Эволюция Assassinʼs Creed — как историческая фантастика превратилась в фэнтези? Часть 2
Первая часть материала про истоки серии Assassinʼs Creed закончилась на критическом для серии моменте. Последняя часть с подзаголовком Revelations не оправдала ожидания издателя и игроков. Франшиза лишилась двух из трёх основателей. Несмотря на сложности, корпорация Ubisoft, владеющая Assassinʼs Creed, не хотела убивать серию и начала готовить «камбэк».
Наконец, полноценное продолжение! Assassin’s Creed 3
В октябре 2012-го вышла Assassinʼs Creed 3, намекнув, что предыдущие две части были ненастоящими продолжениями. Assassin’s Creed: Brotherhood и Assassin’s Creed: Revelations играли роль артистов, выступающих на разогреве у настоящей звезды.
Assassinʼs Creed 3 делали три года. Грубо говоря, Ubisoft занималась ею с выпуска Assassin’s Creed 2, хотя для публики это выглядело так, словно сиквел разрабатывали менее 12 месяцев — именно столько времени прошло с выхода Assassinʼs Creed: Revelations. При этом масштабы новой на тот момент части говорили о долгой работе над проектом — игру точно делали не на скорую руку.
Assassinʼs Creed стала масштабнее
Масштаб Assassinʼs Creed 3 виден невооружённым взглядом. Мир игры стал в полтора раза больше, чем в Brotherhood. Локации стали не только шире, но и краше. Всё это стало возможно благодаря AnvilNext — новой версии движка, на котором выполнены игры серии.
Технологии Assassinʼs Creed 3 позволяли нарисовать толпу в 2 тыс. человек. Предыдущие итерации Anvil «тянули» не больше нескольких сотен. Но возглавляющая разработку игры Ubisoft Montreal гналась не только за техническим достижением — обновление движка требовалось для сюжета.
События Assassinʼs Creed 3 разворачиваются в 1753-1784-м году в период Семилетней войны в Северной Америке и Американской революции. В их крупнейших сражениях участвовали до 40 тыс. человек. Пусть Assassinʼs Creed 3 и не могла позволить себе такие толпы, но старалась хотя бы отдалённо соответствовать масштабам.
Серия выбралась из каменных джунглей в дикие
В Assassinʼs Creed 3 мы исследуем американские города — Бостон и Нью-Йорк. Также Ubisoft Montreal воссоздали Североамериканский фронтир — рубеж между воюющими сторонами. Речь о лесах, полях и прочем природном ландшафте. Такие пейзажи почти не встречались в прошлых играх серии. Их герои не могли забраться на деревья или скалы. Попробуй скрытно подобраться к жертве в подобных условиях! А протагонист Assassinʼs Creed 3, называющий себя Коннором, уверенно чувствует себя в лесу. Герой вырос в племени Мохоков и с детства научился перемещаться по лесу с нечеловеческой ловкостью.
Путешествия по природе станут фишкой серии. Особенно после перезапуска Assassinʼs Creed в 2017-м году. В играх появится ещё больше свободы перемещения, что понравится не всем фанатам «Ассасинов».
Ещё больше спорных занятий в игровом процессе
Новыми в Assassinʼs Creed 3 были не только просторы для оперативной деятельности, но и занятия. Коннор может охотиться на животных, управлять морским кораблём и отвести душу за шашками, боулзом и другими мини-играми. Мир Assassinʼs Creed стал насыщенным занятиями, как никогда. Только не все они подходили для ассасина._ Зачем ему убивать зайцев, рысей и прочую живность? А участвовать в морских сражениях в роли капитана? Или снаряжать торговые караваны?_
Из-за всего этого Assassinʼs Creed отдалялась от основ, упускала детали и теряла уникальность.В разработке такое явление называется feature creep — это когда создатели продукта перенасыщают его разными ненужными особенностями, в результате произведение становится по-плохому избыточным.
