Что посмотреть на праздниках
1. Турбо Пацан
Кто-то точно напишет в комментариях: «Трофимов наконец-то добрался до «Turbo Kid». Да, добрался. Многие писали о нем еще в комментариях под рецензией на Kung Fury, но у меня все не доходили руки.
Я очень рад, что они, наконец, дошли. Это абсолютно уникальное, волшебное кино – очередной пример того, что снизу к кинематографу уже подбираются энтузиасты, которым подешевевшие технологии дают шанс реализовывать абсолютно безумные идеи.
Внешне «Турбокид» действительно похоже на «Кунг Фьюри» - ретростилистика, упоротая эстетика, созданная с нарочитой нердской иронией, но при этом персонажи верят в свой безумный мир безоговорочно, а ты веришь вместе с ними.
Эта картина держится куда ближе к реальности, чем короткометражка о путешествующем во времени Гитлере. Здесь нет полетов на машине, престарелых богов, стрельбы по телефону и динозавров, шарахающих лазером из глаз. Тут все куда сдержаннее: нам показывают постапокалиптический мир будущего, а именно… 1997 года. То есть, это еще и альтернативная история.
По местной «Пустоши» раскиданы не патроны и клей, а трупы роботов и кассетные плееры.
Чистую воду добывают не из мочи, а из людей, а разъезжают одичавшие выжившие не на модных шипастых тачках, а на забавных велосипедах, во что даже больше верится.
В центре фильма – история сироты, одержимого комиксом про «Турбо наездника», который просто пытается выжить в обезумевшем мире, пока не встречает чудаковатую девушку по имени Яблоко и не понимает, что хочет быть настоящим героем, как его кумир, поэтому одноглазому тирану, похищающему людей для гладиаторских боев, пора дать отпор.
В английском сленге есть много эпитетов для подобного тона: cheesy, campy, over-the-top, которые лаконично и не переведешь. Это наивное, по-доброму глупое кино с кучей уморительных деталей, талантливых находок и ворохом умилительно трогательных моментов. Его можно было бы назвать детским, если бы не одно «но». При просмотре становится ясно, куда делся весь мат и вся кровь из фильмов PG-13 – все ушло на «Турбокида».
Серьезно, кровищи тут больше, чем в любом фильме ужасов. Возможно, человеческий организм ослабел от радиации и нехватки пищи, но любой порез вызывает фонтаны крови, а простым тесаком можно рассечь человека надвое. И смотрится это замечательно. Дико – рядом с многочисленными кавайными мимими-штуками – и замечательно.
Фильм наивный и глупый, он берет все клише старых боевиков и сует прямо под нос – смотрите, ну это же чума – но из-за своей искренности и свежести он ощущается очень по-домашнему, по-свойски.
Эти канадские новозеландцы – свои, они в теме, чуваки рулят, не то что эта бездушная голливудская машина.
И этим он напоминает не только о Kung Fury, который до сих пор вызывает счастливую улыбку при любом его упоминании, но и «Реальных упырей» – еще один глоток свежего воздуха от Новой Зеландии, которые попали в мой топ-10 лучшего кино 2015. Там другой стиль и юмор, но ощущение уникальности, свежести и искренности абсолютно такие же.
Из этих трех лент «Турбокида» я бы советовал третьим, он немного затянут, местами не срабатывает, но при этом он все равно останется на голову выше сотен других картин, вышедших в этом году – просто за счет духа свободы и честной безудержной любви к тому, что тебя прет.
2. Убийца
В этом году в Каннах были представлены целых два фильма, название которых означает «наемный убийца». Sicario Дени Вильнева с Эмили Блант и Бенисио дель Торо (я писал о нем подробно в Киноитогах года), а также тайваньский Nie yin niang Хоу Сяосяня. Оба фильма великолепны, но Sicario уже вряд ли можно найти в кино (он стартовал 26 ноября) и еще нельзя – на дисках.
Тайваньский «Убийца» привлек мое внимание еще в подборке Каннского фестиваля. Прежде всего потому, что уже по трейлеру было видно, с какой любовью и вниманием ставился каждый кадр.
Лента рассказывает историю молодой девушки в древнем Китае, которую еще в детстве отдали на обучение некой монахине, сделавшей из нее идеальное оружие. Монахиня замечает, что ее воспитанница колеблется при устранении очередной цели, потому что позволяет своим эмоциям взять над ней верх – она не захотела убивать мужчину при его малолетнем сыне. В качестве наказания и урока, женщина приказывает ученице вернуться домой и убить собственного двоюродного брата.
