Donkey Kong Country: Tropical Freeze на Switch — несовершенный, но очень качественный платформер
История, я думаю, достаточно типичная. Библиотека игр для Wii U — это настоящее преступление против человечества. На платформе выходили лучшие из игр нашего (или любого другого) времени, поиграть в которые довелось единицам (ну хорошо, десяткам).
Switch сейчас выступает в роли службы спасения забытых шедевров с этой платформы, донося их до максимально широкой аудитории. В феврале вышла Bayonetta 2, а 4 мая настал черед Donkey Kong Country: Tropical Freeze. Но не слишком ли много времени (и других игр) затесалось между оригинальным релизом Tropical Freeze и выходом Tropical Freeze на консоли для нормальных людей? В свое время время игра получила идеальную «десятку» от нашего сайта — с тех пор прошло 4 года. Но ведь хорошие аркады не стареют (взгляните на наш топ-100 лучших игр всех времен)… не правда ли?
Увы, с Tropical Freeze все не так просто. Хотя я с огромным удовольствием прошел (и сейчас усиленно «стопроцентю») эту игру, она далека от идеала. В наши дни я бы никак не поставил десять баллов. И вряд ли бы поставил девять.
Прежде всего — Tropical Freeze очень плохо выглядит. Недавняя Kirby Star Allies — первый платформер (или, может быть, первая ИГРА), где трехмерная картинка ничем не уступала рисованной. Tropical Freeze вышла довольно давно — причем на платформе, даже в 2014 году считавшейся крайне маломощной. В итоге версия для Switch выглядит бюджетной «мобилочкой», картинке которой отчаянно не хватает всего вообще.
Изображение на экране передает общую идею игры — какая-то обезьяна бегает по тропической местности. Но делает это без каких-либо спецэффектов или фокусов с освещением, с тенями-тарелками, с суровым минимумом полигонов как на переднем плане, в телах героев, рядовых врагов и боссов, так и в бэкграундах. Сравните с Kirby Star Allies.
В американской Retro Studios в то время трудились очень талантливые художники — и я бы с удовольствием посмотрел на концепт-арты к этой игре. Не сомневаюсь, что на бумаге Donkey Kong Country: Tropical Freeze выглядела, как «Король Лев». Но в полигонах все эти красоты доходят скорее вопреки, чем благодаря усилиям 3D-дизайнеров: да, вот на этом уровне текстур на заднем плане едва-едва хватило, чтобы мы увидели какое-то подобие саванны…, а вот на том — условную горную цепь с парящими над ней воздушными шарами.
Особенно остро убогость Wii U-графики ощущается на широко задуманных концептуальных уровнях в духе «ураган» или «лесной пожар». Дикий смерч выглядит, как вертящаяся в воздухе серая пружинка, отдельные участки возгорания на лианах и деревьях никак не взаимодействуют с окружением. Водным уровням, которых в игре про тропические острова очень много, тоже досталось.
Взгляните сейчас на любой классический 2D-платформер из нашего топа 100 — от позднего 8-битного Gimmick до ранней 16-битной Super Mario World. Картинка в платформере очень важна — вместе с музыкой она создает ощущение волшебства, магии происходящего, концентрированной гипер-реальности, обостряющей рефлексы игрока и заставляющей полностью раствориться в двух измерениях, помогающей на протяжении десятков и сотен часов переигрывать одну и то же последовательность прыжков или боев с боссами.
Без идеальной картинки тут нельзя претендовать не звание «одной из лучших» всех времен — уже сама графика отодвигает Tropical Freeze из элитных платформеров во второй эшелон, ко всевозможным Crash Bandicoot и прочему едва-едва терпимому 3D-трэшу.
Самое обидное — если бы игра состояла из обсчитанных на Silicon Graphics 3D-спрайтов, как оригинальная серия в начале 90-х, то и с картинкой там можно было бы сделать больше, и качество ее в наше время так разительно не просело бы: все три первых Donkey Kong Country до сих пор весьма красивы и играбельны на любой платформе.
Причем в Tropical Freeze есть экспериментальные минималистские уровни, где игра выглядит почти как Limbo (одни силуэты на ярком фоне) и недостатки движка совершенно не ощущаются. Всю игру мог бы спасти не технический прогресс, а наоборот, подчеркнутый инди-минимализм. А так игра прочно застряла между роскошью и примитивизмом — слишком блекла для первого, слишком красочна для второго.
Про музыку я распространяться не буду, но на большинстве уровней она тоже не оправдала моих ожиданий. Здесь очень много тропического релакса и мало действительно ускоряющих и подхватывающих действие треков в духе того же Kirby… хотя есть и весьма заметные исключения.
