Больше не герой: чем интересен «Сорвиголова» Чипа Здарски?
Комиксы Фрэнка Миллера и Брайана Майкла Бендиса про Сорвиголову, кстати, есть в нашем Топе 100 комиксов и манги по версии «Канобу»
В первой арке за рисунок отвечает Марко Кеккетто, которого можно было видеть в комиксе «Звездные войны: Кричащая цитадель» от Джейсона Аарона и Кирона Гиллена. Он хорошо выдерживает ритм в экшен-сценах, и в каждом кадре чувствуется скорость происходящего. Дальше Кеккетто заменяет Лалит Кумар Шарма, чей стиль кажется намного более упрощенным и мультяшным, хотя вполне сочетается с происходящим.
В Daredevil vol. 6 Чип Здарски удивляет реализмом происходящего.
Его Мэтт совершил ошибку: вернулся в борьбу с преступностью, не отойдя полностью от последствий недавней комы. Эта безответственность привела к тому, что он случайно убил человека — обычного вора с улицы.
Вокруг этого поступка и выстраивается первая арка под названием Know Fear. Расследовать все будет новый детектив Адской кухни — Коул Норт, решительно настроенный на поимку Сорвиголовы, а после него и мэра Нью-Йорка Уилсона Фиска.
О том, что супергерой Сорвиголова убил человека, быстро сообщают в новостях, и подобное начинает пугать простых людей — тех, кого Мэтт всегда защищал.
Самому Мердоку проще считать, что это убийство — очередная подстава Уилсона Фиска, чем допустить мысль о том, что виноват именно он.
Знаковым стал момент, когда Мердок надел футболку Фрэнка Касла — он просто не видел символ черепа на ней (хотя мог бы догадаться — знал ведь, с кого снимал). Случайно убил, случайно надел… Поведение явно не сопоставляется с всегда рассудительным и рациональным супергероем. Но он не ушел домой в этой футболке, а необдуманно отправился в логово вооруженных бандитов. Мэтт часто казался самоуверенным, но в Daredevil vol. 6 он даже в этом перешел черту и пошел почти на самоубийство.
В финальном пятом номере арки он, все еще символично одетый в футболку Карателя, в окружении Защитников (Люк Кейдж, Джессика Джонс и Железный кулак) признает себя убийцей. Появление Человека-паука в его квартире — окончательный знак «стоп» для Сорвиголовы, как для супергероя на улицах.
Ведь кто еще из сообщества борцов с преступностью понимает в «великой силе и великой ответственности», как не дружелюбный сосед?
Мэтт Мердок убивает не впервые — в 2010 году было событие Shadowland, где в тело героя проник демон и постепенно захватывал над ним контроль. Тогда Сорвиголова пронзил Меченого кинжалом, повторив культовую сцену убийства злодеем Электры. Но тогда разум Мэтта ему не принадлежал — сейчас же виновата только его неосторожность.
Эта самоуверенность преследовала персонажа еще у Марка Уэйда (Daredevil vol. 3 и vol. 4). Яркий пример — публичное принятие себя как Сорвиголовы и последующая смена имиджа. С одной стороны это был все тот же принципиальный Мэтт Мердок, а с другой — уже не тот мрачный знакомый читателям супергерой. Уже в Daredevil vol. 5 Чарльза Соула эта известность ему надоела, он понял, что совершил ошибку и нашел способ заставить всех забыть его тайну личности.
Это очередное подтверждение того, что Сорвиголова обречен на вечное балансирование между двух граней: тайная жизнь или публичность, жизнь или смерть, добро или зло.
Чип Здарски вынудил Мэтта невольно перейти грань абстрактного «добра» и заставил жить с этой ошибкой. Как адвокат Мердок признает справедливость по закону, но и просто сдаться полиции он не может, ведь тогда придется вновь раскрыть тайну личности (которую он с большим трудом вернул обратно). Потому Сорвиголовы больше нет — остается простой человек Мэтт Мердок, которому после стольких лет сложно отвыкнуть от супергеройской жизни. Он по-прежнему узнает о преступлениях быстрее полиции и сообщает им о них, как обычный человек, набирая 911.
Каждый супергерой виноват в чьей-то смерти и, по мнению Мэтта, это делает их всех убийцами. Как верующему, ему это особенно сложно принять и, вероятно, Мердок пока не видит шанса на искупление тяжкого греха, сколько бы жизней не спас при этом. Будучи супергероем, Сорвиголова остается самоотверженным персонажем, потому, думаю, как только простым людям нужна будет его помощь (так было в War of the Realms, например), Мэтт вновь наденет маску.
Вопрос только в том, насколько тот Сорвиголова будет отличаться от прошлого?
He rapes, but he saves.