Black Mesa — как фанаты Half-Life сделали великую игру еще лучше
Для начала необходимо напомнить, что же собой представляет Half-Life. Valve в 1998 году выпустила крайне изобретательный шутер с большой ставкой на сюжет, каждая глава которого радовала свежими идеями и необычными ситуациями. Подобным разнообразием не могут похвастаться многие современные FPS.
Но даже в столь прекрасной игре нашлись свои недостатки. На отдельных уровнях сильно проседал темп геймплея, что вредило общим впечатления. А финальные главы в инопланетном мире Зен вообще будто пришли из другого шутера. Они были чересчур сумбурными и хаотичными, чтобы подарить приятные эмоции.
С выходом Half-Life 2 на новом движке Source Valve перенесла и первую часть на него же. Правда, это даже ремастером в современном понятии стыдно назвать. Изменения были минимальными и заключались в основном в эффектах частиц. Фанатов не устроило такое положение дел, и уже в сентябре 2004 года стало известно о разработке Black Mesa: Source — полноценного ремейка первой Half-Life.
Больше о шутерах:
История создания игры интересна сама по себе, а также подчеркивает, насколько верную базу фанатов собрала вокруг себя Valve. Black Mesa Team (позднее — Crowbar Collective) пережила несколько крупных скандалов и сливов ранних версий, игра потеряла приставку Source из названия по требованию самой Valve, и даже спустя 15 лет после анонса финальная версия так и не выпущена. Впрочем, игру уже можно пройти от начала до конца, пускай на разработку финальных глав в мире Зен ушло несколько лет. И стало очевидно, что Black Mesa — эталонный ремейк прекрасной игры.
Нужный тон задается уже с самого начала, во время легендарной поездке в вагоне по Черной Мезе. В 1998 году подобный прием шокировал всех. Шутка ли, шутер, заточенный под адреналин жанр, начинается с нескольких минут абсолютного бездействия, во время которого происходит знакомство с сеттингом игры и тизерятся будущие локации. Аналогичные ощущения в других играх ни у кого не получилось вызвать.
Однако фанаты Half-Life, зайдя в Black Mesa, приблизительно знают, что их ждет. Да и разработчики не ставили себе цель переработать вообще все в игре. Они лишь немного исправили геометрию отдельных уровней, лучше продумали расположение врагов, пересмотрели продолжительность некоторых сегментов, заодно сделав их разнообразнее, и, очевидно, подкрутили графику.
Главное изменение — мир Зен, созданный чуть ли не с нуля, но о нем немного ниже. Потому открывающие моменты ремейка теперь несут в себе совершенно иной смысл. С одной стороны, они давят на чувство ностальгии, если вы еще помните свой первый запуск Half-Life. С другой, они показывают совершенно новый по духу комплекс Черная Меза — масштабный, внушающий трепет, почти пугающий. И вот им уже смогут проникнуться как фанаты, так и новички.
Обновленная графика на движке Source стала лишь художественным инструментом в руках Crowbar Collective. Ведь некоторые локации оригинальной игры ощущались слишком карикатурными и неестественными. В Black Mesa этот недостаток исправили полностью.
Офисные помещения полнятся канцелярией, кружками для кофе и прочей атрибутикой. Длинные коридоры исследовательских центров заставляют ощущать себя лишь незначительной частью чего-то огромного. И даже когда главного героя Гордона Фримена выпускают на свежий воздух, особого облегчения не чувствуешь. Все-таки испытательные полигоны — не самое приятное место для прогулки.
Больше о Half-Life:
И в этом вся Black Mesa — пропитанная до максимума духом возведенного в абсолют милитаризма и будто вышедшая из фильмов о стереотипных научно-исследовательских лабораториях. Впрочем, именно такой образ максимально близок к правде. Обновленная Черная Меза ощущается живой, будто ее проектировали настоящие инженеры, а не левел-дизайнеры. Неприятной и отталкивающей, но все равно живой.
Все-таки Source в умелых руках умудряется выдавать настоящие чудеса. Да, картинка в Black Mesa далека от передовых технологий, но ее все равно можно назвать приятной и даже красивой. Пожалуй, одно из основных достижений создателей ремейка — умелая игра со светом и тенью. Именно благодаря ей создается большая часть атмосферы. Когда единственный источник света в темном и тесном коридоре — это горящий хэдкраб-зомби, то ситуация как минимум пробирает.
Обновленной графике — обновленный геймплей, который под стать окружению стал быстрее, агрессивнее и жестче. Сделали это за счет улучшенной физики оружия. Да, это все еще не какая-нибудь Arma, но стрелять из того же дробовика физически приятно. А более футуристическое оружие теперь выглядит и звучит действительно угрожающе.
