Чернильное сердце книжного попаданца. Чем запомнился «Экслибриум» от Bubble

Георгий Габриадзе
В декабре 2018 года издательство Bubble объявило о закрытии двух своих периодических серий — «Метеоры» и «Экслибриума» (стартовали они в 2015 году). Поэтому мы решили перечитать их и рассказать, что они из себя представляют. Для удобства, о каждом комиксе расскажем в отдельном материале. На этот раз речь пойдет о магах-литераторах.
Чернильное сердце книжного попаданца. Чем запомнился «Экслибриум» от Bubble | Канобу - Изображение 0
Чернильное сердце книжного попаданца. Чем запомнился «Экслибриум» от Bubble | Канобу - Изображение 0

«Экслибриум» — отечественный комикс о бесстрашных студентах-волшебниках из «Ордена Книгочеев», защищающих наш мир от оживших литературных персонажей.

На первый взгляд может показаться, что концепция выглядит, как смесь «Сказок» (выдуманные персонажи сталкиваются с проблемами реального мира) и «Охотников за привидениями», но, к сожалению, это не так.

Сюжет знакомит читателя с главной героиней по имени Лиля Романова. Она гик с проблемами в общении, а еще она избранная и самая «особенная» среди «особенных». Словом, персонаж — собирательный образ клише. Это не всегда плохо, ведь их можно интересно обыграть, высмеять или сделать полезными для повествования, лучше его раскрывая в определенных ситуациях. Но вот Лиля никак не использует свое пристрастие к поп-культуре, хотя в ее «работе» вполне можно было бы использовать весь свой багаж знаний.

У ее окружения дела с характерами обстоят не лучше. Они мало чем отличаются друг от друга, запомнить имена более десятка персонажей и при этом научиться их различать толком не выходит. К примеру, книгочеи Зоя и Женя выглядят отчасти похожими внешне, а так как должного внимания никому не было уделено, со временем начинаешь путаться в персонажах.

Кроме того, половину персонажей из сюжета удаляют и вспоминают о них уже ближе к концу. Каждый раз, когда кто-то упоминает чье-то имя, приходится вспоминать, о ком вообще идет речь и возвращаться к ранним сюжетам.

Почти вся экспозиция преподносится через сухие длинные монологи, из-за чего связанная с «Экслибриумом» часть вселенной Bubble выглядит перегруженной. В той же «Метеоре» все было последовательно, более того, окружающий мир намного лучше раскрывался за счет полетов на другие планеты и взаимодействия с разными расами.

Тут же почти все происходит в одной библиотеке. А ведь хотелось бы узнать, как дела обстоят в других подобных заведениях, причем не только Российских.

И мне видится, что в этом проблема подачи истории.

О чем рассказывает «Экслибриум»: книгочеи проходят обряд инициации, после которого каждый получает свой цвет. От него зависят их способности: маги цветового спектра способны влиять только на субъективную книжную реальность, маги монохрома еще и на объективную, изменяя реальный мир по своему желанию. Если будущий чернильный чародей проваливает инициацию, то превращается в безликую, но крайне милую прислугу-тень.

Есть у книгочеев и дополнительное снаряжение: перья, магические знаки и личная особая бумага. Печально, что они ими почти не пользуются. Если в одной сюжетной арке, условно, знаки спасли им жизнь, то в следующей о них даже не вспомнят, словно убрали в темный угол самой верхней полки в своей библиотеке.

Среди остальных номерных сюжетов очень ярко выделяется «Черная дорога» (сценарий — Наталия Девова, художник — Алина Ерофеева) потому что это чуть ли не единственный сюжет не рассказывающий о работе Ордена, а показывающий ее. К слову, освободившихся из книги персонажей ловят при помощи этой же самой книги, на манер ловушки из уже упомянутых выше «Охотников». Аудиторию вместе с таким же новичком закидывают в гущу событий и обучают прямо по ходу действия. Но таких сюжетов здесь, к сожалению, очень мало.

Также мало в комиксе и самого «Книгочейства». Арки с поимкой сбежавших персонажей или с путешествиями по книжным мирам можно посчитать по пальцам одной руки. Да и не совсем понятно, зачем они вообще этим занимаются.

Если «Охотники за привидениями» или «Люди в черном» защищали людей от реальной опасности, то местные попаданцы не навредили почти ни одному обычному человеку — угроза от них так до конца и не ясна.

Ради кроссовера известных и любимых литературных героев читать тоже не стоит. Максимум кого можно увидеть — это Красная шапочка, Барон Мюнхгаузен, Том Сойер, одно произведение Говарда Лавкрафта, а так же Дядя Степа и Анна Каренина, заглянувшие в один из номеров на три панели.

Конечно, ни о каком взаимодействии между персонажами разных историй и речи быть не может, тут все не как в «Сказках». Вместо потенциально крутой идеи авторы сосредоточились на заговоре магов монохрома, чья цель — покончить с книгочейством раз и навсегда.

Очень чувствуется резкая смена курса сюжета где-то после середины истории. Опять же, это бы сработало, если бы они снова не поместили всю экспозицию в монологи и не растянули бы ее на пять последних выпусков.

У меня так и не вышло уложить в голове сюжет из-за очень плотного начала, раздутого конца и большого количества филлеров между ними. Ощущение, словно пытались уже хоть как-то залатать сюжетные дыры.

Но в конце сделали еще одну: «Экслибриум» закончился открытым финалом. Вряд ли продолжение выйдет в свет(по крайней мере в ближайшем времени), но оно и к лучшему. На мой взгляд, это одна из самых слабых работ Bubble, наполненная пустыми героями, скучной подачей и упущенными возможностями.

Внимание можно обратить разве что на часть глобального события «Время Ворона», посвященного «Молоту Ведьм», и встречу студентов Московской библиотеки с другими персонажами мира Bubble. В нем хорошо проработана история и прогрессия усложнений в развитии сюжета, а по динамике и взаимодействию персонажей этот короткий арк на голову лучше всей серии.

Непонятно, для кого писался «Экслибриум». Для фанатов литературы — слишком мало самих книг, для любителей приключений — все слишком скомкано, для тех, кто обожает истории про студентов или обучение — этого тут вообще почти нет.

Сама концепция напоминает «Последнего киногероя» со Шварценеггером (действующие лица фильмов оживают и попадают в реальный мир и наоборот обычные люди оказываются по другую сторону). Потенциал идеи о знакомых образах, сошедших с экрана огромен, но до ума ее не довели. И вместо встречи Родиона Раскольникова с Джеком Потрошителем получилась довольно банальная история о мести.

Чернильное сердце книжного попаданца. Чем запомнился «Экслибриум» от Bubble | Канобу - Изображение 0

Последние статьи