Halo: Reach, лучшая часть серии, вышла на PC. Ответы на главные вопросы
Теперь же, спустя шестнадцать лет, серия вернулась на PC — и, судя по всему, игроки ждали этого с нетерпением. Больше 160 тысяч человек одновременно запустили Halo: Reach сразу после релиза — это третий результат по пиковому количеству игроков в 2019 году. Больше было только у Total War: Three Kingdoms (190 тысяч) и Destiny 2: Shadowkeep (290 тысяч). Для игры девятилетней давности это отличный результат.
Почему так вышло? Сложно сказать. То ли на продажи повлиял культовый статус и звание «лучшей игры в серии», то ли полтора десятка лет ожидания сделали свое дело. С тем, что Microsoft решила выпускать свои игры в Steam, это едва ли связано: скажем, у Gears 5 пик игроков почти в десять раз меньше.
Если вы хотите сыграть в Reach, но ничего о серии не знаете, то рискуете многое в сюжете не понять. Что за «Ореолы»? Что за «спартанцы»? Почему люди воюют с забавно пищащими инопланетянами, которые при малейшей опасности пытаются дать деру (ладно, среди них далеко не все такие)? И какого черта это все стало таким популярным?
Чему посвящена Halo: Reach?
События Halo: Reach начинаются в 2552 году, в самый разгар войны между человечеством и инопланетным альянсом, Ковенантом. Сама война к тому моменту идет чуть меньше тридцати лет, и для людей она складывается не очень удачно: внешнее кольцо колоний уничтожено, «спартанцы», модифицированные войска людей, не в состоянии эффективно защищать все миры от вторжения, и потому Ковенант постепенно продвигается вперед. Цель у пришельцев одна — стереть человечество с лица вселенной, и с учетом своего технологического преимущества они неплохо с этим справляются.
Reach посвящена отчаянным попыткам людей удержать планету-крепость Предел (она и подарила игре подзаголовок) от наступления огромного флота Ковенанта. Никаких Ореолов (о них чуть позже) в этой игре нет, но это нормально — именно из-за событий на Пределе крейсер людей, «Колонна Осени», заносит на Инсталляцию 04, один из таких Ореолов.
Кстати, если вдруг вы всерьез заинтересовались вселенной — то не забудьте прочитать и книгу The Fall of Reach («Падение Предела»). В ней весьма подробно рассказывают и о подготовке «спартанцев», и о войне людей с Ковенантом, и много еще о чем.
Что такое Ореолы?
На первый взгляд Ореолы — не более чем огромные миры-кольца, созданные под впечатлением от одноименного романа Ларри Нивена, но на самом деле все, конечно, гораздо сложнее. Если попытаться обойтись без спойлеров, то это огромные мегаструктуры, которые расположены в разных уголках галактики и на которые буквально молятся представители Ковенанта. Изначально, правда, у разработчиков была совершенно другая идея — события должны были развернуться на «полой» планете, но потом эту идею забраковали.
На Ореолах присутствует атмосфера, люди и представители Ковенанта вполне способны перемещаться по ним без каких-либо специальных приспособлений. Об истинном предназначении Инсталляций становится известно уже в середине первой части (которая Combat Evolved), так что долго ждать раскрытия главного секрета не придется.
За что Halo вообще полюбили?
В 2019 году геймплей Halo вряд ли вызовет удивление и восхищение, хотя это все еще весьма неплохой шутер от первого лица. Но в начале 2000-х это был настоящий прорыв. Подзаголовок первой части, Combat Evolved (он, кстати, очень не нравился самой Bungie), оказался вполне правдивым: Halo действительно стала своеобразной эволюцией для консольных шутеров. Созданная с нуля система «умного аим ассиста», возможность носить только два оружия одновременно, просторные уровни с возможностью использовать различную бронетехнику, система регенерации здоровья… ладно, щита. Практически все эти элементы в итоге стали использоваться и в других играх.
Эти удобства, сверхпопулярный многопользовательский режим и масштабы придуманной вселенной позволили Halo стать одной из самых популярных серий в истории. В 2010 году, например, она взяла награду как «Лучшая игровая серия всех времен» по версии читателей «Книги рекордов Гиннеса» (второе место — у Call of Duty, третье — у The Legend of Zelda). Правда, в России Halo долго была относительно неизвестной. Первые две части выходили и на PC, но это было очень давно. Вторая часть к тому же требовала установленной Windows Vista, что отпугивало очень многих.
Стоит ли играть в Halo: Reach в 2019 году?
Сейчас у PC-игроков есть шанс познакомиться с серией лично и понять, почему ее так любят. Начать разработчики переизданий предлагают с лучшей части, созданной студией Bungie, — то есть с Reach.
В ней практически все механики отполированы до предела, а показатель эпичности в сюжетной кампании выкручен на максимум. К тому же она невероятно зрелищная: вам предстоит пережить и ночной рейд по позициям врага, и космическую битву, и попытку вытащить гражданских из огромного города, захваченного врагами.
Проблем у PC-версии сборника The Master Chief Collection, на мой взгляд, всего две (не считая технических). Первая в том, что Microsoft решила выпускать игры не в том порядке, как они выходили, а в хронологическом, в рамках событий игр серии. И так как Reach — это приквел, она и вышла первой.
Вторая же проблема в том, что игра ощутимо состарилась. Не в плане картинки — она все еще смотрится достойно, — а в плане геймплея. Постановка сцен в игре отличная, да и сюжет способен увлечь, но если вы решили сыграть в Halo впервые, то вполне можете остаться в недоумении — а чем серия так приглянулась игрокам? Оружие чувствуется так себе, стрельба неплохая, но не более того, а искусственный интеллект врагов за последние десять лет перестал быть сколько-нибудь выдающимся. Вот и остается только постановка и множество интересных игровых ситуаций — но хватит ли этого, чтобы полюбить игру сейчас?
Попробовать сыграть в Reach определенно стоит. Может, вас зацепит сам фантастический мир, созданный Bungie. Может, захватит мультиплеер. Может, вы уже играли в прошлые части на Xbox 360 и теперь наконец прочувствуете весь эпик франшизы. Словом, Reach — не худший вариант, особенно в декабре, когда игр почти не выходит.