Это может показаться сюжетом для трэшового фильма про летающих мастеров кунг-фу, но в контексте история воспринимается очень естественно.
Скажу сразу, несмотря на то, что в фильме присутствует немного мистики и ряд очень зрелищных драк, в которых наша героиня режет всех своим скромным кинжалом без особого напряжения, это не боевик. Лента прежде всего созерцательная, кому-то она может показаться медленной и временами пустой. Но в ней есть то, ради чего стоит пересилить и «я не смотрю азиатское кино» и непривычную для нашего кофейно-истеричного ритма жизни размеренность.
Во-первых, это красиво. Композиция кадра, работа с цветами, декорации и костюмы – все сделано на высшем уровне для того, чтобы сцены смотрелись ожившими картинами.
Во-вторых, несмотря на туманность некоторых деталей, сюжет и дилемма главной героини понятны и находят отклик в душе.
В отличие от западного кино, где девушка бы терзалась вслух, проклиная судьбу, монахиню, отдавших ее в обучение родителей и своего обреченного брата, здесь она не говорит об этом ни слова.
Героиня молчит, на ее лице редко заметишь тень хоть какой-либо эмоции, ее не смущает ни кровь, ни окружающие ее противники, но, несмотря на это, мы прекрасно понимаем, что происходит у нее внутри. В этом и есть главное достоинство фильма на мой взгляд.
Красивый фильм, медитативный, лаконичный, емкий. Я не зря ждал его все это время.
3. Безродные звери
Вот мы и добрались до самой жести. Могу сразу сказать, что это один из самых страшных фильмов, что я видел. Не темнотой и монстрами, не сюжетом и не маньяком с топором, а реальностью.
Реальность такова, что в Африке не прекращается война. Она опустошает деревни и города, а выживших детей (тех, что не пристрелили на месте) зомбируют базовыми культистскими штучками и превращают в солдат. Выбора у них, впрочем, никакого и нет – идти некуда, семью скорее всего расстреляли у них на глазах. Вместо деревни – пепелище. Будешь бродить по джунглям, пока не сдохнешь или тебя не пристрелят.
Война эта абсолютно звериная. Временами начинает казаться, что по сравнению с тем, что считается нормальным здесь, даже нацисты выглядят не такими бесчеловечными. В их зверствах была система, здесь это просто безумие и право сильного. Сложно сказать, что отвращает больше, но ужас удушающий.
Это один из редких фильмов, который нельзя показать ровесникам главного героя (ему около двенадцати). И не только потому, что он много курит в кадре. А потому, что да – он убивает. Иногда – по указке, иногда – чтобы выжить, иногда – просто так.
Мы следим за судьбой этого мальчика, который попадает в армию Команданта, которого играет Идрис Эльба (думаю, это лучшая его роль). Британский актер еще раз (после роли Манделы в «Долгой дороге к свободе») примеряет на себя личину африканца. Нужно видеть, что он с ней делает. После деятельного, но мирного и тихого Манделы контраст чувствуется особенно ярко.
Командант харизматичен, он умеет найти подход к своим бойцам, даже если многие из них еще похожи на группу младших классов. Он относится к ним как к бойцам и умеет манипулировать их желаниями, разгонять их страхи, давать им цель и уверенность. Потрясающе омерзительный и зловещий персонаж. Уже только ради Эльбы этот фильм стоит смотреть.
Думаю, многие отвернутся от фильма, потому что смотреть на воющих африканских детей, впитывать в себя всю эту жесть и мрак – зачем? Ужасов в мире хватает, мы знаем, не обязательно запихивать все это в себя – депрессия и так душит. Я и сам отношусь подобным образом ко многим темам, но этот фильм стал исключением.
Такие сюжеты нельзя просто брать и жрать ложкой, нужен кто-то, кто сможет провести тебя за руку через всю эту тьму, показать ее изнутри, но не дать потеряться в ней, захлебнуться отчаянием, вывести обратно с новым пониманием человеческой природы.
Когда-то для меня это смогла сделать потрясающая документалка «Акт Убийства», теперь – «Безродные звери».
Этот фильм не исчерпывается только важной темой, это не куски зверств и ужасов войны, которые беспорядочно льются с экрана. Прежде всего это великолепно снятая Кэри Фуканагой (режиссёром первого сезона «Настоящего детектива») лента: композиция, свет, ракурсы. Здесь потрясающая игра актеров – и я имею в виду не только Эльбу. Чего стоит только мальчик в главной роли.
