Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Художница Шарми Куюкинова, известная под псевдонимом Keyleen, предложила нам поделиться ее материалом о проблемах цифрового рынка комиксов в России. Получился своего рода манифест о том, что не работает, как могло бы быть и почему изменить ситуацию можно только всем вместе.
Художница Шарми Куюкинова, известная под псевдонимом Keyleen, предложила нам поделиться ее материалом о проблемах цифрового рынка комиксов в России. Получился своего рода манифест о том, что не работает, как могло бы быть и почему изменить ситуацию можно только всем вместе.
Мнение. У цифровых и веб-комиксов в России есть будущее - фото 1
Мнение. У цифровых и веб-комиксов в России есть будущее - фото 2

Предисловие

Меня зовут Keyleen. Я читатель и автор комиксов с самого раннего детства. Не вижу свою жизнь без этого прекрасного вида искусства — да, это вид, не жанр, не подвид книжной иллюстрации, а самостоятельное прекрасное искусство, где человечество еще не достигло потолка. С начала 21 века я зачитывалась комиксами, которые покупали мне родители в киосках, и, конечно же, обменивалась ими со своими друзьями и одноклассниками.

Позже, под влиянием аниме на российском телевидении, постепенно начала издаваться манга. С тех пор за комиксами можно было ходить не в киоски, а в книжные магазины, где под комиксы был выделен хотя бы один стеллаж. Тогда издатели не могли позволить себе громкие свежие тайтлы, и потому приходилось читать истории не первого и не второго сорта. Из-за этого мне пришлось завязать с печатной продукцией и надолго пересесть за чтение любительских переводов манги в интернете.

Параллельно с чтением зарубежных комиксов, я активно читала «мангу», созданную отечественными комиксистами. Они выкладывали свои работы во «ВКонтакте», Dairy, LJ, Beon и других соцсетях. И публиковали они их бесплатно, так как тогда все просто хотели поделиться своими мыслями с аудиторией, не задумываясь о вознаграждении (в том числе и я).

Вскоре авторы начали думать о том, как монетизировать свое творчество, чтобы публиковаться как зарубежные авторы. Издателей комиксов в России можно было пересчитать по пальцам, они по большей части занимались переводными изданиями, очень редко печатая отечественных авторов. В интернете это сделать было еще проблематичнее, так как не было площадки, наподобие Patreon (он появился лишь в 2013 году, и до сих пор русскоязычная аудитория нехотя соглашается поддерживать авторов).

Ситуация изменилась лишь несколько лет назад, и сейчас можно с гордостью заявить, что у нас достаточно издателей комиксов, которые каждый месяц печатают десятки серий, заполняя полки книжных и специализированных магазинов.

И почти каждое издательство находит время, чтобы печатать несколько книжек отечественных авторов. Хорошо ли это? Безусловно! Мы все больше видим на полках русскоязычных авторов, а на различных фестивалях можно напрямую купить и подписать комикс у любимого сценариста/художника, но этого все еще недостаточно.

Я понимаю позицию и авторов, и издателей в этом болезненном вопросе:

  • Издатели не могут напечатать всех желающих, так как идет строгий отбор, и даже хорошие авторы с потенциалом — не всегда гарант, что тираж окупится.
  • Если тираж не окупается, это бьет по кошельку и автора (если он заплатил за печать), и самого издательства (если оно согласно взять на себя расходы на продвижение и печать).
  • В итоге, и автор, и издатель перестраховываются и надеются на свое мастерство рекламщика, лояльность аудитории и удачу.

Также у многих издательств есть обязательный пункт, что присланная работа должна быть «законченным произведением», под которым подразумевается, что напечатать комикс могут только в том случае, если история завершена однотомником примерно на 100-200 страниц, но не меньше 20-ти. Либо если предполагается многотомная история, то первый том уже отрисован и готов оправиться в печать.

Важно заметить, что издатели не очень любят многотомные истории, так как авторы часто бросают свое произведение, так и не закончив по различным причинам, одна из которых как раз низкая окупаемость первого тома (но даже высокие продажи не гарант того, что зрители увидят вторую-третью книги в ближайшем будущем).

