Что посмотреть на праздниках?
Анимационный эпик: «Кубо. Легенда о самурае»
В оригинале мультфильм называется «Кубо и две струны», что куда четче отражает одну из важнейших деталей фильма, но наши локализаторы, как обычно, решили «помочь» картине более громким тайтлом. Смотрите, вон – самураи. Эпик! И никто не будет гадать весь фильм: «Почему две струны, ведь на грифе у Кубо их три?» и не прослезится в ключевой момент, поняв причину.
«Кубо» – пятый фильм студии Laika («Труп Невесты», «Коралина в Стране Кошмаров», «Паранорман» и «Семейка монстров»), многим уже после этой фразы объяснять ничего не надо.
Это такой маленький ламповый Pixar, который упорото снимает мультфильмы, делая реальные куклы. Графика используется для создания красочных задников и спецэффектов, которые у Лайки всегда потрясающие, а куклы с сотнями вариантов эмоций, гримас, положений губ и бровей, распечатываются на тридэ-принтере.
На этот раз они и впрямь взялись за эпик, очень напоминающий по духу классический китайский эпос «Путешествие на запад» – даже обезьяна тоже присутствует.
Мальчик, ослепленный на один глаз собственным дедом – божеством по имени Лунный король – прячется от его взгляда после захода солнца, не выходя под ночное небо. Однажды он не успевает в пещеру и посланники деда, желающие отобрать у внука и второй глаз, приходят за ним. Его единственный шанс – найти доспехи погибшего отца-самурая, которые могут защитить его от Лунного Короля.
Помимо пары волшебных хранителей, на стороне Кубо его собственно бумажно-музыкальная магия, которую видно в трейлере. В общем, у «Лайку» все как обычно трогательно до слез, необычно, волшебно и человечно. Такую историю вряд ли смог бы придумать и воплотить кто-то еще – слишком нетипично, слишком оригинально, местами – пробирает до костей, как некогда – концовка «Паранормана». И да, потрясающе красиво.
Боевик: «Расплата»
Честно говоря, я не понял, почему этот фильм прошел незамеченным для большинства критиков и зрителей. Гэвин О`Коннор, снявший «Воина» в 2011, поставил отличный боевик про мальчика-аутиста, который вырос и стал бухгалтером по найму для сильных мира сего, которым требовалось срочно разобраться в собственных финансовых документах. Помимо математических талантов герой обладает еще и рядом боевых навыков, о развитии которых позаботился отец-военный.
В результате мы получили боевик с отличными драками и перестрелками, смешанный с драмой о трудностях воспитания детей с аутизмом.
Драмой очень ненавязчивой, не давящей на слезные железы и не задерживающейся слишком надолго в тяжелых моментах, короче – драмой минималистичной, но работающей, вызывающей сочувствие к персонажу, которая не скатывается в жалость. Мысль в том, что дети с аутизмом – другие, просто другие, особенности их восприятия нужно учитывать, а не в том, что они сирые и убогие, которых надо жалеть.
Ну и да, сыграл главного героя Бен Аффлек, а помогали ему Анна Кендрик, Дж.К. Симмонс и Джон Бернтал. При желании можно воспринимать фильм как поединок Бэтмена и Карателя. Почему этот отличный фильм не получил такого широкого признания, как тот же «Джон Уик»? Да, он похож больше на отличный «Нокаут» Содерберга, который поняло еще меньше народа, но все равно, это для меня так и осталось загадкой.
Комедия: «Охота на дикарей»
Первое, что привлекает в этой трогательной комедии, мелькающей в большинстве списков лучших фильмов года (как минимум – в графе «достойные упоминания»), это имя режиссера. Тайка Вайтити – новозеландский гений с русско-еврейскими корнями, снявших «Реальных упырей» (8 место в моем топе 2015), в данный момент занятый постановкой марвеловского «Тор: Рагнарек», к которому он уже выпустил уморительную промо-короткометражку.
Я с осторожностью мялся вокруг «Охоты», так как аннотация отчасти отпугивала. Тринадцатилетний пухлый хулиганистый сирота приезжает к единственной семье, готовой его усыновить – они живут в глуши Новой Зеландии и кормятся охотой. Поначалу настороженный, мальчик быстро проникается симпатией к добродушной Белле, даже пытается пойти на контакт с ее молчаливым мужем Геком.
Дальше легкие спойлеры начала, но, если вы еще не готовы смотреть фильм, лучше прочтите – вас должно зацепить.
К несчастью, Белла почти сразу же умирает, и мальчик остается наедине с бушменом, не умеющим даже читать, который изначально не был особо расположен к усыновлению. Без Беллы они друг другу никто, соцслужба хочет забрать пацана обратно, а он уверен, что другой семьи не найдет и его отправят в колонию.