Не все проблемы Tropical Freeze связаны с платформой Wii U, хотя в адрес этой консоли можно записать большинство моих претензий. Помимо графики есть вопросы и к управлению — точнее, к переключению между различными видами управления (джойконы, хэндхелд, геймпад). Это каждый раз приходится делать вручную, что при попытке поиграть вдвоем превращается в серьезное препятствие. Хотя бы потому, что по игровым меню надо перемещаться с последнего подключенного контроллера, который вы к этому времени могли просто-напросто разобрать.
Но в целом Tropical Freeze — довольно сложная игра, требующая очень высокой точности движений, и я никак не могу порекомендовать играть в нее с чего-то, кроме Pro-контроллера. Хотите пройти игру вдвоем — берите второй геймпад.
Для Nintendo Switch специально сделан дополнительный игровой режим с удвоенным количеством жизней и еще кое-какими послаблениями. Но вы же не будете играть в ОБЛЕГЧЕННУЮ аркаду, ведь в этом жанре главное — чэллендж, испытание себя на прочность. Хорошую картинку у Tropical Freeze уже отняли — не отбирайте хотя бы сложность, играйте с геймпада!
Ну и последняя очень серьезная претензия к игре — бои с боссами. Их низкое качество особенно заметно на фоне современных игр, возведших многоступенчатые поединки с интересными и опасными противниками в культ, абсолют (Cuphead). Но я думаю, что даже в далеком-предалеком 2014-м я бы от все этого не остался в восторге. Проблем с боссами у Tropical Freeze три: низкий уровень сложности, дикая затянутость и отсутствие рандомизации паттернов поведения.
Финальные поединки можно без особого напряжения пройти С ПЕРВОГО раза, в крайнем случае — со второго-третьего. Как я уже писал, если вы убиваете какого-то босса в игре с первой попытки, значит, с этим боссом что-то серьезно не так.
Продолжительность каждого этапа в отдельности и всего поединка в целом тоже никак не оправданы — за время боя с вялой и неторопливой гигантской совой в Tropical Freeze можно пройти всю Battletoads (я не шучу). Тут делу могли бы помочь различные шорткаты, неочевидные техники более быстрой победы, которые у каждого босса Tropical Freeze есть… если бы у вас был стимул их искать.
При второй (или двухтысячной) попытке босс будет использовать те же самые атаки в той же самой последовательности — от начала первого этапа и до конца последнего! Здесь отсутствует RNG, механизм выбора между наборами одинаково опасных тактик компьютерного соперника, заставляющих игрока очень быстро переключаться и создающих, собственно, те сложность, напряжение и чувство все возрастающего риска, ради которых в сражениях с боссами в играх вообще стоит участвовать. Авторы Donkey Kong Country ухитрились сделать невозможное: боссы одинаково скучны как при казуальном прохождении, так и в режиме самого хардкорного спидрана.
Но под всем этим негативом скрыта действительно великая аркадная игра, все положительные качества которой держатся на двух вещах — дизайне уровней и управлении.
Длина и сложность каждой стадии Tropical Freeze идеально выверены — от уровня не успеваешь устать, но при этом он не перестает ставить тебе подножки, даже если ты проходишь его в десятый или сотый раз. В игре очень много видов геймплея — классический платформинг, езда на вагонетках и носорогах, плавание, полеты на ракетах, — и в каждом из них разработчики проявили изобретательность.
Казалось бы, как можно развлечь и впечатлить игрока на уровне, где он едет на вагонетке с фиксированной скоростью? Ведь к ритмичным прыжкам через препятствия быстро привыкаешь, а больше ты ничего делать не в состоянии. Но в Retro Studios додумались воспользоваться трехмерностью игры и внезапно развернуть камеру, так что ты едешь не в «виду сбоку», а несешься навстречу жутким препятствиям с очень странного ракурса «сзади-сбоку» — словно в какой-нибудь из переходных стадий Ikaruga! Этого решения (плюс музыка, плюс сложность) хватает, чтобы у игрока ускорялся пульс даже при сотом переигрывании уровня.
Простейшие платформенные уровни предполагают невероятное количество вариантов прохождения. Даже при игре за обычного Донки Конга расправляться с врагами и преодолевать большинство препятствий можно разными методами (от элементарного напрыгивания до оглушающих ударов кулаками по земле). А ведь здесь еще 3 (в спецрежиме для Switch — 4) персонажа, дающих Конгу принципиально новые способности.
Особенно хорош Крэнки Конг, старый примат с палочкой, позволяющий на огромной скорости прыгать по уровню в духе Скруджа Макдака из Duck Tales. Игра за Крэнки позволяет сделать даже самые ранние этапы сложными и самоубийственными — а что уж говорить о поздних, где «золото» или хотя бы крепкое «серебро» за Крэнки в режиме игры по таймеру заставит на неделю-другую «залипнуть» даже самого опытного игрока.