Выход из этой ситуации видится в публикации синглов (коротких комиксов в 24-32 страницы), которая бы давала и издателю, и читателю возможность видеть комикс на регулярной основе. Но опять же мы сталкиваемся с тем, что не все могут позволить выходить комиксу регулярно, хотя бы раз в месяц (как это делает издательство Bubble, например).

Схема производства комикса от автора до читателя от Скотта Маклауда в «Переосмыслении комикса». Книга издана на русском, но этой страницы нет в официальном превью, поэтому перевод взят любительский.

Можно понять и издателя, не желающего рисковать, и читателя, который не может вечно ждать, и самого автора, кому требуется большое количество времени, чтобы нарисовать комикс.

Но при этом он не может все свое время посвящать им, так как ему надо на что-то жить, а пока что живут на зарплату от комиксов только Bubble. Но издательство не резиновое и не может принять всех на работу. Тем более давать зарплату за авторские комиксы, которые не входят в их вселенную. Bubble Visions также отсеивает много предложений, и это совершенно нормально.

Но что же делать всем остальным авторам, у которых нет денег на печать и кто не относится к кругу видеоблогеров или любых других известных личностей? А если вы слишком необычный либо совершенно неизвестный начинающий автор, но очень хотите, чтобы вас прочитали и вознаградили деньгами за свой труд?

Эта тема волнует меня с 2010 года, когда я начала публиковать свои комиксы в интернете. Я много читала и размышляла на эту тему, и хочу наконец поделиться своими мыслями.

Цифровые комиксы — это неизбежное настоящее, которое давно пора применить в России

И нет, я не говорю, что пора сжигать бумагу и пересаживаться на планшеты/смартфоны. Я не ярый сторонник бумажных или цифровых комиксов. У меня есть большая коллекция на полке и в компьютере. Я хожу на фестивали, подписываю у авторов книги, слушаю их мастер-классы, а также активно читаю их посты в интернете.

Пора отбросить предубеждение, что мы должны развиваться только по одному пути. Бумага может и должна соседствовать с цифровыми комиксами, расширяя аудиторию читателей и их вкусы. У читателей должен быть выбор — покупать комиксы в бумажном или цифровом виде, а издатели не должны сковывать авторов.

Пока что ситуация выглядит удручающей. Начну с себя. Мне не нравится покупать синглы, потому что мне неудобно их хранить. Мне больше нравится формат сборников в мягкой (ТПБ) или твердой (хардкавер) обложке. Поэтому, если есть возможность покупать синглы в интернете, я ее использую.

Например, у Bubble я покупаю синглы в цифре, а потом для коллекции собираю ТПБ. Однако даже тут все непросто. Прочитать комиксы на компьютере легко, а вот если хочется прочитать с телефона/планшета, то уже начинаются танцы с бубном. Купить главу я могу только с телефона на андроиде. Через свой же эппловский планшет ту же самую процедуру я не могу совершить, так как вылезает такое сообщение:

В конечном счете, мне приходится покупать главу на телефоне, а читать уже на планшете, так как у моего телефона очень маленький экран.

У кого же еще можно купить комиксы в интернете?

Например, у издательства «Комикс Паблишер». Они выкладывают почти все свои комиксы на BookMate и Litres. Вот только эти сайты рассчитаны больше на книги, нежели на комиксы (хотя недавно на BookMate все же появились графические истории). Там не всегда удобно их читать, да и какой смысл мне покупать подписку, если я хочу читать ТОЛЬКО комиксы, а они пополняются нерегулярно, и нет тех, кого бы я хотела прочитать?

Складывается впечатление, что меня вынуждают покупать бумажные версии. Это, конечно, проще, но все еще неудобно.

И на этом, к сожалению, все. Больше никто из российских издательств не пытается продавать цифровые версии комиксов отечественных авторов.

Опасения издателей насчет пиратства, сокращения печатной продукции можно понять, но это не значит, что мы не должны даже попробовать это направление

Выход для авторов, кто не сотрудничает с издателями, куда более печальный — они могут либо выкладывать свое творчество бесплатно в различных соцсетях и на сайтах (таких как «Авторский комикс» и SelfManga), либо уходить на Patreon при наличии большой аудитории, готовой платить ежемесячно и поддерживать автора.

