Что смотреть после «Бриджертонов»: лучшие исторические фильмы и сериалы последних лет
«Великая» (The Great), 2020—…
В плане вольностей новый проект Тони Макнамары (сценариста «Фаворитки») точно затмит сериал от Netflix. Во-первых, действие его разворачивается не в Англии, издевательства над которой наш зритель стерпит, а в России. Во-вторых, практически ничто в этом сериале не соответствует «исторической действительности». Такой задачи у создателей просто не было.
Зато была задача создать максимально жесткую и черную сатиру на царскую власть и российское общество XVIII века – движущееся к прогрессу и посвещению, но слишком уж медленно. В отличие от «Бриджертонов», издевательский тон здесь держится с первой до последней серии. И благодаря блестящей работе актеров, остроумным диалогам и абсурдно, как говорится, diverse касту «Великая» вышла смешной.
По сюжету дочь небогатого немецкого князя (Эль Фаннинг) отдают замуж за императора России Петра III (Николас Холт). Мечты девушки о прекрасном принце тают в первые же минуты: супруг лишает ее невинности максимально механическим способом, без стеснения изменяет императрице с женой своего советника, а для тоскующей Екатерины находит любовника. Героиня Фаннинг так просто не сдается и вместе со своей служанкой пытается сделать Россию лучше, изменив прежние порядки. Первый и главный пункт ее плана — поскорее избавиться от императора.
«Эмма.» (Emma.), 2020
Влюбленным в эпоху регентства наверняка больно было смотреть на наряды в «Бриджертонах». Понятно, что создатели сделали это одной из фишек сериала. Но художники по костюмам для «Эммы.» своим примером доказали, как остаться в рамках классики и придать ей нужную закрутку.
Режиссер Отем де Уайлд выбрала самый феминистичный роман Джейн Остин, поместив его в привычные декорации. Тут и пасторальная картинка, и каноничные наряды, и вообще, полный рай с точки зрения эстетики. В минуты безмятежности сияет солнце, магазины полны товарами, за окном распускаются цветы, да и вообще жизнь в Хайбери удалась. В напряженные сцены пейзаж и атмосфера кино тоже меняются. Небо затягивают тучи, сгущаются сумерки или идет снег.
Рецензия на фильм «Эмма.». Феминистская экранизация Джейн Остин от клипмейкера Florence+ The Machine
Экспериментальность «Эммы.» не столько в форме, сколько в содержании. Бойкая главная героиня (Аня Тейлор-Джой) не нуждается в чужом одобрении и совершенно независима – куда больше, чем в романе. Мистер Найтли (Джонни Флин) и серцеед Фрэнк Черчилл (Каллум Тернер) переживают все «прелести» сексуальной объективации. И вообще, английская аристократия на удивление распущенна и легкомысленна в своем поведении — явно не по своей эпохе.
Но умелое обращение с оригиналом, тонкий юмор и великолепная картинка помогают «Эмме.» быть не просто пародией, а очень хорошим переосмыслением классики. Так что поклонникам Лиззи Беннет определенно понравится и героиня, и сюжет
«Маленькие женщины» (Little Women), 2019
Кажется, Грета Гервиг уверенно движется в направлении пьедестала Софии Копполы. По крайней мере, экранизация классического романа «Маленькие женщины» точно наводит на такие мысли.
Примеры выше стараются выйти как можно дальше за рамки классики. А вот «Маленькие женщины» сделаны по всем канонам киноадаптаций. Это по-прежнему история о несгибаемых сестрах Марч из романа Луизы Мэй Олкотт, и ведут они себя соответствующе архетипам и рамкам времени. Мег хочет выйти замуж и завести семью, Джо – быть независимой, Эми – совместить любовь со своими увлечениями, а Бэт все еще болезненная и тихая, но добрая девочка.
При этом Гервиг нашла способ осовременить эту историю: с помощью кастинговых решений и мелких деталей. На роль самого легкомысленного и капризного персонажа она позвала идеал современных девочек Тимоти Шаламэ, а противоречивую Эми Марч сыграла талантливая и немного склонная к кривляниям Флоренс Пью из «Солнцестояния».
Нехронологическое повествование, «облегченные» костюмы, слегка отличающиеся от времен тесных корсетов, вполне современные реплики и лица – благодаря всему этому «Маленькие женщины» не похожи на точные, но скучноватые экранизации прошлых лет. Это кино гораздо ближе к современности, но преисполнено уважения к классике.
«Дикинсон» (Dickinson), 2019—…
Самой необычной поэтессе– самый необычный сериал. Эмили Дикинсон в 2019 году играет актриса и певица Хейли Стайнфелд, сценарий о ней пишет напарница Соркина Алена Смит, а на фоне всего этого яркого безобразия играют A$AP Rocky, Mitsky и AC/DC.
По сути, «Дикинсон» (Dickinson) сложно назвать историческим сериалом: это такая черная комедия о поколении Z, которая разворачивается в антураже конца XIX века. Юная Эмили, как ее прототип, пишет нестандартные стихи, далекие от стандартов того времени, но еще она мечтает встретить мифологическую Смерть. Ее окружают не только чопорные нравы и гендерные ограничения, но и немного магии.
Создатели шоу смогли в нужных пропорциях смешать современные проблемы молодых людей, историю о взрослении, атмосферу исторических романов и красоту поэзии. В итоге у них получилась смелая, забавная и эстетичная комедия о девушке вне времени. Может, Дикинсон и имеет к этому действу очень номинальное отношение, зато героиня получилась вполне яркой и запоминающейся. Среди всех новинок AppleTV+ этот сериал получил практически самые положительные отзывы (и задел на два сезона вперед).
«Фаворитка» (The Favourite), 2019
Шедевр Йоргоса Лантимоса не мог не войти в этот список, хотя его действие происходит не в эпоху регентства. «Фаворитке» удалось сделать невозможное: стать одновременно убийственно черной комедией и сильной исторической драмой, понравиться массовому зрителю и завсегдатаям кинофестивалей, да еще и схватить пачку «Оскаров» по дороге.
Формально «Фаворитка» представляет собой историческую драму, развивающуюся в Англии XVIII века. На троне в этот период сидит королева Анна Стюарт (Оливия Колман), но большинство решений принимает Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Рейчел Вайс), ее фаворитка и, предположительно, любовница. Но вот на пороге дворца появляется некогда голубых кровей, а ныне падшая леди Эбигейл (Эмма Стоун) — кузина Сары, которая решает добиться расположения королевы.
При этом то тут, то там проскальзывают современные детали или мотивы. В «Фаворитке» фигурирует целый лесбийский любовный треугольник, причем с довольно откровенными сценами. Или в традиционный танец придворных прокрадываются необычные движения под стать хореографии из современных музыкальных поп-клипов.
Один только актерский состав уже мог обеспечить фильму успех: Эмма Стоун прекрасна в комедиях, Рейчел Вайс привычна роль манипулятивной красавицы, а Оливия Колман может сыграть буквально кого угодно. Но в «Фаворитке» сошлось все, включая потрясающий стиль съемки и исключительный сценарий от Деборы Дэвис и Тони МакНамары.