Окончание сюжетной арки, длившейся с 2007-го года
Добавляя новые фишки, разработчики не забыли про одну из главных вещей. Assassinʼs Creed 3 продолжила злоключения Дезмонда Майлза, завершив его историю. Кто забыл — это главный герой первых пяти частей, живший в начале 2000-х. Тогда его похитила корпорация «Абстерго», за которой стоит Орден Тамплиеров. Организация подключила Дезмонда к устройству «Анимус», чтобы воссоздать воспоминания его предков. С их помощью «Абстерго» искали артефакты, оставленные расой, населявшей Землю до людей. Дезмонд сбегает из плена и присоединяется к «Братству Ассасинов». Там потомок Альтаира, Эцио и Коннора спасает человечество от апокалипсиса, который ожидался в 2012-м году. Да, сюжет Assassinʼs Creed 3 писали, когда истории про зловещий 2012-й были актуальны.
Как настоящий мессия, Дезмонд спас человечество ценой своей жизни. Вместе с героем серия лишилась одной из основ, которая объединяла первые пять частей Assassinʼs Creed. Теперь сценаристам потребовалась новая отправная точка: события настоящего, связанные с прошлым.
Оценки — неоднозначные, продажи — высокие
Масштабы Assassinʼs Creed 3 и долгожданная развязка истории Дезмонда подогрели интерес публики. Неудивительно, что игра стала самой быстро продаваемой в истории Ubisoft. За первый месяц с релиза корпорация реализовала 7 млн. копий Assassinʼs Creed 3.
Несмотря на коммерческий успех, Assassinʼs Creed 3 получилась неоднозначной. Это заметно по рецензиям журналистов.«Как и с другими амбициозными играми, разработчики не везде попали в десятку», — пишет Кевин Ванорд для GameSpot. Журналист PC Gamer Крис Терстен выразился жёстче: «Занимательный сюжет и фантастические морские бои испорчены ужасным дизайном миссий и переизбытком не связанных друг с другом фич.»
Смена темы: из ассасинов — в пираты. Assassin’s Creed 4: Black Flag
«Фантастические морские бои» задали тон следующей части — Assassinʼs Creed 4: Black Flag. Она вышла в октябре 2013-го года на PS3 и Xbox 360, а месяц спустя добралась до PS4, Xbox One и PC. В отличие от третьего «Ассасина», четвёртый позволял путешествовать на корабле, исследовать Карибы на море и суше.
Протагонист Assassinʼs Creed 4: Black Flag, пират Эдвард Кэннуэй, проводит 40% времени на корабле. Уйдя в пиратскую тематику с головой, Assassinʼs Creed 4: Black Flag ещё сильнее отдалилась от первоистоков. Проект напоминал любое морское приключение: «Корсары» или The Legend of Zelda: The Wind Waker, — но не «Кредо Ассасина». Разработчики игры намеренно отошли от канона. Об этом рассказал Карстен Майхилл, ведущий контент-менеджер Assassinʼs Creed 4: Black Flag, в интервью CVG: «Мы хотим чётко сказать фанатам серии и тем, кто впервые запустил Assassinʼs Creed: „это игра про пиратов“. Приключенческий боевик про пиратов в открытом мире, с HD-графикой, который вы ждали!».
Набираем членов корабля, а не братства
Эдвард Кэннуэй — прежде всего, пират, а не ассасин. Потому он вербовал людей не в братство, а в экипаж корабля. Assassinʼs Creed 4: Black Flag нарушила традицию серии и убрала союзников, помогающих герою на суше. Они делали сюжетные миссии слишком простыми. Об этом разработчики Assassinʼs Creed 4: Black Flag рассказали в 244-м номере Gameinformer за 2013-й год.
По традиции сюжет игры разворачивается не только в прошлом, но и в настоящем. Во втором случае главным героем становится безымянный сотрудник Abstergo Entertainment — развлекательного подразделения корпорации зла. Abstergo Entertainment якобы работает над интерактивный фильмом про пиратов. В поисках материалов руководство просит изучить воспоминания одного из предков Дезмонда Майлза. Безымянный герой не догадывается, что на самом деле он ищет Обсерваторию — мистическую установку, построенную Предтечами, которая позволяет следить за любым человеком — достаточно иметь образец его крови.
