Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи

Редакция
Прием попаданчества, когда герой случайно оказывается в другом мире (чаще — фэнтезийном), не новый и активно фигурирует по сей день в различных областях поп-культуры — будь это книги, кино, сериалы, игры («Алиса в стране Чудес», «Хроники Нарнии», «Кин-дза-дза», «Скользящие» и так далее).

Попаданчество в компьютерных играх или в фэнтезийных мирах с элементами игрового процесса даже выделились в отдельный жанр, называемый RPG Isekai, и он на сегодняшний день дико популярен не только в пределах Японии, но и во всем мире. Представителями этого жанра можно назвать такие романы (позже — мангу и аниме), как Sword Art Online, Re: Zero, Fate/Stay Night и т. д.

Однако жанр исэкай (то же попаданчество) рассчитан не только на мужскую аудиторию, но активно обращается и к женской. Одним из первых представителей данного жанра стала манга Ouke no Monshou 1976 года, которая рассказывает о героине, попавшей в мир Древнего Египта. Манга не целиком выполнена в исэкае, но она дала толчок для развития всего жанра. Позже многие известные мангаки обращались к этому нему (например, Clamp с их Magic Knight Rayearth и Ватасэ Ю в Mysterious Play). Исэкай для девушек ориентирован, в первую очередь, на поиск и развитие романтических отношений, тогда как исэкай для мужчин сосредоточен на экшене и спасении героем фэнтезийного мира от надвигающегося зла.

На сегодняшний момент пальма первенства мужского попаданчества принадлежит Японии, но, что удивительно, женское попаданчество сейчас активно развивается в Корее. Только этот жанр называется не «исэкай», а «янгпансо».

Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи | Канобу - Изображение 0

Что такое янгпансо?

Yangpanso — это термин, обозначающий огромный пласт клишированнных веб-романов, рассказывающих о молодых девушках, попавших в фэнтезийный мир. Но в большинстве случаев они попадают не в просто другой мир, а в мир фэнтезийного любовного романа.

Рассмотрим подробнее особенности жанра:

  1. Все героини — корейские девушки от 18 до 30 лет, которые попадают в другой мир после насильственной смерти (убийство в подворотне в They Say I Was Born a Kingʼs Daughter, падение с крыши в The Reason Why Raeliana Ended up at the Dukeʼs Mansion, смерть после аварии с машиной/грузовиком/поездом в La Dolche Vita di Adelaide и Empress of Another World, передозировка лекарствами в Who made me a princess и т. д.)

Реже можно встретить истории, когда героиня попадает в другой мир без насильственной смерти. Например, у нее просто закружилась голова, а проснулась уже в незнакомом месте (Miss Not-So Sidekick).

  1. Другой мир — альтернативный вариант Европы 18-19 века. Но иногда это альтернативная Корея 18-19 века (They Say I Was Born a Kingʼs Daughter). Однако тут еще добавлены элементы Средневековья — например, рыцарство. В таких романах очень редко используется огнестрельное оружие, отдавая предпочтение схваткам на мечах. Помимо этого, также встречаются и вкрапления начала 20-го века в предметах обихода.

  2. Героини, попадая в другой мир, переселяются в тело уже существовавшего персонажа (реже — остаются собой, как, например, в романе Empress of Another World).

Отличительная особенность — они переселяются в тело не главной героини романа, а женского антагониста, разлучницы или персонажа второго-третьего плана, но обязательно с высоким социальным статусом. Чаще всего это роль маркизы, герцогини, принцессы или императрицы.

Также героини уже могли жить в этом мире, но переродились во второй раз, проживая эту же жизнь (Doctor Elise: The Royal Lady with the Lamp, Adonis, The Abandoned Empress)

  1. Повествование ведется с младенчества героини или незадолго до начала основного сюжета романа/поворотного момента прошлой жизни (до того, как главный мужской персонаж должен был встретить изначального женского протагониста).
  1. Так называемый элемент Daddy Issues — то есть проблемы с отцом или «комплекс Электры». Во многих романах это чуть ли не основной конфликт (They Say I Was Born a Kingʼs Daughter, Who made me a princess, Daughter of the Emperor, I Belong to House Castiello). Смысл в том, что отец главной героини — жестокий император/дворянин, который с легкостью может казнить или бросить свою дочь. Героиня находится под постоянным давлением и ищет, как растопить его сердце. Такие платонические отношения с отцом (который обязательно должен быть молодым и красивым) даже вытесняют основную любовную линию с мужским протагонистом на второй план.

