Главные фильмы Люка Бессона: гениальный «Леон», «Пятый элемент» и крах карьеры ради детской мечты
Рукоплескания европейского креативного класса, признание в Голливуде, и потрясающие провалы, которые практически превратили постановщика в творческий труп к концу прошлого десятилетия. Мы решили посмотреть его главные киноработы — чтобы понять, как человек, снявший когда-то «Леона» и «Пятый элемент», смог под конец карьеры утонуть в океане собственных амбиций.
«Последняя битва»/Le Dernier Combat 1983
Первая полнометражная работа Бессона, снятая за сущие копейки, чье появление на свет оказалось возможным благодаря его дебютной короткометражке «Предпоследний». Из нее режиссер взял главные идеи и приемы — черно-белые цвета и депрессивный сеттинг пост-апокалипсиса.
Затравленные и голодные выжившие, дерущиеся импровизированными мечами и алебардами, собранными из мусора. Облаченный в аляповатые обноски под видом доспехов Жан Рено — и по сути немые герои, которые предпочитают решать проблемы исключительно силовым методом. Символичным оказывается и объект защиты, где происходит финальная битва.
Последним оплотом цивилизации оказывается здание психиатрической больницы, в которой идет тот самый dernier combat за место под солнцем.
Бессон в одной работе смог показать и умение практически из ничего создавать удивительные фантастические миры, и желание не остаться в поле артхаусных фестивальных фильмов. «Последняя битва» сейчас выглядит конечно же очень самобытной, но все же предельно вычурной и почти эстетской картиной.
Но именно благодаря ей Бессона заметили продюсеры, а высоколобые критики назвали одним из главных отражателей тенденций кино Второй новой французской волны. Вряд ли без этой работы на свет смогли бы появиться «Леон» и «Пятый элемент», а Жану Рено обрести такую быструю и вечную славу в родной стране.
«Голубая бездна»/Le Grand Bleu и «Никита»/La Femme Nikita
1988/1990
Первая из двух главных работ Бессона конца восьмидесятых, которые окончательно выведут его в новом десятилетии в ранг самого кассового режиссера Франции. «Голубая бездна» по сути выглядит как классическая история противостояния двух максимально разных характеров.
Бессон взял за основу личную историю увлечения дайвингом и погружением в океанские глубины, благодаря которому чуть не потерял зрение в молодости и решил связать свою жизнь с большим кино. Этой страстью к познанию предельности человеческих возможностей заражены и главные герои.
Романтичный Жак и прагматик до мозга костей Энзо в исполнении Жана-Марка Барра и Жана Рено надолго стали секс-иконами и поводом для томных вздохов всех молодых девушек Франции. Безумно красивое кино, в котором дельфины обгоняют друг друга на водной глади, а любовь видится лишь на глубине нескольких десятков метров.
«Никита» была абсолютной противоположностью этой романтичной, пусть и местами жестокой истории. Стопроцентный криминальный боевик, где наломавшая дров красивая и дерзкая девчонка становится секретным агентом, устраняющим неугодных заказчикам персон.
В главной роли Анн Парийо —первая (но далеко не последняя) творческая муза режиссера с характерной «бессоновской» внешностью. Фильм ловко совмещал на экране предельно заманчивый и обаятельный образ красотки в безвкусной короткой юбке и с огромной пушкой в руке с историей о женской ранимости и хрупкости, которую Никита скрывает под маской бескомпромиссной убийцы.
Неоновый клубный свет, где в колонках навсегда закрепился техно-рейв, карикатурная жестокость, и главная героиня, оказывающаяся в финале выше банальной мести и жажды денег.
Современные феминистки, выйди лента сейчас, наверно так и не смогли бы договориться, что все-таки сделал в фильме режиссер.
Создал сексуализированную пустышку, или наоборот показал сильную и независимую женщину — еще до пришествия трендов нового времени? Тогда картина получила зрительскую любовь, сериальное продолжение, а засветившийся на несколько минут второстепенный персонаж Жана Рено стал прообразом главного героя лучшей работы Бессона.
«Леон»/Leon 1994
Несомненный коммерческий хит режиссера, ставший классикой мирового кино уже в конце девяностых. Бессон взял за основу простенькую историю о наемном убийце, приютившем двенадцатилетнюю девчонку, и ставшим для нее родителем, учителем и первой любовью.
Режиссер смог воплотить на экране стопроцентно набоковский эротизм и неоднозначность союза взрослого мужчины и ребенка, перевернув его вверх дном и трансформировав в мрачную историю мести, криминальных разборок и бескорыстного наставничества.
Дуэт Рено и совсем еще маленькой Портман стал идеальной интерпретацией мысли о том, как чувство отеческой любви может растопить сердце даже черствого убийцы. Пропащего, по сути, человека.
Вообще все герои фильма ходят по тонкой грани между злодейством и добродетелью. Даже злодей в «Леоне» вышел максимально неоднозначным. Герой Гари Олдмана выглядит на экране как охотником, так и жертвой, которая из-за общей бесхарактерности, наркозависимости и бесконтрольного гнева не может совладать сама с собой.
Но главной изюминкой ленты стала попытка заглянуть во внутренний ад психики ребенка, который оказался в мире нескончаемого злодейства. И такой неоднозначный спаситель как Леон может прийти к героине только в мире, где взрослая жестокость и эгоизм окончательно одержали верх над остатками человечности.
Для кого-то эта лента осталась вызывающей и даже похабной, определенно неформатной для нынешней эпохи. Для других же «Леон» навсегда останется в памяти как практически идеальный рассказ о несостоятельности первой любви и фатальности жизни любого преступника. Даже если он в итоге и попытался одуматься.