Но с искусственным интеллектом пока беда. Что люди, что пришельцы слишком часто тупят, будто забывая, какие паттерны им там прописали разработчики. А порой те же солдаты начинают попадать по тебе со стопроцентной точностью, вынуждая отсиживаться по углам и наносить точечные выстрелы. Динамике это только вредит, но авторы ремейка и сами знают о проблеме, потому одним из основных нововведений финальной версии Black Mesa станет как раз доработанный искусственный интеллект.
И если начинать пристально рассматривать каждый момент Black Mesa, то вскроется огромное количество шероховатостей, так часто присущих фанатским работам. Где-то перемудрили с количеством прыжков по платформам, в других местах слишком затягиваются перестрелки, а порой игрока заставляют проходить однообразные головоломки, будто искусственно растягивающие геймплей.
Больше о Half-Life:
Этому, конечно, нет никаких оправданий, но и не забываем, что финальная версия еще впереди. И в ней Crowbar Collective пообещала переделать некоторые земные локации, чтобы они «соответствовали уровню мира Зена».
Последний отличается от остальной части игры так же сильно, как Half-Life 2: Episode Two от простой Half-Life 2. Первое, что вы ощутите при телепортации Гордона в мир пришельцев, — это шок от графики. Зен выглядит инородно прекрасно. Каждый его элемент будто подчеркивает, насколько это чуждое людям место. А папка скриншотов во время его прохождения как-то автоматически начинает пополняться чудесными кадрами.
При этом если земные уровни приблизительно соответствовали духу оригинала, то для Зена разработчики взяли на себя смелость добавить множество новых механик, расширить лор и в целом изменить саму концепцию другого мира. Некоторые фанаты, которым просто нужна современная версия Half-Life, явно не будут в восторге от такого подхода. Остальным же предстоит заново сформировать мнение о когда-то не самом лучшем сегменте игры.
Новый Зен превосходит старый по всем фронтам, но даже в нем есть свои недостатки. Будьте готовы к огромному количеству прыжков и чересчур простых головоломок из разряда «вставь предмет А в разъем Б».
Опять же, динамике это вредит ощутимо, зато идеально соответствует духу исследования враждебной местности. Иногда кажется, что обновленный Зен целиком состоится из таких противоречий. Новые враги радуют, но битвы с боссами утомляют. Уровни красивые, но порой однообразные и чересчур уповающие на визуальную часть, забывающие про удобство игрока. Спору нет, работа над Зеном была проделана титаническая. Но вот результат однозначно отличным назвать не выйдет.
Впрочем, последние главы игры нисколько не портят общих впечатлений. Black Mesa вдохнула новую жизнь в классическую Half-Life, осовременила ее ровно в той степени, чтобы не сломать работавшие ранее элементы. Можно довольно долго ругать отдельные моменты, но когда вдруг узнаешь, что авторы записали несколько разных реакций NPC на анимацию «применения» Гордоном рукоулья, то невольно меняешь гнев на милости.
Black Mesa вся состоит из мелочей, которые могут как приятно удивить, так и несколько разочаровать. Но нынче мало какой шутер может порадовать столь дотошным вниманием к деталям.
Если рассматривать ситуацию в целом, Black Mesa — это игра, которую нужно советовать всем и каждому. Со старыми фанатами Half-Life все приблизительно понятно, ведь Valve не так часто радует новостями о популярной серии, чтобы пропускать столь громкий релиз. Намного важнее, что незнакомые с ней люди наконец-то смогут узнать, с чего началась история Гордона Фримена. Ведь Black Mesa подняла оригинал на совершенно новый уровень, который уже соответствует нынешний представлениям о FPS.
А еще в ремейке потрясающий эмбиент-саундтрек (местами — еще и довольно динамичный) от Джоэля Нилсена, который даже в чем-то превзошел оригинальную работу Valve.
Впереди нас ждет еще финальная версия игры, запланированная на начало 2020 года, которая, быть может, окончательно исправит все недочеты. И тогда многолетняя история фанатской мечты об идеальном ремейке Half-Life получит счастливый финал. Игровая индустрия в последнее время не так часто радует столь теплыми и светлыми моментами, когда грезы игроков вдруг воплощаются в жизнь, так что Black Mesa примечательна уже как минимум этим.
Но и без всего вышесказанного Black Mesa — просто отличный сюжетный шутер. А последних нынче стало так мало, что ремейк Half-Life явно стоит хотя бы попробовать.
- Сама Valve пока занята разработкой VR-игры Half-Life: Alyx. Мы собрали всю известную о ней информацию в одном месте.
- Также недавно разработчики Half-Life: Alyx поделились новой информацией о ней.