Что надо помнить о «Сиянии» перед просмотром фильма «Доктор Сон»
«Сияющий мальчик»
Дэнни Торренс — тот самый мальчик, обладающий редким даром. Он же сын главного героя Джека Торренса (Джек Николсон). Персонаж определенно странный, который по сюжету книги с самого начала не хотел ехать в роковой отель.
А все почему? Сияние или, как говорит сам Дэнни «Тони, который живет во рту», делает ребенка буквально ясновидящим — показывает ему будущее или прошлое. И правда, все время ему что-то кажется, в обмороки падает, поддается состоянию транса… Рисует на дверях слово «ацибу» (в оригинале redrum), которое означает «убийца».
Вундеркинд, похоже, с самого начала знал, что произойдет. Не буду вдаваться в сложные и спорные подробности, но, честно говоря, характер и внутренний мир маленького человека не вызывает доверия. Конечно, детство оставило неизгладимый отпечаток на воспоминаниях и психике мальчика. Чему хорошенько поспособствовал отец, главный антагонист киноленты Кубрика. Их натянутые, холодные и, можно сказать, неестественные отношения превращаются в паранормальное видение персонажей.
Хотя в новой картине Дэнни уже вырос и образ его воплощает Юэн Макгрегор (вы помните его по роли Оби-Вана Кеноби в «Звездных войнах»), однако остается вопрос: избавился ли герой от паранойи, так часто навещавшей его в прошлом? В книге «Доктор Сон» Кинг дал на него четкий ответ. Да и по трейлеру можно понять, что Redrum из жизни Дэнни никуда не делся.
Больше о Стивене Кинге:
Не менее важно
Есть один человек в «Сиянии», который играет немаловажную роль в истории — Дик Халлоран. Это пожилой темнокожий шеф-повар, у которого с Дэнни тесная психологическая связь, так как они оба обладают одной способностью.
В экранизации Халлоран рассказывает ребенку об опасности отеля и категорически запрещает мальчику даже приближаться к номеру 237. Именно закрепленная между ними связующая нить и спасает Венди Торренс (мать Дэнни) и ее сына. Хэллорэн приезжает, несмотря на плохую погоду и сугробы, в Оверлук. У Кубрика его самого убивают и весьма жестоко. В этом расхождение с первоисточником — у Кинга после «Синия» Дик жив-здоров и поддерживает отношения с Уэнди и ее сыном-подростком. Более того, это сквозной персонаж, появляющийся еще в нескольких романах писателя (даже в «Оно»).
Но в фильме «Доктор Сон» Дик снова появится — режиссер-сценарист предпочел канон книги канону Кубрика.
Другой значимый персонаж — Делберт Грейди, предыдущий сторож «Оверлука». Именно с него начинается вся история. У него жена и две дочки, близняшки, которые не один раз появляются в картине. Они были убиты отцом в начале 70-х, за несколько лет до того, как Джек Торрэнс устраивается на эту же работу.
В призрачном мире отеля Грейди живет в 20-х годах прошлого века.В эту же эпоху попадает однажды Джек, когда на месте пустого бара оказывается вечеринка разодетых господ и дам, и он знакомится со своим сумасшедшим предшественником. Но…
Больше о Стивене Кинге:
О деталях
В финале «Сияния» совсем не случайно показана фотография 1921 года (время встречи двух психопатов), на которой вроде бы изображен убийца, Торренс-старший. И все же, согласно одной из теорий, это не он, а некогда существовавший совершенно другой мужчина.
«Оверлук» находится на кладбище индейцев — место священное и до ужаса мистическое. Стивен Кинг очень любит такую локацию, так как упоминает о ней в том же самом «Кладбище домашних животных». Получается, если верить традициям, люди из начала века переродились позже в самих себя (то есть, в свои тела). Или же остались призраками. При этом Грейди действительно был некогда официантом, Джек — смотрителем отеля. Получается, все повторилось спустя годы. Это один из самых главных философских концептов фильма о прошлом, объясняющем настоящее.
Вот и комната номер 237 (опять же, в оригинале — 217). В ней было совершено преступление Грейди, в ней же обитают и паранормальные явления. Например, женщина-призрак, которая заманивает Джека.
В заключение
Говоря о «Сиянии» 1980 в целом — это, скорее, психоделическая картина, направленная на раскрытие героев как личностей. В этом и реалистичность кино…
И самое большое расхождение с произведением Стивена Кинга. Понять можно — Кубрик скептичен и не особенно верит в потустороннее. Зато любит разбираться в психологических порывах. Кинг даже отозвался как-то: «Он слишком много думает и слишком мало чувствует».
Теперь вопрос в том, чему все же последует режиссер «Доктора Сна» Майк Флэнеган в этих и других аспектах картины: подлиннику или переосмыслению?
- Что думают критики о «Докторе Сне»
- Рецензия на «Побег из Шоушенка»