволы.

— Наши фильмы дают другой смысл?

— В наше время чуть сложнее, потому что мы вынуждены показывать зубы. Вся планета на ножах. Понимаю, что в фантастическом жанре эти зубы будут тоже торчать.

В кино так же как и с внутренней политикой, которая стала жертвой внешней. Нам надо с собой разобраться, со своими проблемами, со своим братством. И в кино к этому надо подходить смело, по-панковски, и двигать какую-то тему, созвучную энергии нашего поколения.

— Насколько справедливы обвинения «Джокера» в пропаганде насилия и романтизации образа психа?

— Лукавая фигня. Но министру культуры вряд ли из-за этого не понравился фильм. Кстати, мое мнение: на данный момент Феникс — лучший в мире актер.

— Это «Оскар»?

— Он его, наверное, получит, но мне кажется, Феникс презирает «Оскар». «Лучший» он не в этом. Хоакин Феникс максимально созвучен себе, он спустился в Ад и принес нам оттуда знание. Он показывает, что с нами есть и будет в Аду. Он обуздал природу, у него обострены все первобытные рецепторы, он — нерв.

Меня очень вдохновляют его работы. Я фанат «Тебя здесь никогда не было», я фанат «Я все еще здесь», я фанат «Джокера». Пока мы тут болтаем, он наверняка что-то очередное гениальное создает. Вот он, герой его времени — Иисус, бомж, псих, одинокий убийца и самоубийца в одном флаконе. Мне кажется, русским в чем-то близка его природа.

Хоакин Феникс в «Джокере». / Кадр из официального трейлера фильма

Хоакин Феникс в «Джокере». / Кадр из официального трейлера фильма

— Это что-то наше?

— И что-то британское тоже. Мы близки с английской школой, как северяне. У нас всегда смех сквозь слезы. Напрямую мы любим только драться, тему войны: по зубам, в кость и кровь, сука. В этом наша поэзия. В остальном — мы слегка превратны, чуть-чуть скоморохи. Поэтому мы любим смысл, сказку, а сказка — ложь.

Фантастика — современная русская сказка. И все эти Хоакины уже здесь, среди нас. Мы можем делать очень круто, просто нельзя смотреть только в прошлое, надо смотреть вперед. Сбросить старую шкурку и двигаться дальше.

— Революционно звучит.

— По-моему, просто адекватно. В этом природа. Это неизбежно. Зачем нам притворяться перед самими собой, если можно делать круто? Зачем обламываться каждый раз после похода в кинотеатр: «просажено столько бабла», «проделана огромная работа» — и все? Надо двигать тему, наши научились очень круто снимать за последние пятнадцать лет.

— К роли в «Обитаемом острове» ты набрал 20 кг, перед съемками «Дуэлянта» — сбросил 15 кг. Насколько легко тебе это дается?

— Я инструмент кино, и изменение актера — это важно. Чтобы это не только приклеили усы и переодели в костюм. Работа — моя мотивация. Хотя у каждого, кто ходит в спортзал, она своя: кто-то влюбился, у кого-то проблемы со здоровьем, у третьего — просто соревнования. Соответствовать персонажу — важная штука. А мне с моими героями глупо быть рохлей.

— Перед «Аванпостом» что-то подобное было?

— Такие картины — крутая нагрузка. Готов пригласить на площадку любого, кто считает, что кино это просто разыгрывание сценок, а остальное сделано на графике или каскадерами. Хотя без них тоже никуда. На «Аванпосте» много было физры.

Помню, была классная смена — первую половину мы снимали бой в небоскребе: как обычно, я один против всех, и в процессе драки движение по лестнице вверх. Сверху сыпятся эти чертовы убийцы, мой герой принимает бой за боем. Это мы снимали 6 часов до обеда, потом перерыв 40 минут.

Далее — сцена изнасилования. Это требовало еще большего включения. Когда мы закончили, я собрал всю группу, и предложил всем бросить курить — вдруг конец света все-таки случится и придется много драться и насиловать. Все смеялись, но задумались.

Автор фото здесь и на обложке – Дмитрий Семенушкин.

— В боевых сценах прилетает в табло?

— Бывает круче: пока не прилетит, не снято. Всякое случается. Сцены схваток вообще хороши тем, что возвращают актерам понимание: работа в кадре в принципе — поединок. Рассказывая одну историю, мы все равно друг против друга. Мы должны высекать энергию.

— Почему друг против друга?

— Это природа. Мы даже сейчас с тобой друг против друга.

— Это природа тщеславия?

— Природа человека. Мы все коллеги, но и ты не хочешь, чтобы кто-то сделал более крутое интервью. И я хочу сыграть роль круче, чем остальные. В этом двигатель прогресса.

— У BadComedian есть обзоры на несколько твоих фильмов. Как ты к нему относишься?

— Прекрасно! Несколько обзоров я видел, и отношусь крайне позитивно.

— «Сталинград», например.

— С удовольствием смотрел. И не только про «Сталинград» и не только про себя.

— И никакой обиды?

— Какая может быть обида на талантливо сделанные вещи? Евгений Баженов реально талант и делает очень смешно. Уверен, чем бы он в этой области не занимался, это будет звонко. Опять таки яркий жанровый русский пример — смех сквозь слезы.

— Актер как-то может повлиять на плохой сценарий?

— Если снимают условно по Пушкину, вряд ли можно поменять текст. Но и по Пушкину можно снять шнягу. Вообще каждый член творческой группы вносит что-то свое. Даже энергетически. Без видимого участия. В этом химия процесса.

Актер обязан сделать все что может. Но лучшее что он может сделать с плохим сценарием — не участвовать.

У нас еще много интересного для вас:

«Запрещать мат — старческий маразм». Он озвучивал Дэдпула, игры в «Акелле» и дружит с BadComedian

Все-таки не одинаковые! Как менялись принцессы Disney до «Холодного сердца 2»

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Ramonak
Ramonak
Спросили бы лучше, как он переживает, что теперь его место "вездесущего актера" занял Петров?