В отличие от Дезмонда Майлза, новый герой не харизматичный: он всегда молчит. Предполагалось, что таким образом пользователю будет проще ассоциировать себя с персонажем. Словно игрок сам работает над интерактивным фильмом. В теории это звучит интересно, но на практике лишает эмоций не только протагониста, но и подачу сюжета. Большой шаг назад по сравнению с сюжетной аркой Дезмонда.
Начиная с Assassinʼs Creed 4: Black Flag, сюжет про современность начинает буксовать. Авторам словно нечего сказать после того, как главный герой серии выбыл из игры. На этом стоило закончить Assassinʼs Creed, но Ubisoft не могла себе этого позволить.
Две Assassinʼs Creed в один год
В 2014-м году, из-под конвейера Assassinʼs Creed вышле две крупных части игры. В ноябре на PS3 и Xbox 360 — Assassin’s Creed Rogue, а на PS4, Xbox One и ПК — Assassin’s Creed Unity. Некоторые игроки и так считали, что публиковать новую серию раз в год — это слишком часто. Представьте их шок, когда Ubisoft разом выкатили две новинки!
Ubisoft хотела зацепить сразу две аудитории: тех, кто купил новые на тот момент приставки PlayStation и Xbox, и тех, кто не «проапгрейдился». Первые получили Unity с новой графикой и более масштабным окружением. Вторых одарили «Кредом Ассасина» для бедных. Иронично, что в России Assassinʼs Creed Rogue издали как Assassinʼs Creed Изгой.
В Assassinʼs Creed появляется серая мораль
Негативное отношение к Rogue было не совсем справедливым. Игра вышла неплохой и предложила пару новых идей. В основном это касается сюжета. Разработчики из студии Ubisoft Sofia, возглавившие производство части, наполнили историю серой моралью. Ранее Тамплиеры почти всегда считались злодеями, а Ассасины — героями. Rogue делает конфликт неоднозначным. Одним из самых сложных персонажей в новой игре стал главный герой — ассасин-перебежчик Шей Кормак. Он счёл, что Братство предало его и стал Тамплиером. В новой роли протагонист мстит бывшим единомышленникам. При этом Шей не становится карикатурным злодеем — о чём высказался продюсер и главный менеджер Assassinʼs Creed Rogue Илья Балабанов: «Шей проходит эмоциональное развитие, но остаётся собой. Он просто меняет взгляд на мир, но его ценности остаются прежними. При этом он готов совершать ужасные поступки. Его история — мрачная и, возможно, одна из самых трагичных в Assassinʼs Creed.»
Теперь игрок — цель ассасинов
Ассасины объявляют охоту на предателя. Они атакуют Шейя знакомыми методам: могут спрыгнуть с уступа, прижать к земле и пронзить скрытым клинком или сделать то же самое, вынырнув из кустов. В результате Шей не умрёт, но получит тяжелое ранение. Проще говоря, у персонажа останется немного очков здоровья, чтобы скрыться или отомстить обидчику.
Появился полноценный стелс и вариативные миссии
При этом самые удачные игровые нововведения получила не Rogue, а Unity. Это касается скрытного прохождения. Главный герой Unity, дворянин Арно Дориан, входит в стелс-режим. Обычно игры, построенные на скрытном перемещении, дают такую возможность сразу, т. е. в первой части. Представьте, Tom Clancy’s Splinter Cell, где Сэм Фишер не способен приседать. Или Metal Gear Solid, где Солид Снейк не ползает по земле. Assassinʼs Creed потребовалось шесть игр, чтобы добавить базовую функцию.
