Безумие в крови: как World of Horror признается в любви Дзюндзи Ито и всем хоррорам мира
Как можно понять по первому абзацу, WORLD OF HORROR прекрасно генерирует истории о космическом ужасе и всеобъемлющем безумии, спустившихся в самый обычный городок. Но так ли в нее интересно играть? Этот вопрос мы сейчас и обсудим.
Разработкой игры занимается всего один человек — поляк Павел Козминский (Pawel Kozminski), работающий под псевдонимом panstasz. Впервые World of Horror он представил еще в 2016 году на платформе Itch.io, но лишь в начале 2020-го игра добралась до раннего доступа в Steam. А издает ее Ysbryd Games, которую вы можете знать по другой необычной игре — симулятору бармена VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action.
Если говорить исключительно языком игровых жанров, то World of Horror — это текстовая roguelite-RPG с 1-битной графикой и элементами классических квестов. И если с графикой автор немного прибеднился, ведь ее можно переключить в 2-битный режим, то остальное пускай грубо, но точно описывает объективную суть игры.
Впрочем, тут гораздо важнее субъективная часть, ведь panstasz даже не думает скрывать, что World of Horror — это любовное послание всем работам японского мангаки Дзюндзи Ито и писателя Говарда Лавкрафта, которые вдвоем сделали для хорроров больше, чем почти все остальные творцы в этом жанре. Однако и тут скрыта лишь часть правды, ведь на деле игра воспевает почти все известные и не очень хорроры.
По сюжету для прибрежного города Сиокава наступили тяжелые времена. В лесах проводятся оккультные обряды и бродят существа из других миров, люди массово пропадают или сходят с ума, даже сама ткань реальности начинает расходиться по швам. Все дело в приближении Древних Богов, одним фактом своего существования оскверняющих миры далеко за гранью человеческого понимания. Взяв на себя роль одного из пяти стартовых персонажей (на деле их больше), вам предстоит разгадать пять загадочных дел, связанных со сверхъестественным, а в финале остановить Древнего Бога от вторжения на Землю.
Игровой процесс предельно прост. Сначала вы выбираете нужное дело из своей квартиры, которое будете расследовать. Далее необходимо посещать определенные локации города, чтобы находить новые зацепки. Лично ходить по ним не нужно — все происходит автоматически после выбора места.
Зато все происшествия описываются изрядным количество текста. Это роднит игру с текстовыми приключениями, как и ретро-стилистика. World of Horror будто запускается со старенького Apple II с потрепанной дискеты, дажу музыка в ней максимально простая. Впрочем, это лишь сильнее роднит приключение с городскими страшилками о проклятых играх.
Именно дух городских легенд и ужаса, лежащего за пределами объективной Вселенной, и делает World of Horror настолько прекрасной. Каждое исследование локации обязательно влечет за собой какое-нибудь событие. Оформлены они в виде интерактивных сценок, в которых нужно выбрать вариант действия. Подобных ситуаций в игре около 200, каждая старается запомниться вам и навредить персонажу как можно сильнее.
Уличный торговец предлагает деньги в обмен на кровь, память или приближение конца света. В школе на стенде с наградами висит медаль за победу в чемпионате по каннибализму. Отражение в зеркале вдруг начинает искажаться и сводить персонажа с ума. Тут даже можно встретить самого Дзюндзи Ито и предложить ему идею новой жуткой истории. Либо же покопаться в его бумагах и обнаружить нечто злое, почему-то ощутив, что скоро состоится встреча со смертельно опасным врагом.
Так как World of Horror — roguelite-RPG, то геймплейная цель подобных событий заключается в проверке характеристик игрока и попытке сократить его жизнь. У каждого персонажа есть шесть основных характеристик (сила, ловкость, восприятие, знание, харизма и деньги). Чем выше параметр, тем больше вероятность, что во время его проверки при каком-нибудь событии ситуация развернется в пользу игрока. Впрочем, зачастую вас ставят перед выбором между плохой развязкой и худшей, так что в World of Horror постоянно нужно искать оптимальные варианты действий, чтобы не умереть во время первого же расследования.
Но ролевые элементы, будто пришедшие из западных CRPG, на этом не заканчиваются. У персонажа есть три слота под экипировку (один — под оружие, остальные — под различные аксессуары и броню) и четыре места в сумке, в которой можно носить аптечки, полезные для решения загадок предметы и многое другое. Места, само собой, постоянно не хватает, так что менеджментом инвентаря вы будете заниматься регулярно.
