Геймплей Baldurʼs Gate 3 — пошаговая боевка, сходства с Original Sin и личинки в голове героя

Алексей Егоров
За те девять месяцев, что прошли с анонса Baldurʼs Gate 3, студия Larian почти не делилась информацией о своем новом проекте. Мы знали, что это будет непрямое продолжение оригинальной дилогии и что одну из ключевых ролей в нем сыграют иллитиды, свежеватели разума. Об остальном же можно было лишь догадываться.

Теперь же неопределенности настал конец: за несколько дней до PAX East 2020 игру показали прессе, после чего показали примерно половину от этого непосредственно на выставке. Уже в этом году Larian рассчитывает запустить Baldur’s Gate III в «ранний доступ», чтобы затем изменять и дорабатываит игру с учетом пожеланий и замечаний игроков.

Я, впрочем, могу буквально сходу назвать как минимум одно пожелание самых старых фанатов серии — они моментально попросят (или даже потребуют) выкинуть из игры пошаговую боевую систему и добавить сражения в реальном времени и с паузой. Иными словами, «сделать все как в оригинале».

Это, кстати, не шутка: в Baldurʼs Gate 3 действительно нет системы с боями в реальном времени с возможностью поставить все на паузу. Третья часть серии стала пошаговой, однако называть ее «клоном Original Sin» язык не поворачивается — хотя бы потому, что подход к системе здесь совершенно иной.

Дело в том, что броски на инициативу в BG3 делаются не каждым персонажем по отдельности, а всей группой в целом. То есть идете вы по лесу с товарищами, нарываетесь там на группу условных скелетов — и бросок кубика решает, кто из вас будет ходить первым. Причем даже в предложенной демоверсии было несколько способов сжульничать и забрать право первого хода себе. Например, атаковать прямо во время диалога. Или же устроить противникам засаду. Можно устроить диверсию и атаковать врагов из невидимости. С помощью достаточно ловкого и скрытного персонажа можно найти вражескую засаду и свести на «нет» все вражеское преимущество — в общем, способов достаточно.

Тут, правда, сам собой напрашивается вопрос о балансе — не случится ли так, что вы придете к боссу, тот выкинет условные двадцать на кубах (которые в BG3, кстати, кидаются в буквальном смысле — нажал на дайс и смотришь, что выпало) и радостно пустит вас на фарш, пока вы будете стоять и грустно моргать? Авторы обещают, что такого не будет, нам же остается лишь верить. Во всяком случае тот факт, что все показанные в демоверсии сражения проходили не в «одни ворота», вызывает сдержанный оптимизм.

Впрочем, это только вершина айсберга. Если в тех же Divinity: Original Sin у вас было несколько «универсальных» очков действия, которые тратились на все подряд, от бега до сражений, то здесь все иначе. Система в BG3 максимально приближена к тому, что есть в Dungeons & Dragons — у персонажа есть шкала движения, очко действия и возможность совершить так называемое «свободное действие». Грубо говоря, вы можете пробежать десять метров, открыть дверь, швырнуть туда заклинание «Огненный шар» и отбежать за угол — так вы потратите все свои возможные действия.

Такая система исключает возможность превратить какого-нибудь персонажа в стационарную турель и просто спамить по три-четыре атаки за раунд. Это только в плюс игре — вы теперь можете не бояться того, что перемещение персонажа как-то уменьшит наносимый им за ход урон.

А двигаться, в том числе и в битвах, предстоит часто — ведь в Baldurʼs Gate 3 сражения вышли на принципиально новый уровень. Larian и раньше всячески старалась разнообразить битвы, добавляя взаимодействие с различными поверхностями и комбинации стихий, но теперь она пошла еще дальше. Если раньше мы сражались на «ровных» локациях (холмы и пригорки — не в счет), то теперь границы раздвинулись, привнеся с собой «вертикальность» мира.

Пример. Вы деретесь на крыше трехэтажного дома — это один уровень. Под вами, на земле, стоят несколько вражеских бойцов — это второй уровень. А где-то правее есть длинная лестница, которая ведет в глубокое ущелье с текущей по нему рекой — это уже третий уровень. И все эти три уровня одновременно становятся вашим полем боя

Врагов пинками и отдельными способностями можно скидывать с обрывов. Можно прыгать по уровням с помощью некоторых навыков. Какой-нибудь убийца может прятаться под крышей дома, терпеливо дожидаясь пока под гигантскую люстру не встанет нужный персонаж, чтобы затем уронить на него эту самую люстру. Шаткие деревянные мостки можно разрушать, отправляя стоящих на них персонажей в ад. Не забывайте, правда, что все вышесказанное справедливо и в обратную сторону — враги, например, могут попытаться скинуть ваших героев в пещеру с голодными гигантскими пауками.