  2. Но, пожалуй, самая интересная особенность любого романа янгпансо — это стремление изменить свою предначертанную судьбу. Движущей силой повествования становится не поиск любви, а страх перед смертью. Зная, что героиня, в которую ты переселилась (или твоя прошлая реинкарнация), через несколько лет умрет от рук мужа/отца, заставляет искать самые изощренные способы избежать будущего. Если в прошлой жизни ты была стервой, то теперь просто ангел (Doctor Elise: The Royal Lady with the Lamp), если по сюжету романа тебя отравил будущий муж, то надо всеми силами выйти замуж за другого (The Reason Why Raeliana Ended up at the Dukeʼs Mansion). Или стать кем-то другим вроде уважаемого доктора, ученого или рыцаря (The Abandoned Empress). Любовная линия при этом все равно остается стержнем жанра, однако тесно зависит от выбора героини насчет своей судьбы.

Вообще феминистичные темы в янгпансо находятся на здравом уровне. Это не просто пересказ «Золушки», где главная героиня — «девушка в беде», но и не выпячивание «мускулинности», где героиня сама всех уложит на лопатки. Женские персонажи могут быть мягкими, сострадательными, но не глупыми. Тут женский ум и хитрость выходят на первый план. Они живут в рамках патриархального общества, но меняют отношение к себе без революционных мотивов.

Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи | Канобу - Изображение 0

Почему жанр янгпансо идеален для адаптации в вебтун?

После того, как веб-роман становится достаточно популярным у читателей, автор и издатель задумываются об адаптации в виде комикса. А точнее — вебтуна.

Вебтун — это формат комикса, предназначенный для чтения на электронных носителях, будь то смартфон, планшет или компьютер (подробнее о них я рассказывала в статье о будущем цифровых и веб-комиксов в России). Большая часть вебтунов цветная и представляет собой главы с длинными вертикальными страницами для более легкого пролистывания. Такой формат позволяет интересно располагать панели комикса и даже вставлять анимированные кадры.

Именно визуальное воплощение янгпансо-романов послужило такому большому росту интереса к ним. Еще бы — ведь красота кадров и детализация рисунка заставляет любоваться ими снова и снова.

Каждый художник уделяет много внимания прорисовке волос, глаз, складок одежды с тонной ленточек и рюшек. А цвет (в отличие от Ч/Б манги) добавляет атмосферу и большую маневренность для художественной выразительности. Глаз сразу же цепляется за красивых персонажей, и клишированная завязка уже не становится проблемой.

Главным вопросом, пожалуй, становится: «Как же художники успевают своевременно выпускать главы два раза в месяц, а то и каждую неделю, учитывая детализацию рисунка?»

Во-первых, у комикса уже есть основа в виде веб-романа, поэтому адаптация проходит очень быстро и не требует сильных изменений. В 99% случаев это повторение сюжета романа.

Во-вторых, сейчас созданы все условия для оптимизации производства янгпансо-вебтунов. Помимо компьютерных программ (большая часть художников использует Clip Studio Paint), существуют специализированные ресурсы, создающие и продающие готовые фоны, кисти и предметы для таких комиксов. Так как художники работают в одиночку, для ускорения работы используются 3D-фоны (чаще созданные в программе Sketch Up).

Но бывают и казусные моменты, когда один и тот же чайный сервиз может кочевать из комикса в комикс…

Степень обработки 3D-фонов тоже разная. Они могут быть почти незаметны или сильно отличаться от нарисованных персонажей. Боюсь, тут все зависит от способности художника к обработке таких объектов и лояльности самого читателя.