Складывается впечатление, что все в российской комикс-индустрии построено против автора.

И тогда остается либо согласиться на то, что есть, либо при хорошем знании английского стоит попробовать себя на западном рынке (в тех же соцсетях, но уже ориентируясь на зарубежную аудиторию).

А что если я скажу вам, что надо смотреть не на Запад, а на Восток?

Уже спешите учить японский и лететь в страну Восходящего Солнца, пытаясь выжить в суровом мире мангак?

Пока японцы трепетно печатают свои бумажные комиксы, корейцы развили digital-направление своих комиксов настолько, что доля рынка составляет больше, чем комиксы печатные. Причем многие тайтлы выкладываются там БЕСПЛАТНО, но авторы живут за счет своего творчества.

Что такое Вебтун?

Вебтуны (Webtoons) — это как раз изобретение корейских манхвак, которые рассчитаны в первую очередь для пролистывания на смартфонах и планшетах, поэтому листы комикса очень длинные. Например, вот страницы комикса «Дворянство» и «Сыр в мышеловке» (для примера взяты страницы с переводом на русский).

(К сожалению, сайт «Канобу» не поддерживает просмотр вебтунов, поэтому посмотреть комикс можно через «открыть картинку в новой вкладке» — ред.)

По сути, это слепленные листы формата А4. Но бывает так, что рисунки специально рассчитаны на такую длину. Например, в вебтуне «Американский призрак Джек».

То есть можно хоть бесконечно приклеивать новые кадры, раз нет ограничений по размеру. Однако манхваки стараются все же придерживаться размера А4, так как самые популярные серии потом публикуют в бумажном виде. Иногда приходится перекадрировать комикс, чтобы сохранить формат (для примера взят комикс «Особняк НЕсчастья»).

Как раскадрован комикс в веб-формате и в печати.

Хотя, по моему скромному мнению, размер А4 не совсем подходит для вебтунов.

Где же публикуются такие работы?

В Корее вебтуны можно встретить на таких сайтах, как Naver и Daum. Это аналоги поисковых систем Google, «Яндекс» и т. д.

Только в отличии от того же «Яндекса», где есть возможность заказать такси или еду, у них присутствует раздел для комиксов, представляете?

Корейцы пошли еще дальше и создали англоязычные ресурсы, не ограничиваясь только корейским рынком. Самые популярные сайты — это WebToon и Tapas.

На этих сайтах публикуются как переводные корейские комиксы, так и оригинальные работы, создаваемые иностранными авторами.

Авторы не придерживаются строго классического формата и выкладывают, как длинные, так и стандартного размера страницы.

Как работает их система, позволяющая авторам зарабатывать?

У «Вебтуна» и «Тапаса» похожие схемы, но есть нюансы. Давайте для начала разберем «Тапас».

Tapas

Тут есть два развития сценария — когда вы выкладываете комикс бесплатно, и когда читатель должен платить «монетки» за открытие главы.

    1. Бесплатный вариант

Вы загружаете свой комикс — хоть по страницам, хоть по главам. Затем пишете администратору, что хотите прикрутить монетизацию. Деньги начисляются за каждый просмотр вашего комикса. Откуда деньги? Конечно же, со встроенной рекламы на сайте. И нет, вам не будут пихать в лицо всплывающие окна с казино, ставками на спорт и т. д. Там все грамотно завуалировано.

В отличие от того же Youtube, который включает монетизацию при определенных условиях, админы очень лояльны и всегда идут на встречу. Через пару дней вам включат эту кнопку и теперь вы можете просматривать, сколько денег упало с рекламы за месяц.

Снять деньги можно только начиная с суммы в 25 $ и перевод занимает от 2 до 7 дней каждый месяц.

Чтобы накопить хотя бы эти же самые 25 $, надо выкладываться регулярно, наращивая аудиторию. Чем чаще и больше вас смотрят, тем лучше.