Впрочем, сражения — это не единственное, что изменилось в BG3 по сравнению с предыдущими частями серии. Например, в группу можно взять только четырех персонажей — а раньше можно было шесть. Доступных для выбора рас стал шире — например, теперь можно сыграть за тифлинга, гитъянки или дроу. Классов пока что заявлено всего восемь, но это количество обещают расширить к релизу, добавив мультиклассовую систему. А еще третья часть базируется на правилах Dungeons & Dragons пятой, а не второй редакции. И если вы не особо знакомы с этой системой, освоиться будет несложно.

Движок, понятное дело, тоже изменился. Никакого больше Infinity Engine или закосов под него на Unity — Larian использует собственный движок, Divinity Engine четвертой модификации. Выглядит игра еще круче, чем Original Sin 2, причем во многом благодаря тому, что вы теперь не ограничены одной лишь изометрией. Практически в любой момент можно «опустить» камеру поближе к плечу персонажа, включив вид от третьего лица. Он же работает и во всех катсценах и диалогах (ожидается не менее полутора миллионов слов, и все озвучены), и там все очень здорово — будто запустил не изометрическую партийную RPG, а третьего «Ведьмака», например.

Фирменные фишки студии все еще на месте: врагов можно заливать водой, а затем бить молниями, можно закидывать взрывающимися бочками, можно разговаривать с животными. И с мертвецами тоже — если найдете специальный амулет, то сможете допрашивать уже погибших персонажей, распутывая даже самые головоломные квесты. Еще одна довольно любопытная фича — возможность включить пошаговый режим где угодно, даже посреди города. С ее помощью можно, например, разгадывать всякие пазлы, выбираться из ловушек, догонять убегающих оленей и все в таком духе. Как бы не оказалось, что все головоломки будут решаться исключительно с помощью этой паузы.

Еще пошаговый режим «где угодно» поможет в том случае, если вам надо незаметно пройти определенный участок локации. Стелс по сравнению с обеими частями Original Sins переработали чуть ли не с нуля, и он теперь даже работает. Причем не только для того, чтобы нанести крит в спину ничего не подозревающему противнику.

Игра честно учитывает уровень освещенности на локациях, направление взгляда персонажа и еще много всяких модификаторов вроде «ночного зрения». То есть, скажем, если вы крадетесь по темному тоннелю мимо врага, который не обладает этим самым «ночным зрением», то и шанс проскочить мимо у вас куда выше. А вот по залитому светом участку незамеченным вряд ли прокрадется даже ниндзя — при условии, что вы такового вообще где-нибудь отыщите. Пошаговая система делает такие участки проще хотя бы потому, что враги не будут бегать туда-сюда постоянно — вы сможете прикинуть оптимальный маршрут и проскочить у них за спинами незамеченным. Хотя, конечно же, никто не мешает подойти к стелсу с позиции «если некому поднимать тревогу — значит, это было тихо» и просто вырезать всех встречных.

Еще с пошаговым режимом будет куда проще обворовывать торговцев — убедился, что никто не смотрит, встал к нему за спину, обворовал и смотался за угол дома. Впрочем, «криминальную» систему авторы тоже пообещали пересмотреть, так что легких карманных краж можете не ждать.

Кстати, если вы любите играть отъявленным негодяем, то можете радоваться. Larian уверяет, что при желании игру можно будет пройти максимально «темным» персонажем, который по-хамски ведет себя с окружающими, не прочь обзавестись рабами и вообще пропагандирует скорейшее наступление эры Тьмы. Некоторых компаньонов это, понятное дело, не обрадует, другие же наверняка найдут ваши злодеяния притягательными. И тут все обещают оставить близко по духу к оригинальной дилогии — сопартийцы с различным мировоззрением будут ругаться между собой по любому удобному поводу. Смогут ли самые недовольные самовольно покинуть группу — неясно, но точно не на первых этапах игры. Ведь в самом начале ваша цель — избавится от иллитидских паразитов, которых вживили вам в голову.