И это отлично написанная история. Даже если отвлечься от ее связи с реальностью – это глубокая притча о пути через ад. Представьте себе «Апокалипсис сегодня», где безумие еще безумнее, а главному герою – двенадцать. И вместо относительно пассивного наблюдения за безумием, он принимает в нем активное участие.
В общем, во время просмотра вы не будете чувствовать себя Дамблдором, который пьет отраву из чаши и умоляет Гарри остановиться. Это захватывающая история с персонажами, которых презираешь, понимаешь, сочувствуешь им. Он оставляет после себя не ночные кошмары и ощущение налипшей тьмы, а размышления и новый взгляд на некоторые вещи.
4. Конец тура
Это один из тех фильмов, которые легко пропустить. Сюжет незамысловат – журналист отправляется в поездку с известным писателем, чтобы написать о нем статью в известный журнал. Казалось бы – о чем это? Куча болтовни, банальные уроки жизни, забавные ситуации, все дела. И даже то, что это все это снято по книге, написанной тем самым журналистом, то, что это все было на самом деле – не сильно меняет ситуацию.
Даже то, что журналиста играет Айзенберг, а писателя (Дэвида Фостера Уоллеса) – Джейсон Сигел (Маршалл из «Как я встретил вашу маму») – тоже не заставляет немедленно садиться это смотреть. Но что-то щелкнуло во мне, захотелось взглянуть на Сигела в серьезной и сложной роли. Спойлер – он с ней справился. Более чем.
Фильм меня поразил. Наверное, это и впрямь нечто из разряда «нарочно не придумаешь». Если бы кто-то попытался выдумать такую историю, ничего бы не вышло. И не потому, что в ней есть хоть что-то невероятное и немыслимое – наоборот. Потому что она живая, естественная и обычная до мозга костей. В ней нет штампов, знакомых решений, в ней и сюжета как такового нет.
Есть общение двух людей, двух писателей, один – уже состоялся и думает, что ему с этим делать, второй – издал книгу, но лишь мечтает о признании и популярности первого.
Уоллес не доверяет журналисту до конца. Он очень добродушный и домашний, очень земной и простой, но сама ситуация вызывает в нем напряжение. Он понимает, что этот включенный диктофон перескажет каждое его слово, запомнит каждый его шаг – и передаст миллионам людей.
Я не знаю, как описать этот фильм, как объяснить, чем он так хорош, и заинтересовать в нем. Я не понимаю, что посмотрел – настолько необычное он вызывает ощущение. Живого диалога двух интересных людей.
Диалога об одиночестве, самоидентификации, амбициях и страхах – о том, о чем не принято говорить в кино. Говорить так подробно, так болезненно искренне и человечно.
Все всегда округляется до удобной и громкой фразы, сцены, линии, теряя те оттенки, которые и передают нам живые мысли и чувства реального человека.
Оба актера сыграли великолепно. Настолько, что забываешь, что это – не документалка. Я бы хотел побольше именно таких байопиков (передающих человека через маленькие детали и живую речь), а не «Игр в имитацию» и «Вселенных Стивена Хоукинга».
5. Стив Джобс
К слову о байопиках – «Стив Джобс» пошел в наших кинотеатрах уже с первого января и его тоже можно посмотреть на праздниках. Я надеюсь подробно поговорить о нем в отдельной рецензии, а пока могу сказать, что фильм вышел безусловно сильным. Именно как фильм. И его стоит смотреть – в том числе и в кино. Дэнни Бойл и Аарон Соркин – это дуэт, которым можно любоваться.
Фассбендер в роли Джобса смотрится как влитой, казавшаяся мне странной идея показать всего три важных дня из разных периодов жизни Стива – работает на все сто, претензии сняты. Фильм очень динамичный, напряженный и захватывающий – Соркин умеет писать диалоги так, что они пробирают больше, чем погоня или драка на световых мечах.
И все же… «Пираты Силиконовой Долины» дают больше. «Социальная сеть» кажется более многослойной. А это – очень минималистичный, сосредоточенный фильм, но он творит внутри этих ограничений потрясающие вещи.
Желаю вам отлично провести праздники, полноценно проводить 2015 год и досмотреть все, что он смог предложить нам в сфере кино. Потому что 2016-й уже наступает ему на пятки с собственным ворохом фильмов – и там, поверьте, будет, что посмотреть. В том, чего стоит больше всего ждать в новом году, разберемся уже скоро, а пока – наслаждайтесь выходными.