На сайте раньше была возможность поддерживать автора напрямую, кидая ему донаты на любую сумму, но позже эту функцию отключили, сменив на функцию Tip. Это электронные монетки, которые можно купить за реальные деньги. Вы можете кинуть автору сколько угодно монеток, но, допустим, если вам пожертвовали 100 монеток, оно не будет равно 100 $. Так что, чтобы собрать приличную сумму, нужно очень много пожертвований.

У читателей есть возможность пожертвовать 100 монеток, просмотрев рекламные ролики. Читателю не сложно, а вам приятно.

Сайт поддерживает тех, кто состоит с ними в партнерке, но это не значит, что ваш комикс канет в небытие. Часто сайт предлагает читателям ознакомиться с похожими работами в том же жанре, а ежедневные Daily Snack (рассылка) предлагают рандомные работы для чтения. Однажды мне так повезло, что в «Снеки» попали аж две мои главы и за неделю я выросла до 4000 подписчиков. Так что удача может быть на вашей стороне.

Еще есть отдельные разделы для популярных работ, новых работ и тех, кто в «тренде» — это те работы, что популярны в настоящее время и часто можно попасть на главную страницу и на глаза новым читателям.

    1. Платный вариант

Платный вариант основан на этих же монетках, только, чтобы читать новые главы (первая всегда бесплатная), нужно платить определенное количество монеток. В среднем это 100-300. Учитывая, что одна монета не равняется 1 $, очень выгодно покупать несколько тысяч монет и тратить их сразу на кучу глав. Часто есть возможность, покупая три и более глав, сэкономить на монетах. Допустим, вы хотите разблокировать сразу три главы, отдельно стоящие по 100 монет, а из-за скидки платите вместо 250 вместо 300.

Как-то я попала на выгодную акцию, где покупаешь 11000 монет примерно за 2000 руб. Этого мне хватило, чтобы разблокировать 70(!) глав одной серии, 21 другой и 6 третьей. И у меня все еще осталось 990 монет на счету. Выгодно? Очень.

Но чтобы ваш комикс покупался за монетки, нужно договариваться с владельцами сайта и подписывать контракт. Для этого вы должны нарастить достаточно большую аудиторию (примерно в несколько тысяч читателей, постоянно просматривающих ваш комикс) и выпускать комикс регулярно. Примерно раз в две-три недели. Учитывая, что тут нет жесткого количества страниц, можно выложить в главу хоть одну, хоть и сорок страниц.

Затем вы подаете заявку на «Инкубаторскую программу», и раз в полгода сайт выбирает людей для партнерства. Вам предлагают помощь в редактуре, продвижении и т. д. Все права принадлежат вам. Однако доход делится 50/50.

Подробнее тут.

WebToon

«Вебтун» работает по этой же схеме, только там нет монеток. Вы либо выкладываете комикс бесплатно и при этом даже не получаете копейки с рекламы, либо подписываете контракт при наличии стабильных 40000 просмотров и одной тысячи читателей (а еще комикс не должен выкладываться на сторонних ресурсах). Подаете заявку, и в течение пары недель вас проверяют и утверждают. И уже после подключают рекламу. Причем читатель никогда не платит за открытие глав и все лежит бесплатно.

Вы всегда можете отменить свою партнерку — это не рабский договор и все зависит от вас. Но сайт вас поддерживает и продвигает лучше, чем тех, кто выкладывается бесплатно. А вот доход 50/50. Кроме того, там идет привязка к Patreon, что тоже очень удобно.

На Вебтуне более жесткий контроль за сроками и, вроде, возможен штраф за то, что ты долго не выкладывался. Так что тайм менеджмент — это твоя сила.

Подробнее тут.

Пора перейти к тому, ради чего писалась эта статья.

Почему я считаю, что формат вебтунов подходит для российской индустрии?

  • Потому что бумажный формат — это не единственный способ продать свой комикс.
  • Издатели не будут бояться публиковать комиксы, а у авторов не будет необходимости плясать с бубном, уговаривая издателя довериться ему.
  • Это хорошая возможность для начинающих авторов показать себя, а также в перспективе зарабатывать на своих произведениях.
  • Можно публиковаться по собственному графику не ограничиваясь форматом и количеством страниц.
  • Удобный вариант чтения синглами в цифре.
  • У читателей будет возможность выбирать между десятками разных авторов и поддерживать их рублем. Даже любители «халявы» будут довольны.
  • Digital-формат не занимает места на полке, а у авторов всегда будет возможность опубликовать работу в издательстве. И даже больше — издатель сам решит, кого публиковать. (у корейцев сервис вебтуна может быть один, а печатный издатель другой)

На что надо обратить внимание, чтобы у нас заработала система вебтунов?