Публикуясь сначала в Южной Корее, постепенно янгпансо вышли на международный уровень, официально размещаясь на таких Интернет-платформах как Tapas и Line Weboon. Но наиболее интересным выглядит Tappy Toon, где больше половины комиксов — янгпансо. Кстати, именно представитель этого жанра — самый популярный комикс на портале Tapas. Не это ли показатель заинтересованности к подобному со стороны международного зрителя? Признаюсь, что, подсчитав свои расходы денег на комиксы портала Tapas, 80% уходило на комиксы янгпансо They Say I Was Born a Kingʼs Daughter и Adonis (даже до того, как я узнала об их принадлежности к этому жанру).

Я читала такие вебтуны и на компьютере, и на планшете, и на смартфоне, но больший комфорт испытала при чтении с экрана телефона. К удивлению, картинка и текст воспринимались лучше при маленьких размерах.

Если в Корее янгпансо-вебтуны начали приобретать известность с 2015 года, то в Россию они добрались в 2017 году, получив полноценное распространение только со второй половины 2018 года. Но уже сейчас на главной странице портала Read Manga присутствуют сразу четыре представителя этого жанра, один из которых помещен на обложку.

К сожалению, любительский перевод оставляет желать лучшего, так как некачественная работа убивает смысл многих фраз и коверкает имена. Однако людям, знающим английский, лучше поискать эти комиксы на иностранных ресурсах.

Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи | Канобу - Изображение 0

В чем секрет успеха янгпансо?

На просторах Интернета можно найти несколько очень интересных статей о влиянии экономических циклов на выбор моды между вампирами или зомби. Суть в том, что вампиры олицетворяют экономический упадок, а зомби подъем. Если начать копаться в этом, то действительно можно отыскать некоторую закономерность в предпочтениях массового потребителя.

Но я бы провела немного другую аналогию, основанную на выборе зрителя между фантастическими сюжетами и реальными. Последние годы, ознаменованные влиянием всего магического и сверхъестественного, можно назвать 2011-2012. Это временной промежуток, в котором закончились сразу две успешные франшизы — «Гарри Поттер» и «Сумерки». С 2012 до недавнего времени балом правили «Голодные игры», супергеройские фильмы Marvel/DC и все те же зомби. Все эти франшизы можно отчасти назвать фантастическими, но упор был сделан именно на реалистичность и мрачность. Однако сейчас многие охладели к «Ходячим мертвецам», заканчивается целая эпоха фильмов Marvel, у DC самые успешные фильмы — про амазонку и правителя Атлантиды, вернулась магия в лице «Фантастических тварей», а на телевидении только за прошлый год можно насчитать пять громких премьер, где главным образом фигурировали ведьмы. И это не считая предстоящих титанов в виде сериалов по «Ведьмаку» и «Властелину колец».

Вся эта моя длинная аналогия сводится к тому, что буквально совсем недавно самыми популярными вебтунами считались обычные повседневные истории про школьную, студенческую, офисную жизнь. Людям было интересно читать про что-то, что они наблюдают каждый день вокруг себя. Но в янгпансо делается упор на уход в фэнтезийный мир, часто затрагивая тему перерождения — умерщвление прошлого тела и возрождение в новом.

Тенденция отрицания реалий существующего мира посредством перемещения сознания в совершенно другое пространство наблюдается не только в Корее, но и во всем мире, поэтому неудивительно, что янгпансо хорошо котируется и в других странах.

Нужда в уходе от реальности и любовь к различным сказкам всегда была хорошим поводом для создания подобных историй, но мне кажется также интересной мысль о влиянии работ таких прекрасных писательниц, как Джейн Остин и сестер Бронте. Читатель истосковался по подобным романам и ищет «новое дыхание».

Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи | Канобу - Изображение 0

Примечательна также не просто романтизация 18-19 века, а именно интерес к западной цивилизации с точки зрения азиатской культуры. Для них это выглядит чем-то необычным, далеким, притягательным. Героини не просто появляются в таком мире, а надевают «маску» другой расы, культурных ценностей и менталитета. То же самое ощущение в России и на Западе испытывали при повальном импорте манги и аниме.

