Финал первого реалити-шоу в киберспорте. Как это было
Yota Arena – очень приятное и атмосферное место. Войдя в зал понимаешь, что попал в настоящий клуб. Но не в современную версию клуба, где громко, темно и много странных людей, пытающихся танцевать под музыку, а эдакий клуб прямиком из XIX века — для тех, кто хочет в стильных, комфортабельных и роскошных условиях проводить время с людьми, имеющими схожие интересы. Своеобразный джентльменский клуб, только для любителей видеоигр.
Тут все пронизано духом игровой индустрии, ее историей и главными культурными вехами сообщества игроков. Создатели арены понимали, что делают клуб для людей, которые представляют определенные культуры — самобытные, со своими ценностями, символами и знаками. Находясь здесь понимаешь, что игровая индустрия имеет свою историю, которую необходимо знать и уважать.
Оформление, стиль, умение соединить лофт и атмосферу элитарности XIX века, и все связать игровой тематикой – все это делает Yota Arena пионером и, возможно, лучшим клубом для геймеров в Москве. Поэтому неудивительно, что финал первого кибер-шоу произошел именно здесь.
Соединить формат киберспортивного соревнования и реалити-шоу – шаг, вне всяких сомнений, смелый. Стоит ли говорить о том, что вероятность провалиться еще на первых выпусках была крайне велика?
Однако, несмотря на то что шоураннерам еще есть над чем работать и куда расти, одно можно сказать точно – в грязь лицом не упали. Многие будут говорить о минусах, о том, что некоторые выпуски скучные, что парни зажаты, что мало экспрессии, но хочется поговорить о плюсах.
Во-первых, это отличный способ показать людям всю «внутреннюю кухню» киберспорта. Это серьезный стресс, человек проходит через настоящий круг испытаний, начиная от простого волнения и заканчивая постоянными камерами, которые наблюдают за профессионалами на турнирах 24/7.
Чтобы чего-то добиться нужно не только умение играть, но и умение побороть свое эго, справиться с нервозностью, слушать других, принимать важные решения и делать это быстро и много, очень много работать. Иными словами, киберспорстмену необходимо победить сначала себя, а потом уже противника.
Во-вторых, это отличный шанс для индустрии влить «свежую кровь», которая, будем честны, совсем не будет лишней. Зрителям нужны новые игроки и команды, а вместе с ними и новые стратегии, тактики, другие игры и вообще перемены. Это шоу – шанс проявить и показать себя и, по словам наставников, менеджеры топовых СНГ-команд очень внимательно следили за проектом, подмечая для себя тех, у кого есть потенциал. А потенциал у парней есть — это показал финал 18 декабря. В общем, еще один способ попасть в киберспорт явно никому не помешает.
«Академия Киберспорта Ситилинк», будучи первым реалити-шоу такого плана, смогла утвердиться и достигла намеченных целей. И, конечно, дала молодым игрокам важнейший ресурс – медийность.
Взгляните на очевидного фаворита проекта – Дмитрия «Monza» Морозова. Очевидный «плохиш», который с первого выпуска приковал к себе внимание, пусть оно и было негативным, стал звездой шоу. Его история – это классический голливудский сценарий, в котором талантливый парень должен справиться со своим дурным характером, укротить темную сторону, и, в итоге, стать чемпионом. Самая скандальная команда, с самым непопулярным наставником (вспомните первый выпуск), преодолевает разногласия и через взаимопонимание приходит к победе. Отличный вариант, не так ли?
Увы, но реальность зачастую не сценарий фильма. Победу одержали ребята из Skill, показав, что скилл в Dota 2 все еще решает, тем самым подтвердив свое название. Умение взяло верх над медийностью, а упорность над скандальностью.
Кстати, тут все по-взрослому. Уровень организации не уступает, а то и превышает уровень LAN-турниров: у микрофона лучшие комментаторы студии RuHub, которая реализовала проект – Виталий «v1lat» Волочай и Владимир «Maelstorm» Кузьминов, студия аналитики во главе с Иваном «Faker» Демкиным и Ярославом «NS» Кузнецовым на полном серьезе обсуждают драфты и ключевые моменты. И с точки зрения качества продакшена всего проекта студия RuHub обеспечила все на высоком уровне. В общем, образцовый турнир в миниатюре.
Это был отличный финал, а первая карта так вообще является показательным матчем, который еще раз показывает главное правило Dota 2 – никогда не сдаваться. Не грех будет пересматривать, спасибо ребятам за отличную игру!
После первых двух игр удалось поймать менторов и наставников команд-финалистов — Виктора «GotHunt» Волкова и Дмитрия «LightofHeaven» Куприянова. Виктор выглядит усталым и вымотанным, видимо, сказывается волнение за своих. А также, бедняга, подхватил какую-то болячку на буткемпе.
Интервью с Виктором «GodHunt» Волковым
Вся история вашей команды – это история голливудского образца, где есть антагонист, который должен побороть свое внутреннее эго, перейти на светлую сторону и одержать победу. Как оцениваете свою роль в этом, насколько тяжело было вернуть Monza с темной стороны?
Не могу я оценить свою роль, это должны сделать игроки команды. Я приложил максимальное количество усилий, чтобы их сплотить. Заметил, что игроки начали слушать друг друга — это в любом случае принесло плоды. Ребята пообщались, пришли к соглашению, что лучше делать все впятером, нежели один плюс четыре. Поражения перестали влиять на коммуникацию
Самая сильная черта команды STGP.
Сложно выявить ее, слишком мало играют как команда. Они сильны в одиночку, и за счет этого могут какие-то ситуации перевернуть, знают что делать, куда пойти и так далее. Это, наверное, самое сильное и самая хорошая сторона.