    1. Воспитывать грамотность печати у авторов

В идеале я вижу, что автор специально будет выкладывать страницы, учитывая обрезы, разрешение и размеры. На сайте могут быть предложены базовые макеты, чтобы издателям потом было проще с версткой (в случае, если автор планирует в будущем издать его в печатном виде).

    1. Воспитывать доверительные отношения между сайтом и авторами

Справедливая доля от дохода (минимум 50%), помощь в рекламе и продвижении, защита от пиратства (хотя бы чтобы страницы нельзя было просто так скачать). Но и автор должен предоставить эксклюзивность только для этого сайта и выполнять условия договора.

    1. Воспитывать доверительные отношения между автором и читателем

То, что комиксы публикуются бесплатно, не значит, что читатель в праве нарушать авторские права. То есть копирование и размещение на сторонних ресурсах не приветствуется. Ведь вы так совсем не помогаете автору! А еще хотелось бы, чтобы при чтении комиксов люди отключали Adblock, ведь именно с рекламы автор и получает свои деньги. Что вам стоит? Зато вы не платите ни копейки за искусство.

    1. Дать шанс новичкам

Помимо продвижения популярных серий и авторов, важно все время поддерживать тех, у кого есть потенциал. Это же не трата на печать, это всего лишь немного рекламы.

Прошлое и новое будущее

За долгие годы я видела несколько попыток сделать платный сайт с комиксами, и все они были провальными. Но их все объединяло одно — создатели подобных проектов выбирали избранных, не давая шанса новичкам, будучи очень закрытыми.

Например, когда-то был сайт TIM Project, который тоже размещал у себя разные комиксы. Но там была жесткая модерация. Я тогда была начинающим автором, но не настолько, чтобы мне отказали в публикации работ на БЕСПЛАТНОМ сайте только из-за того, что на одном кадре у меня была криво нарисована нога. И меня просили перерисовать ее, а иначе в публикации мне бы отказали. Конечно же, мне это казалось бредом. В итоге сайт закрыли, а инициатива с платными комиксами так и не началась.

Была еще привлекательная инициатива со стороны издательства «Аксис-комикс», где в Сети публиковались первые главы «Тагара» Марины Приваловой и Анны Сергеевой и еще некоторые известные авторы. Я даже покупала эти первые главы. И опять же издательство закрылось, так как смогло привлечь профессиональных авторов, но их было очень мало, а читатели все еще не были готовы платить за комиксы.

Совсем недавно ко мне обратились с инициативой опубликовать свой комикс на ресурсе, похожем на русский аналог WebToon, но в ходе разговора выяснилось, что человек даже не знает, кто у нас в индустрии достаточно известен. И как можно хотеть создать столь мощный проект, даже не зная своих потенциальных авторов? Тех, на ком эта инициатива должна держаться.

Я считаю, что сейчас самое время для создания подобного ресурса. Авторы давно готовы, и у нас много талантливых людей. Читатели приучились платить за бумажные комиксы, так почему же им не дать возможность покупать онлайн? Осталось найти людей, способных организовать это. И я все еще молюсь, чтобы такие люди появились.

Если брать ситуацию в настоящее время, с такой задачей смогли бы справиться Bubble или «Комильфо» (или же начать спонсировать и реформировать «Авторский Комикс»). Но нужно ли им это — уже другой вопрос.

Итог

Перспектива с русскоязычным ресурсом на основе корейских вебтунов кажется мне как привлекательной, так и сомнительной. Никто не может предугадать, как все развернется. Ясно лишь то, что эта проблема в стране есть, и ее надо как-то решать. Я одна не могу с этим справиться, но у нас достаточно талантливых и умных людей, чтобы хотя бы начать разговор.

Мнение. У цифровых и веб-комиксов в России есть будущее - фото 3
Читай нас