Кроме общего аркадного профессионализма и компетентности уровни Tropical Freeze буквально нашпигованы секретами. На каждом надо найти и собрать фрагменты пазла, причем каждый фрагмент действительно хитроумно и нестандартно запрятан. Авторы почти не повторяются, все время играют с ожиданиями игрока — ради одного сегмента нужно за ограниченное время пройти настоящий ад, лихорадочно собирая бананы во время отчаянных акробатических маневров. Ради другого — просто неподвижно повисеть на лиане в течение нескольких секунд.
Остроумие разработчиков таково, что без посторонней помощи вы вряд ли найдете все сегменты даже на первом уровне первого мира (я — не нашел, хотя переиграл первый уровень раз двадцать). Но в игровом магазине можно купить попугая, который начинает махать крыльями при приближении скрытого фрагмента и дает понять, на каком именно участке искать. Этот попугай-миноискатель — прекрасное изобретение… и даже с его помощью отдельные куски пазла бывает очень сложно получить! Вы точно знаете, что сегмент здесь, но когда за вами катится огромный валун, бывает очень непросто перебрать все возможные варианты действия для его получения.
И это еще не все! Попугай не помогает искать секретные выходы с уровней, открывающие тайные, суперсложные этапы в каждом из игровых миров. Именно эта многослойность каждого уровня, скрытые пазлы внутри пазлов, делает Tropical Freeze настолько уникальной и выдающейся игрой, я бы даже сказал — лучшей 2D-аркадой в плане пазлов. Сложность здесь куда выше, чем в Rayman Legends, а правила поиска секретов честнее и очевиднее, чем в Sonic Mania.
Но все-таки главное в Tropical Freeze — это совершенно фантастическое, невероятное качество управления, взаимодействия со всеми этими гениально задуманными и прекрасно исполненными уровнями. В плане управления игра уделывает не только любой американский или европейский платформер, но и внутреннюю продукцию Nintendo, это игра на 90% тактильная. Все дело в том, что вы можете одновременно выполнять несколько разноплановых действий — скажем, ускоряться, прыгать и тянуться к ускользающей лиане.
Это не просто «стрельба в прыжке на скорости» — вы одновременно работаете тремя рычагами (кнопка прыжка, кнопка подката и кнопка хватания), не забывая при этом регулировать общую амплитуду движения героя аналоговой рукояткой. Управление (что в обычном, что в альтернативном режимах) раскидано по геймпаду так грамотно, что все эти действия не мешают друг другу, вы интуитивно, без особых подсказок, учитесь делать все сразу, причем в самых экстремальных ситуациях.
В итоге складывается полная иллюзия игры за настоящую обезьяну с четырьмя хватательными конечностями, которая, изловчившись, может выскрести себе выход из самой отчаянной, пропащей, безнадежной ситуации — если не передней, то задней лапой. Это невероятно развлекательно.
И даже если вы на миллиметр не дотянулись до лианы и рухнули в пропасть, вы все равно будете осознавать, что разработчики дали вам все необходимые инструменты и достойный шанс для выживания — вы просто не сумели ими правильно воспользоваться. Это — редчайшее для любой игры (а уж тем более для платформера) качество, благодаря которому Tropical Freeze навеки заслуживает места в истории — и на вашей Nintendo Switch.
В 2018 году недостатки Donkey Kong Country: Tropical Freeze слишком сильно режут глаз и сердце, чтобы игру можно было признать одним из лучших платформеров — или даже лучшим платформером на Switch, где есть The End is Nigh, Sonic Mania и Rayman Legends. Парадоксально, но чистого платформинга, который тут близок к идеальному, мало, чтобы зачислить игру в классику жанра.
Ведь действительно великие аркады — это еще и зрелище, и саундтрек, и боссы, а Tropical Freeze все это выдает практически по нулям, предлагая лишь бесконечное обследование и ощупывание великолепно сделанных уровней.
В настолько творческую, созданную с такой огромной любовью к жанру и уважением к игроку игру наконец-то можно поиграть на чем-то, кроме эмулятора Wii U, — и это прекрасно! Но насколько лучше новая серия Donkey Kong Country могла бы выглядеть, звучать и играться, если бы была разработана специально, эксклюзивно для новой платформы, без всех этих аппаратных и программных якорей. С таким управлением и дизайном это мог быть лучший в мире платформер на лучшей современной консоли — очередной system seller для Switch и огромное достижение для Nintendo и ее сторонних разработчиков.