Как тебе роль наставника и что было самым трудным в ней? Понравилось ли вообще быть наставником?
Это интересный опыт, скажем так, меня бросили в непривычную среду, там, где я наставник. Непривычно. Приятный опыт общения с людьми, ты видишь молодое поколение, новую кровь, очень приятно быть внутри этого, смотреть как ребята общаются. Самое сложное? Даже не знаю. Наверное, переубедить в том, что ты не пытаешься навредить и заставить человека поверить, что у тебя есть опыт, что ты видел другие коллективы. Юношеский максимализм очень трудно переубедить, но вроде как что-то получилось.
Интервью с Дмитрием «LightofHeaven» Куприяновым
Вы были, однозначно, фаворитом на старте проекта. По-моему, все команды хотели попасть именно к вам, а если не выйдет, то к NS. Почему?
Очень многие игроки в нынешнее время не ценят ораторское мастерство. V1lat и GodHunt очень крутые спикеры, они умеют продвигать вообще кого угодно в мире, я бы сказал, что многие в нынешнее время просто недооценивают то, чем они владеют. А мы с NS просто бывшие игроки, которые что-то выигрывали, имеем опыт. Были симпатичнее для игроков, потому что они еще не тир-1, и какую-то полезную информацию мы можем до них донести. Считаю, что если на этот турнир ворвутся тир-1 коллективы, то любой из них будет за v1lat или GodHunt, потому что в их случае нужен взгляд со стороны.
То есть, выбирая между комментаторами и игроками, вы выберете комментаторов? В этом же был некий водораздел?
Если выбирать в этом ключе, то да, здесь у нас явное преимущество и наши навыки в прошлом явно помогают нам помогать ребятам
Какой был самый сложный момент для вас, как для ментора, и что запомнилось больше всего?
Критика. Я предложил ребятам раскритиковать самого себя и показал, как это нужно делать некоторым игрокам. Потихоньку некоторые ребята начали помягче доносить свои мысли другим, и некоторые даже принимали это к сведению, делали выводы.
Как оцениваете перспективу команд, которые находятся сейчас на этом турнире и перспективу такого формата — киберспортивное реалити-шоу?
Я бы не говорил о командах, потому что они были собраны буквально за день до турнира, потому что можно было брать игроков только из России. После этого турнира, я уверен, некоторые игроки точно получат шанс на тест в тир-2 командах. DM, TTR, Monzа — такие игроки обязательно попробуют себя в командах этого уровня. А само шоу будет развиваться, если «Ситилинк» все понравится. Как минимум я знаю, уже есть планы на что-то грандиозное с большим количеством команд, но нужен большой бюджет. Намного больше, чем сейчас.
Skill — победитель «Академии Киберспорта Ситилинк» (слева направо): Владимир «RailGun» Маскаев, Глеб «hNNN» Шилов, Дмитрий «LightofHeaven» Куприянов (наставник), Дмитрий «DM» Дорохин, Евгений «Fervian» Аксенов, Семен «TTR» Мельников.
Каково чувствовать себя наставником, насколько тебе близка это роль. Были ли личностные неформальные контакты?
Мне нравится любой вид деятельности, где я что-то даю ребятам, а они мне что-то дают в ответ. Я мог бы с уверенностью сказать, что у меня самая веселая команда в проекте и, как минимум, у этой команды я учусь шутить. Потому что шутят они очень классно и очень весело. Ну а свою очередь, я стараюсь передать им знания, полученные за 10 лет.
Что самое главное в команде: скилл, уровень общения, юмор? Что бы вы поставили на первое место?
Вспоминаю очень хорошую фразу: талант – 2% твоего успеха, труд – 98% твоего успеха.
На этом проекте замечены некоторые личности, которые, мягко говоря, просто играют по фану, но есть яркие звезды, которые очень много трудятся над собой и они прогрессируют, уже входят в топ-15, топ-30 Европы по одиночному рейтингу, что довольно-таки здорово. Шансы у ребят большие, так как именно сейчас происходит один большой решафл. И многие тир-2 команды ищут новых людей для теста.
Интервью с Дмитрием «DM» Дорохиным
Напоследок, небольшое интервью с DM — членом победившей команды, и одним из самых перспективных игроков «Академии Киберспорта Ситилинк».
Какие ощущения?
Положительные. Сильный моральный подъем!
Трудно было во время последней битвы?
Нет. Я был спокоен во время последней битвы, потому что мы были выше соперников по личному скиллу, да и у нашей команды был капитан сильнее. Спокойствие было, даже когда проиграли первую игру. Просто поняли, чего не хватило, и остальные выиграли.
Какие планы на будущее? Оставаться в этой команде или идти дальше поодиночке, планируете вообще дальше уходить в киберспорт?
Эта команда была стаком на один турнир, поэтому нельзя сказать, что мы прям команда. Думаю, будем играть каждый самостоятельно.
В какие команды хотели бы попасть? Любые варианты.
Уровня тир-2 команды, например, Vega Squadron. В идеале хотелось бы попасть в Evil Geniuses, но это маловероятно.
Что думаете о своем наставнике?
Отличный человек, просто лучший. Он в пиках помогал, поддерживал моральный настрой наш. Хотя в последнюю игру мораль немного подкачала, но это оттого, что все хотели выиграть. Я спокоен был, я знал, что мы победим.
Ваш совет тем, кто хотел бы попасть в киберспорт? Какие навыки необходимо обладать?
Три самых важных – сдержанность, самоконтроль и спокойствие. По-моему, вот это.