Обновлено 27.12.2019

Дедовщина и алкоголизм. Так ли шедеврален обласканный критиками «Маяк»?

«Маяк» (The Lighthouse) — вторая полнометражная работа режиссера культового арт-хоррора «Ведьма». Она наделала много шума в Каннах, отхватив один из младших призов. Необычный стиль для современного кино и обилие символизма взбудоражили души критиков. Мы побывали на пресс-показе и делимся мнением.
«Маяк» (The Lighthouse) — вторая полнометражная работа режиссера культового арт-хоррора «Ведьма». Она наделала много шума в Каннах, отхватив один из младших призов. Необычный стиль для современного кино и обилие символизма взбудоражили души критиков. Мы побывали на пресс-показе и делимся мнением.

Первое, что стоит знать — если фильм вас привлек упоминанием жанра ужасов, то лучше отбросить все ожидания относительно монстров, обильного кровопускания и бу-моментов (все это стоит искать в другом фильме про сторожил маяка — «Атлантида», 2017). Кино содержит элементы хоррора, но в небольших дозах. Роберт Эггерс в таком же неспешном темпе, как и в «Ведьме», рассказывает свою историю, погружая зрителя в трясину постоянно нагнетающейся атмосферы.

Действие происходит в 1890-е, когда молодой и не особо общительный Ифраим (Роберт Паттинсон) вместе со старым опытным и чудовищно вредным Томом (Уиллем Дефо) высаживаются на остров, чтобы заступить на службу по наблюдению за маяком.

Не успевают герои разместиться в прогнившем домике у маяка, как между ними начинают накаляться отношения. Том нарушает устав и забирает все ночные смены в сердце маяка себе, а Ифраима заставляет выполнять всю грязную работу.

С этого момента начинается демонстрация тяжелой доли Ифраима. Он терпит оскорбления и унижения от старшего по званию, его работой постоянно недовольны. Он пашет на износ, а вместо благодарности — только критика от Тома, который по ночам наслаждается божественным светом внутри маяка. Самая натуральная дедовщина, разжигающая в герое Паттинсона огонь ненависти.

Дедовщина и алкоголизм. Так ли шедеврален обласканный критиками «Маяк»? - фото 1

А где же хоррор? Он тут выражен больше в атмосфере. Цветовое решение, пленка 35 мм и соотношение сторон кадра, близкое к квадрату (фильм снят в аспекте 1.19:1), дают нужный эффект. Но еще больше нагнетает атмосферу фантастически прекрасная работа со звуком. Ты словно сам находишься на этом острове, слышишь этот раздражающий гул маяка, шум механизмов и вопли чаек — дерзких крылатых демонов, которые тут ненамного дружелюбнее хичкоковских птиц.

Все это помогает погрузиться в историю, которая не так уж и сложна. Технически это рассказ о двух непохожих мужчинах со своими скелетами в шкафах, которые застряли на острове в плохую погоду и с ограниченной провизией. Одиночество, скука, злоупотребление алкоголем и безумие. Все.

Но куда уж без метафор и прочего. Картина открыта для интерпретаций (о чем сам Эггерс и сказал), так что тут и отсылки к мифологии (финальный кадр по пошлости и толстоте соседствует со снайдерскими религиозными отсылками), и самоидентификация, и муки совести, и еще много чего другого можно раскопать, если захотеть. Это фильм о мужчинах и их проблемах. При желании можно даже «зеленую» агитку прикрутить с лозунгом «На чайку напал — жизнь пр**бал». Но зачем? Ведь очевидно, что форма здесь капитально превалирует над содержанием. И в данном случае это даже не сильно мешает, ведь форма просто восхитительна.

Дедовщина и алкоголизм. Так ли шедеврален обласканный критиками «Маяк»? - фото 2

Но не стоит забывать, что визуальные фишки и сценарий — это еще не все для картины. Оба актера сыграли чуть ли не лучшие свои роли в карьере. Особенно Дефо. Деспот, который умудрился в один из моментов вызвать жалость, когда получил порцию критики его кулинарных способностей.

В глазах этого старого волка столько растерянности от неожиданной информации, что в тот момент именно персонаж Паттинсона встает на место главного мудака на острове. Оба достаточно экспрессивны, когда надо показать ярость.

Именно эти качели в статусах героев в коллаборации с визуалом и не дают заскучать во время просмотра. Хотя не каждому захочется наблюдать за малопривлекательным и грязным бытом двух сторожил маяка. Таким вещам уделяется в фильме достаточно времени. Пускающий газы Дефо, мастурбирующий Паттинсон, рискованный вынос двух переполненных ночных горшков и еще много радостей, а также тяжелый физический труд, состоящий из покраски маяка, таскания масла, угля, ловли рыбы и прочего.

Дедовщина и алкоголизм. Так ли шедеврален обласканный критиками «Маяк»? - фото 3

В фильме нашлось место и мистическим моментам, которые хорошо обставлены, хотя не в состоянии напугать, и даже юмору. Одна из сцен так и вовсе похожа на пародию на один культовый хоррор. Специально или нет, но получилось забавно.

«Маяк» — гипнозитирующее стилем нетипичное полотно в жанре хоррора, которое отдает дань уважения классике старого жанрового кино и литературе. Оно восхищает блестящими актерскими работами и пробирающим до костей звуком. Но не впечатляет сценарием, который начинает цвести, только если начать облеплять его смыслами, которые хоть и не мешают своим присутствием, но не извиняют прямолинейности развития событий.

Сохранить
5unle55
5unle55
Говна кусок это, а не полотно. Повелся на трейлере, ждал чего то необычного, свежего с привкусом Лавкрафтовщины, а получил арт хаус для избранных кино эстетов. Сижу такой думаю, почему фильм то говнина такая? Смотрю, а режиссер то "Ведьмы", такая же мутотень для "избранных".
kela12
kela12
Комментарий был удален
Skripatcher
Skripatcher
Мне кажется, вы упустили ключевой момент.Если сильно не напрягаться, то на самом деле вся рецензия умещается в фразу "Ребята, это просто зарубежный "Зелёный Слоник"".А то развели тут, символизм и самоидентификацию, блин.(Если что, я на него тоже рецензию писал).
Джек Бертран
Джек Бертран
Комментатор сравнил с "Зеленым Слоником" - и черт подери попал в точку... Но эмоции скорее положительные от просмотра - реально странное и жутковатое зрелище
Skripatcher
Skripatcher
Комментарий был удален
Ramonak
Ramonak
Оказывается фильм Басковой "Зеленый слоник" опередил свое время. Сейчас он бы гремел на Канских фестивалях.
error404error
error404error
"Ведьма" отличный хоррор с открытым финалом, очень понравилась и удивила. Если это хотя бы на три четверти будет в "Маяке" , то уже достойно просмотра. Спасибо за инфу!
Connor James
Connor James
Только вот режиссер фильма не Роджер, а Роберт Эггерс.
Leshiy133
Leshiy133
Благодаря полуголой русалке - смотрибельно на 6 из 10 Ну и момент с тентаклями неплохо получился) Когда уже совсем крышу сорвало) Но Усики Паттинсона - смехота и позорище даже похлеще Усищ Кэвилла в Миссии Невыполнима XD
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Мне фильм, в целом, зашёл. Последнюю треть было довольно скучно смотреть, так как стало понятно, что развитие событий будет приземленным и тентакли не появятся. Ну и, кстати, освещение там искусственное, так как естественного не хватало для съёмок.