Визуальная обертка, сделанная в реалистичной манере, но с полюбившимися приемами манги, не отталкивает при прочтении, а добавляет интереса, в отличие от тех же набивших оскомину любовных романов, продающихся в каждом киоске. Возможно, сами по себе романы, не облаченные в вебтун, не несут в себе высокой художественной ценности, но все же являются фундаментом для создания чего-то большего.

Я спокойно отношусь к такому типу массовой культуры и понимаю, для какой аудитории это создано. Читать подобные истории практически каждый день по 10-20 минут, равно как и зависать в социальных сетях — это не что-то предосудительное. Картинка красивая, а сюжетные клише становятся оплотом стабильности, когда ты знаешь, что ожидать от подобного жанра и как история будет развиваться. То же самое можно сказать о многих современных популярных жанрах — что в супергероике главный герой с суперспособностями борется со злом, а в ужастиках обязательно будут скримеры. Разница лишь в деталях. Главное — это получать удовольствие от процесса.

Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи | Канобу - Изображение 0

Подходит ли янгпансо для русской аудитории?

Янгпансо основано на многих привычных российскому читателю элементах, так что трудностей с адаптацией быть не должно. Особенно тем, кто любит костюмированные фильмы/сериалы, а также тем, кто читал хоть один комикс в жанре сёдзе и захочет прочитать что-то цветное. Я бы также порекомендовала их тем, кто предпочитает смотреть дорамы вместо чтения комиксов. Схема клишированности и восприятия этого факта очень схожи между собой.

Более интересная тема для размышления состоит в следующем: «А что, если в России будут появляться версии янгпансо, нарисованные российскими художниками»? Возможно ли это в принципе?

К сожалению, российских рынок комиксов не может похвастаться достаточным количеством продукции для женской аудитории. В том смысле, чтобы у нас печатались полноценные истории (в том числе и романтические). Издатели пока не видят в нем потенциала, большая часть рынка просто пустует. В то же время в Интернет-пространстве жанр янгпансо уже хорошо демонстрирует заинтересованность в подобных историях, но это вовсе не значит, что у нас начнут делать именно их. Однако я бы с удовольствием почитала историю про какую-нибудь российскую школьницу, попавшую, например, в «Войну и мир» Толстого не на место Наташи Ростовой, а допустим… Элен Курагиной. Как она превратилась из кутежницы в мудрую женщину, свела сразу Пьера Безухова с Наташей, начала бы помогать во время войны в госпиталях, а сама случайным образом влюбилась и вышла замуж за Андрея Болконского. Почему бы и нет?

Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи | Канобу - Изображение 0

Развитие и будущее жанра

Мода приходит и уходит, так что и янгпансо не будет вечным. Точнее, очевидно, что со временем жанр уйдет в тень. Думаю, что спрос на него утихнет максимум через пять лет, уступая место более приземленным или наоборот слишком фэнтезийным темам.

Единственный способ остаться на плаву — это постепенное расширение или углубление тем, поднимаемых в подобных комиксах. А также эксперименты с визуальным стилем. Задатки подобного направления наблюдаются уже сейчас в виде деконструкции жанра, когда все шаблоны и клише высмеиваются, находясь все же в рамках янгпансо. Яркий пример — комикс Miss Not-So Sidekick, где героиня попадает в тот же фэнтезийный мир в роли третьестепенного героя, но относится к происходящему, как полноценный фанат, буквально наблюдая за любовными перипетиями сюжета с ведром попкорна. То есть главной целью персонажа становится не просто изменение своей судьбы, но удовлетворение ролью зрителя, находящегося в гуще событий.

Лично для меня янгпансо оказался более интересным жанром, нежели казался ранее, и я с удовольствием буду следить за его будущим.

Что такое «янгпансо» и как жанр женского попаданчества становится популярен за пределами Кореи | Канобу - Изображение 0

Последние статьи