Парень сбегает, Гек идет его ловить, чтобы отдать властям, пока на него не повесили убийство малолетнего, но повреждает лодыжку и остается в джунглях на две недели – на попечении неопытного пацана. Они сближаются и клянутся не даваться властям до конца, скрываясь в джунглях. Этим они и занимаются – зрелищно и уморительно – весь фильм.
Конец спойлеров.
Короче, важно понять, что этот фильм не пытается никого грузить тяготами сиротства. Он очень веселый, бодрый и сказочный, больше всего напоминающий «Королевство Полной Луны» и «Человек – швейцарский нож». Волшебные приключения парочки, оказавшейся в дикой природе. Причем это не значит, что драму он выкидывает из окна, а персонажей превращает в комедийные стереотипы – комедия тут очень человечная и весело не потому, что все радужно, а потому что сами персонажи – живые и многогранные – решают концентрироваться на хорошем, а не на плохом. Однозначно самый добрый и человечный фильм года.
Аниме: «Дитя чудовища»
Еще один мультфильм в списке, и снова – самураи, мечи, наполовину осиротевший мальчик в качестве главного героя. Но эти сходства – внешние, картины получились разными, но каждая западает в душу по-своему.
Это история о девятилетнем пацане, сбежавшим из дома после смерти матери и случайно забредшим в переулок, ведущий в другой мир – мир монстров, где живут звероподобные существа, способные перевоплощаться в богов. Мальчик встречает хама и раздолбая, похожего на медведя, который отчаянно пытается соревноваться на ринге за право стать следующим городским главой. Медведь этот теряет самообладание от любой мелочи, что сильно мешает ему как в бою, так и в жизни. Ему срочно нужны ученики, хотя бы один, чтобы формально подходить под требования, но желающих учиться у него нет.
Естественно, наш сирота соглашается (отчасти вынуждено) принять его как учителя и начинает заниматься с мечом. Разумеется, мальчик в итоге находит, чему может научить наставника, они помогают друг другу стать лучше. Несмотря на довольно простую завязку, сюжет находит, чем удивить, но главное – персонажи получаются действительно интересными и запоминающимися. Отличные боевые сцены прилагаются, хотя не в них суть.
Фильм года: «Служанка»
Я писал о ней коротко в «Главных фильмах августа», но посмотреть новый фильм корейского титана Пака Чхан-ука мне удалось лишь под Новый Год, как и большинство картин, попавших в мой топ. В кинотеатрах моего города они не шли.
У Чхан-ука все фильмы достойны внимания, если вы смотрели только «Олдбоя» – наверстывайте упущенное. «Сочувствие госпоже месть» визуально еще богаче, еще страшнее, «Жажда» еще необычнее (реалистичный, почти бытовой подход к вампирам), а «Порочные игры» – еще волшебнее.
Оригинальное корейское название «Служанки» переводится как «Госпожа», роман англичанки Сары Уолтерс, положенный в основу фильма, назывался «Тонкая работа» – все они перемещают фокус внимания на разных героев и аспекты фильма.
Можно назвать это мелодрамой, можно – эротическим триллером, но в основе своей «Служанка» – это интеллектуальная игра.
Фильм постоянно заигрывает со зрителем, показывая, какими обманчивыми порой оказываются первые впечатления. Все оказывается совсем не так, как мы предполагали, потом – еще раз, и еще раз.
Без спойлеров (а они тут сильно могут испортить впечатление) можно сказать лишь, что дело происходит в 30-е годы в Корее под японской оккупацией. Аферист решает влюбить в себя девушку, женить на себе и присвоить ее богатства. Помочь ему в этом должна сообщница, которой придется стать служанкой будущей жертвы и втереться к ней в доверие.
Неожиданные повороты сюжета – естественно, не единственный плюс картины. Ожидаемо, учитывая личность режиссера, у ленты лучшая синематография из картин этого года.
Талантливые находки, оригинальные ракурсы, потрясающая работа с композицией, причем все это – очень сдержанно, аккуратно. В тоже безусловно впечатляющем визуально «Неоновом демоне» эта красота каждого кадра была куда как более кричащей, при этом построенной на довольно простых принципах. Здесь все тоньше.
Персонажи раскрываются поочередно с разных сторон, меняя наше мнение о них, а эротические сцены сняты очень чувственно и со вкусом. В общем, автор «Олдбоя» не подвел и в этот раз, подарив удивительно многогранное и цельное произведение.
Надеюсь, ваши праздники выйдут запоминающимися!