«Большой разницы никто не почувствовал»: нужно ли было перевыпускать «Властелин колец»
Зачем выпускать фильмы в повторный прокат
Тенденция на такие ретроспективы существовала давно. Это было популярно ещё в фестивальном движении. Но в последние годы – даже до пандемии – возникла такая мода, что ли, на повторные выпуски, повторные показы, особенно фильмов-икон, которые действительно стали мировыми шедеврами. Как правило, это не супер-кассовые хиты прошлого, а именно знаковое кино со своей аудиторией… К примеру, последний фильм, который я посмотрел в кинотеатре до пандемии, был «Форрест Гамп». Я решил купить билет в Петербурге, и каково было моё удивление, когда я понял, что из 650 мест в кинозале свободно всего мест двадцать. Полный зал людей, которые пришли посмотреть «Форреста Гампа» на большом экране.
Очень важный момент, который я понял постфактум: дело в том, что «Форрест Гамп» никогда не выходил в России на большом экране [фильм 1994 года впервые вышел в российский прокат в феврале 2020 года – прим.ред.]. Картину выпустили, когда советские кинотеатры уже умирали, аудитория смотрела его на на VHS и в видеосалонах. Посмотреть этот фильм на большом шикарном экране кинотеатра – это, конечно, отдельное удовольствие. Что даёт такой выпуск фильма зрителям? Абсолютно какой-то необычный опыт просмотра хорошо знакомой картины.
Для дистрибьюторов это финансовая история, и всё, что интересно зрителю – всё хорошо. Раз есть спрос [на повторный прокат – прим. ред.], то будет и предложение. В ближайшие годы нас ждёт стабильный перевыпуск знаковых проектов, а потом, когда все перенасытятся, то тенденция немного стихнет.
О сборах и реакции аудитории
«Властелин Колец» собрал, насколько я знаю, уже не меньше 35 миллионов по всей стране – у нас, знаете, новое российское кино столько не каждое собирает. [«Братство кольца» успел собрать по России 72 миллиона рублей, «Две крепости» собрал 42 миллиона рублей– ред.]. «Властелин колец», всё-таки, жанровое кино; не все любят фэнтези, не все любят такие саги. Вполне возможно, повлияло то, что во франшизе три части, значит, надо смотреть всю трилогию, выделить на это время [хронометраж первой и второй частей составляет три часа, третьей – три часа двадцать минут – ред.].
Ещё повлияло то, что трилогию выпустила большая дистрибьюторская компания – Universal Pictures Russia. Её подход отличается от, назовём его так, бутикового проката небольших независимых компаний. Сейчас «Властелин колец» – это фильм не для широкого просмотра. Поэтому при выпуске нельзя ставить во главу угла массовость релиза, нельзя надеяться, что все кинотеатры города Москвы или, например, Иркутска будут показывать этот фильм. Аудитория «Властелина колец» всё-таки глубже, чем у какого-то нового блокбастера.
Формат выпуска таких фильмов должен быть событийным, это не рядовая история, это не массовый прокат. Что ты не просто пошёл в кино, а ты посмотрел именно этот фильм. Если вы вспомните, как недавно организовывали показы картин, например, Ингмара Бергмана или Федерико Феллини, то обратите внимание, что сеансы сопровождались вступительными лекциями киноведов, представлением фильма. У аудитории возникает некая дополнительная ценность, любой зритель хочет чувствовать свою особенность. Это чисто психологический момент, но он очень важный. Поэтому маленькие компании, которые выпускают фильмы в таком бутиковом формате, более успешны в этом.
Что произошло с копией «Властелина колец»
Я думаю, что речь идёт о следующем: фильм не выходил раньше в цифровом формате, он выходил на плёнке. С точки зрения технологии, можно взять негатив из архива и просто отсканировать его. А можно этот негатив, которому 20 лет, ещё и отреставрировать: убрать пыль, царапины, проверить, не изменились ли свойства плёнки. Скорее всего, так и сделали. Я абсолютно допускаю, что плёнка была отсканирована в достаточно высоком качестве, в 4К.
Тут возникает другой нюанс: о том, что в кинотеатрах будут показывать отреставрированную 4К-копия, активно сообщали во время рекламной кампании. Но у нас в стране кинотеатров, которые показывают фильмы в формате сверхвысокого разрешения – всего 5–7% от общего числа. Сколько театров именно показали в 4К – посчитать можно, но сложно. И некоторые счастливчики действительно посмотрели его в 4К, как обещали в рекламе.
«Канобу» ранее писал о реакции компании-прокатчика и кинотеатров: на официальные запросы они не ответили. В группе IMAX ВК подписчикам сообщили, что в кино показывают «оцифрованную версию 2001 года» .
А фанатская аудитория оценивает более привередливо. И ведь одно дело, когда фильм до проката выходил только на видеокассетах, и аудитория, особенно поколение нынешних 35-50-летних, сравнивает картинку в кинотеатрах с дрожащим изображением на экране домашнего телевизора И совсем другое дело, когда речь идет о фильме, который выходил двадцать лет назад, когда уже открывались современные кинотеатры. Эта разница оказалась не настолько большой, как некоторые поклонники ожидали.
Попробуйте сейчас повторно выпустить, например «Аватар» и сравнить ожидания людей, которые в 2009 году пришли посмотреть и обалдели – в то время это была визуальная, технологическая революция. И [даже несмотря на хорошие сборы], не будет уже вау-эффекта, и опять покажется, что нам чего-то недодали.
Кадры в материале: NBCUniversal