В отличие от перебежек в приседе, вариативность миссий впечатляет. Для них в Unity внедрили систему Black Box. Благодаря ей убийства ключевых врагов не идут по одному сценарию, а развиваются непредсказуемым образом. Игрок может внести частичную ясность, собрав разведданные — для этого нужно выполнять второстепенные задания. Именно так Арно узнаёт разные способы, как подобраться к жертве и расправиться над ней. Подобное было в оригинальной Assassinʼs Creed, но в меньших масштабах. В остальных частях убийства главных членов Ордена Тамплиеров почти полностью шли по сюжетным рельсам.
Возвращение к истокам
Систему Black Box рекламировали не просто так. Ей разработчики провозгласили свой откат к основам серии — скрытым убийствам. Прошлые Assassinʼs Creed ушли от них в сторону, введя морские баталии и прочие не ассасинские занятия.
Другим возвращением к истокам стал главный герой. Арно Дориан — ловелас и хулиган. В начале сюжета молодой человек переживает личную драму, в результате которой присоединяется к Братству Ассасинов. Этим герой напоминает юного Эцио Аудиторе из Assassinʼs Creed 2. Видно, что сценаристы учли отзвы публики, посчитавшей Коннора из Assassinʼs Creed 3 скучным и нехаризматичным.
Первые серьёзные скандалы
Assassinʼs Creed Unity выглядела заманчиво, но оказалась катастрофически забагованной. Игры серии и так славились сыростью, но новая часть выглядела плохо даже на их фоне. Купившие Unity были в ярости. Ubisoft испугалась настолько, что попыталась задобрить публику подарками в виде сюжетного дополнения и одной из шести игр на выбор: Assassinʼs Creed IV: Black Flag, The Crew, Far Cry 4, Just Dance 2015, Rayman Legends и Watch Dogs. Единственное, пользователь должен был подписать лицензионное соглашение об отказе от претензий. Так Ubisoft уберегла себя от судебных исков и «прогрела гоев» задолго до того, как этот мем стал популярным.
Менее громким скандалом стало отсутствие женщин-ассасинов в кооперативном режиме Unity. Разработчиков обвинили в сексизме. Креативный директор игры Алекс Амансио и технический директор Джеймс Териен опровергли доводы толпы. Оба объяснили, что сделать ассасинш — сложно с точки зрения производства. С этим не согласился бывший дизайнер Assassinʼs Creed Джонатан Купер, сказав, что с ресурсами Ubisoft девушек-убийц можно было создать за день.
Не станем пересказывать весь скандал: это долго и не так важно в контексте изменений в серии. Просто отметим, что негативный фон вокруг Unity помешал её успеху и успеху следующей части. Впоследствии Ubisoft исправила критические баги, но репутацию игры было не спасти. В свою очередь, имидж корпорации пострадает ещё сильнее в 2020-м году, когда вскроются массовые случаи мизогинии и домогательств внутри Ubisoft. Сотрудники, в том числе, расскажут о главном креативном директоре Серже Хаскоэ, который годами мешал сделать женщину главной героиней Assassinʼs Creed. Серж Хаскоэ считал, что это плохо скажется на продажах. Подобное высказывание рассмешило бы Лару Крофт до слёз и заставило её вытереться тысячедолларовой купюрой.
Женщина стала главной героиней Assassinʼs Creed, но есть нюанс…
Ситуация изменится в следующей части — Assassin’s Creed: Syndicate, вышедшей в ноябре 2015-го года и предложившей двух главных героев на выбор: Эви и Джейкоб Фрай. Сестру с братом сразу показывают опытными ассасинами, в отличие от Эцио или Арно.
Оба персонажа играбельные. Эви хитрая и полагается на скрытные манёвры, а верзила Джейкоб действует напрямую. Несмотря на различия, оба персонажа подходят и для стелса, и для боёв. Просто Эви чуть лучше действует во время «партизанских вылазок», а Джейкоб — когда надо избить толпу врагов.
Выбор пола персонажа станет одной из фишек серии. В 2018-м году выйдет Assassin’s Creed Odyssey, где игрок вживается в роль спартанца Алексиоса или его младшей сестры Кассандры. В отличие от Assassinʼs Creed Syndicate между ними нельзя переключаться на лету. А уже Assassin’s Creed: Valhalla 2020-го года позволит в любой момент менять даже не персонажа, а его пол.