О сюжете Larian говорила неохотно, но завязку тем не менее показала. Ваш герой вместе с другими бедолагами оказывается похищен иллитидами — те посреди дня, совершенно не стесняясь, похищают и других людей. Причем не просто так, а с помощью огромного летающего наутилуса. Правда, иллитидский рейд довольно быстро прерывают всадники верхом на драконах (хотя, скорее, на дрейках — мелковаты они), которые вынуждают щупальцемордых отступить. Кончается это все предсказуемо плохо — подбитый и основательно прожаренный моллюск разбивается после нескольких телепортаций, а похищенные люди приходят в себя с головастиками иллитидов в голове.

Первый основной квест — отыскать целителя, который сможет избавить вас от плотоядной личинки. Целителей таких, судя по демоверсии, будет как минимум трое, но с каждым из них есть свои проблемы.

Один из них, например, готов помочь вам сразу же — только вот расплачиваться придется собственной душой. На второго целителя указывает одна из возможных компаньонов, гитъянки по имени Лэʼзель. О третьем можно узнать, общаясь с людьми в небольшом лагере беженцев, который периодически осаждают гоблины. Беда в том, что этот самый третий лекарь находится где-то в разрушенной крепости у черта на куличиках, да еще и под охраной каких-то культистов. В общем, будет весело.

С личинкой иллитида следует разобраться как можно скорее, ведь, если верить словам главы студии Свена Винке, при неблагоприятных обстоятельствах кто-нибудь из ваших компаньонов может превратиться в свежевателя разума буквально через час после начала игры. И если в случае с NPC это закончится для вас потерей потенциального компаньона, то вот если тентакли вылезут у вас — это будет конец игры. Жаль, конечно, что иллитидом поиграть не дадут, но с другой стороны оно и понятно — это была бы уже совершенно иная игра, с другим сценарием и возможностями.

Иллитидские личинки, впрочем, дают вам и полезные способности. Например, эльф Астарион, который еще и вампир, внезапно обнаруживает в себе неуязвимость к солнечному свету. А еще все герои, у которых в голове объявилась личинка, научились слышать мысли друг друга. Плюс появились кое-какие способности к телепатии — в некоторых диалогах, например, потоком мыслей собеседника можно управлять.

Конечно же, выбирать вам — пользоваться неожиданным «подарком» от иллитидов или же стараться игнорировать новые способности, потому что кто его знает, чем это все может закончится. Но чтение мыслей и защита от солнечного света, судя по всему, — еще не самые крутые фишки «темной» стороны Baldurʼs Gate 3.

Игра, по заверениям разработчиков, будет еще больше, чем Original Sin 2. Авторы создали несколько сотен уникальных локаций, рассчитанных более чем на сто часов геймплея. С учетом того, что все это можно проходить в кооперативе на четверых (плюс сплит-скрин на двоих), можете смело умножать итоговое время на два, а то и на три. А вот возможности создавать собственные приключения в роли «мастера подземелий» на старте не будет. Не исключено, впрочем, что рано или поздно такую систему все же добавят — все-таки BG3 построена непосредственно на правилах D& D, и было бы странно, если бы разработчики не дали игрокам доступ к инструментарию.

Ближе к лету 2020 года Larian намерена выпустить игру в «ранний доступ» в Steam, чтобы все желающие смогли лично опробовать первый акт и сделать для себя какие-то выводы. Отмечу, что во время демонстрации игра походила в лучшем случае на альфу, причем на довольно сырую — анимации местами лагали, персонажи могли застрять в камне пяткой, а сохранения не работали в принципе. Причем по словам Свена мы еще легко отделались — игра хотя бы не вылетела на рабочий стол и не угробила этим самым весь полуторачасовой прогресс. А вот группе журналистов, которая смотрела на BG3 перед нами, повезло гораздо меньше.

Стоит также заметить, что «классическая» боевка в реальном времени в игре все-таки может появиться — если, конечно, об этом попросит очень много игроков. Larian вообще обещает очень внимательно отсматривать весь фидбэк, чтобы сделать максимально крутую игру.

Полная версия Baldurʼs Gate 3 выйдет на PC и Google Stadia в 2021 году.

Игры в материале

Последние статьи