Fallout Shelter: к ядерной войне — готов!
Представьте себе мир, стоящий на грани ядерной войны (или спросите у вашей бабушки/прабабушки, что они чувствовали, когда спустя много лет узнали о Карибском кризисе, который буквально чудом не перерос в третью мировую). Правительства конфликтующих стран массово строят или поддерживают в рабочем состоянии бомбоубежища. Для справки: в 2014 году (а это все-таки не времена холодной войны) в одной Москве насчитывалось 118 таких объектов. Добавьте к этому метро, которое изначально планировалось как крупнейшее бомбоубежище страны, и вы получите «город в городе» — готовое решение на случай глобальной катастрофы. Огромные стальные двери, запас продуктов, система очистки воды — вы можете проходить мимо такого объекта каждый день на протяжении нескольких лет и даже не поймете, что это такое.
До 2014 года московское метро проектировалось и строилось как потенциальное бомбоубежище. Из-за этого цена строительства была выше, чем в других городах мира. Было принято решение отказаться от этой практики.
У каждого бомбоубежища есть куратор, человек, который отвечает за его работу. Он же — наместник «бога» на Земле для тех, кто попадет сюда во время катастрофы. Этот человек знает, как работают все системы объекта, имеет четкие инструкции относительно «жизни на другой стороне времен». Эту роль вы выполняете и в Fallout Shelter: после ядерных ударов у герметично закрывающихся дверей убежища переминается с ноги на ногу редкая очередь выживших. Как и в реальной жизни, все эти люди являются носителями разных знаний и опыта. Одни могут неплохо готовить, поэтому пригодятся вам на кухне. Другие способны выполнять тяжелую физическую работу, третьи — идеальные «переговорщики» или, по-простому, «очаровательные балаболы» — станут отличными производителями потомства.
Вам предстоит каждый день решать три базовые задачи: обеспечивать людей едой, чистой питьевой водой и электроэнергией. Проблемы в любой из частей обрушат карточный домик за считанные часы — придется начинать все заново. Помимо этого вам необходимо защищать убежище от нападений местной вариации на тему игропрестольных «одичалых», производить в достаточном количестве лекарства и средства против радиации, отправлять вооруженных людей «в мир» на поиски оружия и амуниции (кто читал серию «Метро» Глуховского или видел одноименные игры, тот поймет, что это сопряжено с огромным риском). В этот момент становится понятно, что кольцом всевластия и в Fallout Shelter, и в мире постапокалипсиса станут люди. И к их «производству» придется отнестись точно так же, как и ко всему остальному — расчетливо и без лишних эмоций.
В каждом городе выстроена сложная система командования людьми в случае чрезвычайной ситуации. У каждого главы региона, мэра, префекта есть должностная инструкция, которая регламентирует, что они должны делать в случае начала войны.
Скажу честно: первое время я пытался следить за тем, кого спариваю друг с другом — не хотелось, чтобы мать родила от сына, а отец провел «уихуу!» ночь с родной дочерью. Но затем пришлось подойти к этому как к технологии. Главное правило: женская матка не должна простаивать. Ставишь в жилых комнатах наиболее привлекательных мужчин с максимально доступным показателем «харизмы», если вы понимаете, о чем я. Если пара «не образовалась», то есть степень родства слишком близкая (отец с дочкой, допустим), то просто меняем состав партнеров. Затем отправляешь в комнаты женщин: немного флирта, и вот парочка удаляется в скрытое от глаз порноманьяка помещение. Спустя несколько секунд они выходят. Мужчина довольно потягивается, женщина понуро бредет, но при этом ее уровень «удовлетворенности жизнью» резко растет. Думаете, будущую мать драконов нужно оставить в покое? Как бы не так: залетела — и вперед, на работу. Дети детьми, а кто-то должен производить воду и электроэнергию.
Как только первая партия женщин забеременела, отправляем вторую. И так до тех пор, пока все наше убежище не заполнят фигуры в растянутых желтых свитерах. Как только родила — повторяем операцию. То есть превращаем процесс в конвейер по производству населения. На имена уже можно не смотреть, все уже и так переспали со всеми. Бабушка с внуком, брат с сестрой — все идет по плану. И да, я еще не совсем рехнулся, чтобы рассуждать об этом всерьез — это все-таки игра, а я не воинствующий феминист, но на определенные мысли Shelter наталкивает.
Представьте, что вы оказались в одном из 118 бомбоубежищ Москвы. Цивилизации больше нет, единственная задача нового мира — плодиться и защищаться от агрессивной внешней среды и людей, мечтающих захватить вашу территорию. В этом случае ребенок — это не «смотри, какой пупс», а военно-политический инструмент. Устоят ли сами основы современной цивилизации? Проведя с десяток часов в Fallout Shelter, я уверен, что нет. И основным «товаром» станут, безусловно, женщины, как единственный незаменимый источник пополнения населения общины. Впрочем, эта мысль не нова — последний «Безумный Макс» ровно об этом. Там «жены», конечно, производили на свет элиту, а не рядовых «граждан», но принцип «женщина как инструмент» показан очень верно.
Аборты разрешены в Великобритании с 1967 года, в США — с 1973 года, во Франции — с 1975 года, в РСФСР — с 1920 года, но в период 1936-1955 действовали ограничения.
При этом ждать апокалипсиса, чтобы понять эту дремучую, практически религиозную догму, необязательно. Достаточно внимательно посмотреть на мир, который нас окружает. Возьмем страны, в которых запрещены аборты, помимо случаев, когда беременность может угрожать жизни женщины или наступила в результате изнасилования. Это Польша, Бразилия, Колумбия и еще несколько африканских стран. Если отбросить «изнасилование», то аборты запрещены еще в большем числе стран — это практически вся Африка, Саудовская Аравия, Иран и так далее. То есть в этих странах женщине отказано в праве прервать беременность даже в том случае, если ее изнасиловали.
Мы говорим о будущем, но не смотрим в настоящее — прямо сейчас польские женщины вынуждены покидать пределы страны, чтобы избавиться от нежелательного ребенка. Я хорошо знаю об этой проблеме, так как у меня много знакомых, живущих в Варшаве. И все они как один считают это прямым нарушением прав женщин. То есть государство, будучи идеальным инструментом насилия, считает себя вправе распоряжаться маткой отдельно взятой женщины. При этом право голосовать и обязанность платить налоги, то есть привилегии и обязанности, появившиеся у польских женщин в XX веке, не отменяют абсолютно дремучего запрета на аборты.
Представьте, что если сейчас огромная часть мира не готова делегировать женщине право на распоряжение собственным телом, то что будет в мире постапокалипсиса? Fallout Shelter неплохо показывает эту предполагаемую роль — рабочая лошадка, чья основная задача — рожать новых членов общества будущего. И это общество выживет только в том случае, если отринет все гуманистические представления, сформулированные в XX и XXI веках. А вы говорите, Fallout Shelter — простая «тыкалка» для планшетов.