«Пятый элемент»/The Fifth Element 1997
Вторая главная муза в жизни Бессона Милла Йовович стала невольным соавтором сразу двух его работ. «Пятый элемент» оказался феноменальным успехом режиссера, окончательно закрепив его в высшей лиге.
Сценарий, написанный по сюжетным наброскам школьных фантастических рассказов режиссера, был построен на очень простых и понятных массовому зрителю точках опоры. Человечество находится на грани полного уничтожения высшей космической силой, а спасти его может только крутой мужик, обязательно бывший вояка, и загадочная девушка, буквально свалившаяся ему на голову с небес.
Бессон снял идеальный жанровый боевик про космос и далекое будущее, в котором победили реклама и модные тенденции Жан-Поля Готье.
Аляповатый яркий дизайн, инопланетяне, ведущие себя как карикатура на французских эмигрантов, и эксцентричный Руби Род в исполнении Криса Такера, чье «Корбен, детка, нужно больше драйва» стало негласным слоганом картины.
Дуэт Йовович и Уиллиса даже сейчас крепко держится во всевозможных топах глянцевых изданий в категории «лучшая экранная пара». А герой Гари Олдмана, одновременно напоминающий властного нациста и неуверенного в себе латентного гея, надолго закрепил за актером звание идеального продюсерского выбора на роль злодея.
«Жанна дʼАрк»/Jeanne dʼArc 1999
На волне успеха и счастливой супружеской жизни с Миллой Йовович Бессон снял еще одну работу с ней в главной роли. Отбросив миры будущего и реалистичные зарисовки из современности режиссер с головой погрузился в эпоху средневековой Франции.
Рассказ о символе французской Столетней войны выглядел как стопроцентный хит, но на деле оказался ужасным творческим провалом. Милла в роли Жанны дʼАрк была просто великолепна, но зрителям кино показалось слишком уж затянутым и нереалистичным. Блуждающему в фантастических мирах Бессону оказался не по зубам жанр исторической драмы.
Над лентой посмеялись все кому не лень — от французских историков до ролевиков, для которых неумело орудующая мечом актриса выглядела как героиня комедийного фарса
Сейчас такое кино должно было бы стать примером фемминизации индустрии. Сильная и фанатичная женщина в качестве главной героини, которая ведет за собой сотни преданных воинов — просто мечта!
Но тогда фильмы оценивались не с точки зрения трендов. Провал, разрушенный брак с Йовович, пошатнувшийся образ священной коровы в мире французского кино. Казалось, в жизни режиссера именно в этот момент началась нескончаемая черная полоса.
«Валериан и город тысячи планет»/Valerian and the City of a Thousand Planets 2017
Обиженный на критиков и зрителя Бессон после провала надолго ушел в лоно продюсерской деятельности, и практически забросил режиссуру. Его самые значимые работы после «Жанны д, Арк» — романтический артхаус «Ангел-А», вторичная «Люси» и попытка поиграть во французского Мартина Скорсезе в «Малавите» — не сыскали большого успеха у критиков и зрителей. Бессон потом оправдывался, что на самом деле просто готовил все это время кино своей мечты. Которое в итоге оказалось для него новой, почти что смертельной катастрофой.
«Валериан и город тысячи планет» выглядел возвращением режиссера к своим же истокам. Фильм виделся эдаким «Пятым элементом» с возросшим в разы бюджетом и любимым комиксом постановщика в качестве первоисточника — тем самым, из которого он черпал вдохновение еще во времена работы над приключениями рыжей Лилу. Что могло пойти не так? Оказалось, абсолютно все. Имея такую богатую для экспериментов творческую основу, Бессон в итоге снял какой-то неудобоваримый винегрет из «Звездных войн», «Призрака в доспехах», «Аватара» и «Стражей Галактики».
Пытаясь обрести самоидентичность, кино в итоге не нашло собственного лица и было похоже на пародию на все фантастические боевики нескольких десятилетий… включая и сам «Пятый элемент».
Вот только на смену потрясающему дуэту Уиллиса и Йовович пришли деревянные ДеХаан и Делевинь, которые весь фильм дерутся за звание самой антихаризматичной влюбленной пары, а вместо прорывной фантастики зрители получили устаревшее на десятилетие жанровое кино. Некогда полный креативных идей режиссер словно весь фильм спрашивает у тебя:
«А помните, как круто было в „Пятом элементе“? А это я его снял, да».
Грандиозный провал в прокате, буквально похоронивший Бессона как в роли режиссера, так и в амплуа некогда успешного продюсера. Критики еще никогда не были так беспощадны к автору. Да и сам он показал абсолютное непонимание того, как должно работать современное массовое кино. Или же полнейшее нежелание играть по новым правилам. И то и другое в современной индустрии заканчивается либо безумием, либо полным фиаско.
«Все дальше ведет исковерканный путь от места достойных побед»
Карьера Бессона на данный момент поставлена на многозначительную паузу. Безвкусная клюква под заголовком «Анна», ставшая его последней на сегодняшний день работой, только подтвердила несостоятельность в новом времени некогда одного из самых прорывных европейских режиссеров.
Сейчас Люк занят нескончаемой продажей прав на свои продюсерские хиты бездарным творцам. И пугает зрителя своим именем в титрах нового «Такси», который убил во всех своих несчастных зрителях чувство юмора и вкуса.
Возможно, настал момент, когда режиссеру стоит вспомнить подростковый опыт долгих погружений на большую глубину. Вдруг, весь творящийся сейчас с ним ужас — лишь попытка залечь на самое дно, перед тем как всплыть наконец на поверхность с настоящим хитом. Правда возраст у режиссера уже совсем не тот, чтобы выдержать натиск кредиторов, который может оказаться страшней давления при самом глубоководном погружении. Но верить в чудо преданным фанатам Бессона это все равно не помешает.