Серия уходит в сторону RPG. Пока это не сильно заметно
Кого бы ни выбрал игрок в Syndicate, герой будет моментально убивать врагов скрытной атакой. В остальных случаях придётся долго избивать оппонента. Чем ниже уровень персонажа и его снаряжения, тем больше времени займёт драка. Если Эви или Джейкоб совсем не прокаченные и полезли на элитного бандита, то он за секунды отправит родственников на тот свет.
Чтобы этого не произошло, нужно выполнять больше второстепенных заданий. Тот, кто проносился по основному сюжету, страдал в схватках. Assassinʼs Creed Syndicate не давала пройти все миссии скрытно — живучие враги становились проблемой для недокаченных Эви и Джейкоба.
Мультиплеер ушёл и не вернётся в Assassinʼs Creed
Если RPG-элементы становились сильнее в Assassinʼs Creed, то мультиплеер покинул серию. Начиная с Assassinʼs Creed Syndicate, разработчики избавились от соревновательных и кооперативных режимов. Последующие части будут придерживаться того же курса. Таким образом, Assassinʼs Creed Unity стала последней частью франшизы с сетевыми элементами.
Мультиплеер изначально не был свойственен Assassinʼs Creed. Несмотря на это, он долго функционировал в избранных играх. Ubisoft объявила в июле 2022, что отключит онлайн-режимы в некоторых версиях Assassinʼs Creed: Brotherhood, Assassinʼs Creed: Revelations и Assassinʼs Creed 3. На момент написания статьи онлайн баталии сохранились в Black Flag и Unity.
Плохие продажи. Разработчики Assassinʼs Creed берут паузу
Assassinʼs Creed Syndicate так и не стала успешной. За два года Ubisoft сумела продать более 5,5 млн копий. Напомним, что издатель реализовал 7,7 млн. копий Assassinʼs Creed 3 за первый месяц продаж.
Не в последнюю очередь в провале «Синдиката» виноваты скандалы с Assassinʼs Creed Unity. Они настроили часть аудитории против серии. Начиная с 2009-го года, новые игры франшизы выходили каждые 12 месяцев. К 2015-му Ubisoft перекормили публику, а захватывающие приключения ассасинов превратились в посредственность и изрядно наскучили. А ведь помимо основных частей Assassinʼs Creed публиковались игры-ответвления для портативных устройств, а также кино и комиксы. От усталости и переизбытка проектов франшизе потребовался двухлетний отпуск.
Assassin’s Creed: Origins — радикальная перезагрузка
В октябре 2017-го серия вернулась с Assassinʼs Creed Origins. Вместо того, чтобы продолжить историю предыдущих игр, разработчики дистанцировались от них. Приключения Дезмонда и других героев никто не отменял. Просто сценаристы обратились к далёкому прошлому, когда Братство Ассасинов и Орден Тамплиеров только зарождались. Это не мешало их противостоянию: одни хотят свободы, другие — контроля и так далее по лору Assassinʼs Creed.
Сюжет Origins разворачивается в 49 по 43 годы до нашей эры в Египте и начинает развитие новой сюжетной арки о том, как Скрытые стали Ассасинами, а Орден Древних — Тамплиерами. События продолжатся в Assassinʼs Creed Odyssey 2018-го года, Assassinʼs Creed Valhalla 2020-го и ответвлении Assassin’s Creed Mirage, вышедшем осенью 2023.
История превратилась из фантастической в фэнтезийную
Origins, Odyssey и Valhalla можно объединить в трилогию. В отличие от предыдущих игр в ней активно используются фэнтезийные элементы. Сверхъестественное присутствовало в Assassinʼs Creed, но составляло малую часть сюжета. Как правило, магия в виде древних артефактов появлялась лишь в кульминации. Начиная с Origin, герои Assassinʼs Creed чаще встречают волшебство. То они сражаются с мифическими существами, вроде Сфинкса, то погружаются в конфликты скандинавских богов.
