Духовные практики и обида на отца: как Уилл Смит пришёл к «Оскару» и пощёчине Крису Року
На минувшей церемонии «Оскар» 53-летний Уилл Смит впервые в карьере победил в номинации «Лучшая мужская роль». Но зрители наверняка больше запомнили другой эпизод с его участием. Объясняем, почему оба события – не случайность, и за счёт чего популярный актёр смог заново раскрыть себя.
Успех на старте карьеры
В начале 21 века Уилл Смит установил рекорд: восемь фильмов подряд с его участием собрали в прокате более 100 миллионов долларов каждый. Ранее ни одной голливудской звезде подобного не удавалось. На рубеже девяностых и нулевых после «Дня независимости», «Я, робот» и «Плохих парней» Смит был максимально близок к мечте – стать самым популярным и успешным актёром планеты. Рекорд из восьми фильмов мог бы вырасти и до десятки, но актёр отказался от съёмок в «Матрице» и «Мистер и миссис Смит».
Не хватало только наград – на полке у Смита стояла лишь «Грэмми», полученная за лучшее рэп-исполнение песни Parents Just Don’t Understand в дуэте DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince. Номинации за главную роль на «Оскаре» в 2001-м («Али») и 2006-м («В погоне за счастьем») победы не принесли.
Череда провалов и психологический кризис
С началом «десятых» в карьере Смита наметился спад: триквел «Людей в чёрном» ругали фанаты и критики, «Гемини» и «Отряд самоубийц» разочаровали зрительскими оценками (5,7 и 5,9 на IMDb, соответственно), а «После нашей эры» не окупился (сборы 243 миллиона долларов при бюджете в 130) и собрал три «Золотые малины». Последняя история особенно болезненная для актёра – он рассчитывал запустить новую большую франшизу, продюсировал проект, участвовал в написании сценария и надеялся продвинуть карьеру сына Джейдена главной роль в блокбастере, но везде провалился.
После череды провалов у Смита начался психологический кризис, и на пороге 50-летия он обратился за помощью к Дензеллу Вашингтону. Опытный актёр дал простой совет: «В 40 всем плохо. Просто перетерпи свой странный пятый десяток и дождись, пока тебе стукнет чёртов полтинник». После юбилея Смит открыл второй дыхание и понял, что теперь наконец-то может делать всё, что захочет.
Поиски себя и смена стратегии
Актёр стал чаще путешествовать без сопровождения и экспериментировать с духовными практиками. Однажды он снял дом в Юте, где две недели просидел в полном одиночестве. Затем отправился в Перу на ритуал аяуаски (древняя индийская церемония с приёмом галлюциногенного напитка), хотя до того никогда даже не курил травку и редко пил алкоголь. А в браке с женой Джадой он согласился на полиаморные отношения и всерьёз обсуждал с терапевтом желание создать гарем из популярных актрис. Но дальше фантазии не зашло – эти размышления лишь помогли Смиту лучше понять себя и узнать глубину христианских паттернов воспитания.
Если в «девяностых» и «нулевых» популярный актёр мечтал стать новым Томом Крузом, то со сменой отношения к жизни плавно изменились и желания. В начале «десятых» Смит отказался от главной роли в тарантиновском «Джанго освобождённом», потому что сторонился фильмов о рабстве и хотел быть более универсальным актёром, а не кумиром темнокожей аудитории. Теперь же он снимается в триллере Антуана Фукуа Emancipation, который исследует тему BLM.
Смит утверждает, что всё изменилось, когда он наконец-то открылся миру. Этому очень помог выход откровенной биографии «Уилл», где были и мрачные истории из детства, и рассказ о ментальных проблемах, и подробная история нестандартных отношений с женой. Именно этот опыт болезненных воспоминаний помог актёру измениться и по-новому подойти к роли, за которую он получил первый в карьере «Оскар».
Роль в «Короле Ричарде» как переосмысление карьеры
Смит отверг предрассудки и впервые решил сыграть возрастного персонажа – сварливого и сутулого отца теннисисток Серены и Винус Уильямс. В отличие от прошлых ролей, здесь актёр решил отталкиваться от природных и едва заметных аспектов персонажа. Ядром характера Ричарда Уильямса он обозначил неуклонную борьбу за уважение сквозь боль и осмеяние. Смит попытался отыскать схожие черты в своём характере и найти травмирующие события из прошлого – этому помогло параллельное написание автобиографии. Впервые актёр попытался не просто отразить эмоции, а глубоко понять и прочувствовать их, вспомнив все ключевые эпизоды неуважения и отсутствия поддержки из своей жизни.
Во время духовных поисков Смит осознал, что зритель оценивает актёрскую игру эмоционально, следовательно и подходить к созданию образа нужно так же. Вместо классической имитации особой походки, голоса и мимики, актёр решил понять их природу и только затем воссоздать. Например, сутулость Ричарда – это смесь физической боли, усталости от работы и страха потерять уважение окружающих.
Корни лежали в прошлом – Уильямса били с детства, но его отец не мог вступиться за него, потому что сам проживал подобное и боялся. Смит также достал эмоциональную ассоциацию с насилием из детства: его отец однажды ударил мать кулаком по голове – брат и сестра разбежались по дому, а юный Уилл испугался вступиться и стоял как вкопанный. Страх и стыд не забылись, а смешанные чувства к отцу остались до самой его смерти. В книге Смит отзывается о нём так:
«Мой отец мучил меня. А ещё он был одним из величайших людей, которых я когда-либо знал. Он был одним из главных благословений в моей жизни, а также одним из ключевых источников моей боли».
Эти переживания отозвались при создании образа Ричарда Уильямса. Неоднозначное восприятие отца Смит замешал с собственным опытом воспитания детей:
«Я бы не смог так сыграть Ричарда Уильямса, пока не изучил свою жизнь и не осознал, как много аспектов из моего детства повлияли на решения, которые я принимал как родитель. Ричард Уильямс очень похож на моего отца. Поэтому, когда я впервые прочитал сценарий, я понял, что значит желать успеха своим детям. Я делал похожие вещи и со своими детьми. Я понял, что значит пытаться сформировать юный ум».
Смит покончил с притворством в актёрской игре и забыл про желание стать самой большой кинозвездой. Он понял, что ключ к успеху – это самоанализ и отражение в игре личных переживаний. Актёр признаётся, что ему уже не интересны награды и кассовые сборы. Во время съёмок «Короля Ричарда» он был сосредоточен на самом процессе и больше всего удовольствия получал, когда делился опытом с юным актрисами Санийя Сидни и Деми Синглтон.
Смит понял, что у него получилось задуманное после премьерного показа, на котором присутствовали сёстры Уильямс. Они расплакались во время просмотра. Винус говорила, что пережила все эмоциональные моменты отношений отца и дочери наиболее полно, а Серена назвала игру актёра максимально убедительной – ей приходилось напоминать самой себе, что на экране не её настоящий отец.
Уилл Смит за последние пару лет кардинально пересмотрел взгляды на жизнь и ещё больше осознал ценность семьи, воспитания и открытости миру. Отчасти именно это метаморфоза объясняет его скандальный поступок на церемонии с ударом в лицо Криса Рока – как и Ричард Уильямс, своих родных Смит больше в обиду не даст.