Сценаристы объясняли проявления мистики с помощью изобретений Предтеч и галлюцинацинаций главных персонажей. Почему это плохо работает — покажем на примере Assassinʼs Creed Odyssey. В ней гомеровского Циклопа и других монстров из Древнегреческих мифов создали Древние в своих лабораториях. Более ленивое и пошлое объяснение тяжело придумать.
Assassinʼs Creed Odyssey выглядит как фэнтези и играется так же
Игровой процесс тоже стал фэнтезийным. Умения героев напоминают атаки персонажей из Genshin Impact и ей подобным. Герой Assassinʼs Creed Odyssey при желании обрушивает град стрел на врагов. Или создаёт свечение, оглушающее неприятелей.
До перезапуска Assassinʼs Creed умения персонажей были приземлёнными. Например, Эцио отравлял стражников скрытым клинком или дротиком, а Коннор подвешивал их на дереве при помощи крюка-кошки. Протагонисты действовали как люди, а не походили на супергероев. Важно отметить, что мы не пытаемся сказать, что раньше «было лучше», а лишь показываем разницу в подходе к сюжету и стиле.
Assassinʼs Creed или новые похождения Ведьмака — что на экране?
Новые Assassinʼs Creed сменили концепцию, теперь они не так похожи на предыдущие части, а скорее напоминают фэнтезийные RPG, вроде The Witcher 3: Wild Hunt. Покажите человеку, плохо знакомому с компьютерными играми, геймплей «Ассасинов» и «Ведьмака», и вам укажут на схожесть.
Прокачка особенно роднит перевыпущенную Assassinʼs Creed с фэнтезийными RPG. В отличие от Syndicate, в Odyssey враги не умирают от скрытных атак. Те обнуляют половину очков здоровья — остальные надо сжечь в честном бою. И если низкоуровневый ассасин полезет на элитного медведя, то быстро умрёт и вернётся к предыдущему сохранению. Ещё никогда развитие персонажа не играло такую важную роль в Assassinʼs Creed.
В ранних Assassinʼs Creed комплексная прокачка была не нужна в том числе из-за малой продолжительности игр. Те оставались относительно короткими, что видно по сайту How Long to Beat, подсчитывающему время прохождения:
- Assassinʼs Creed — центральный сюжет проходится за 15 часов и 20,5 часов — вместе с второстепенными миссиями
- Assassinʼs Creed 3 — центральный сюжет занимает 16,5 часов и 31 часов — с дополнительными историями
- Assassinʼs Creed Syndicate — основной сюжет проходится за 18,5 часов, а вместе с побочными миссиями — за 33,5
- Assassinʼs Creed Valhalla — главный квест занимает 61 час, а вместе со второстепенными — 96,5 часов
Возвращение к истокам — это мираж
Не всем игрокам понравилась продолжительность Assassinʼs Creed после перезапуска. Часть аудитории захотела компактные игры, какими были первые части серии. Также возник запрос убрать изнурительную прокачку и вернуть приземлённый стиль сюжета. В ответ Ubisoft выпустила Assassinʼs Creed Mirage. Игра стала ближе к первым частям серии, о чём «Канобу» писал ранее. Несмотря на это, качество произведения получилось чуть выше среднего. Assassinʼs Creed Mirage — это не то, о чём мечтали ностальгирующие по приключениям Альтаира и Эцио.
Но как «вернуться к истокам»? — Непонятно. Assassinʼs Creed менялась так часто, а потому сложно понять, что всё же брать за основы. Охоту на тамплиеров на территории Святой Земли? Или то, как Эцио нанимал рекрутов в Братство Ассасинов и боролся с вражеским влиянием? А дополнительно в игре будут сражения а-ля Black Flag? Либо разработчики должны отбросить всё, что не относится к скрытым убийствам, и сделать что-то в духе Black Box?
Серия Assassinʼs Creed пестрит этими и другими идеями, которых хватит на несколько франшиз. Но их зачем-то постарались уместить в одну.