Полосок здоровья в игре целых три. Первая — классическая выносливость, снижающаяся при атаках врагов и всех видах урона. Вторая — здравый ум, уменьшающийся даже активнее выносливости. Ведь любое проявление инфернального ужаса влияет на психическое состояние персонажа, а в Сиокаве каждая улица полнится сюрреализмом и безумием. Если здравомыслие закончится во время битвы, то вы еще сможете довести ее до конца, но без принятия мер тут же окажетесь в психбольнице, завершив текущее прохождение. Третья шкала получила красноречивое название Doom и символизирует приход Великого Древнего. Она заполняется почти от каждого вашего действия, так что если будете медлить — Землю ожидает неминуемая гибель.
Помимо этого у персонажа есть особые перки, выдаваемые с прокачкой уровня. Они помогают открыть новые варианты действий и повышают характеристики. Герои могут изучать заклинания, которые пригодятся и в бою, и во время исследований. Но чаще вы будете получать отрицательные статусы, среди которых встречаются очень любопытные вроде выросшего куска пульсирующей плоти на животе. При походе в больницу вам в таком случае красноречиво скажут, что современная медицина тут не может помочь.
Дела, события и их исходы, стычки с врагами, предметы и все остальное генерируются в игре случайно. Так что будьте готовы частенько начинать игру заново лишь из-за того, что вам не повезло, и ваш персонаж сошел с ума почти на самом старте. Рандом всегда был присущ roguelite-играм, но в World of Horror он порой совсем беспощадный. Так в одной из битв я проиграл лишь из-за того, что мой персонаж промазал выстрелом три раза подряд при шансе в 70%. Да, XCOM я тогда тоже вспомнил.
И так мы плавно подходим к описанию битв, которые, скажу честно, получились самым слабым местом игры. Проходят они пошагово и напоминают простейшие JRPG.
У вас есть набор действий, которые распределили по четырем категориям — атакующие, защитные, поддерживающие и духовные. Каждое требует определенное количество очков действий. Вы выбираете порядок так, чтобы хватило очков, а затем запускаете последовательность. После этого ходит противник. Затем все повторяется.
Основная проблема в том, что фактор случайности в битвах даже важнее, чем при исследовании. Вы будете промазывать всеми атаками и умирать по каким-то необъяснимым глупостям. С другой стороны, если в начале игры вам удастся найти какое-нибудь мощное оружие или заклинание, то все бои станут сущим пустяком. Достойные сражения получаются лишь в тех случаях, когда автор прописал для них некие уникальные ситуации и возможности. К примеру, во время одной из битв можно будет пожертвовать своим напарником, чтобы убить древнее чудовище.
В битвах у вас нет особого контроля над ситуацией, все решают параметры и предметы, которые вы нашли заранее. Игроки, избалованные The Binding of Isaac и Enter the Gungeon с их ставкой на геймплей и полнейшую зависимость от ваших личных умений, явно не оценят такой подход. Впрочем, даже сражения в World of Horror — всего лишь часть общей картины городского сумасшествия. Да и потрясающий дизайн монстров заставляет терпеть всю монотонность поединков.
В World of Horror даже проигрывать интересно, ведь в результате вам могут показать сценку о жуткой кончине героя, когда физическая смерть начинает казаться настоящим спасением. Игра исследует ужасы с самых разных сторон, а источников вдохновения у нее море. Одни довольно очевидны («Ведьма из Блэр», «Звезда Ада Рэмина», «Звонок»), другие приятно удивляют («Тэцуо — железный человек», «Русалка в канализации», «Когда плачут цикады»). Улавливать отсылки в игре — сплошное удовольствие.
Пускай World of Horror от начала и до конца пронизана духом потустороннего ужаса, ее в принципе нельзя назвать страшной. Все ужасные картины скорее вызывают восхищение талантом автора, а скримеров в игре всего несколько, да и те необязательны и больше умиляют, чем пугают. Игра даже не ставит себе цель напугать кого-то, она скорее призвана порадовать фанатов ужасов по всему миру.
И у нее это успешно получается даже в раннем доступе, когда игра еще полнится багами и недоработками, а количество контента не превышает и половины от запланированного. Ведь она идеально совмещает в себе самые разные подходы к хоррорам, при этом не скатываясь в откровенную глупость и не превращаясь в безликую массу штампов и клише. Такое не все крупные хорроры могут себе позволить, что уж говорить про инди-сцену.
Ведь если вдуматься, то хорроры — жанр максимально претенциозный. Любое хорошее хоррор-произведение вечно ходит по грани и напоминает выверенную до мелочей театральную постановку. Что Silent Hill 2, что Hereditary, что даже повесть «Поворот винта» Генри Джеймса, продолжая быть бесспорно отличными работами, все равно погружают приобщившихся в вакуум своих сюжетов. Стоит лишь немного отвлечься, сделать шаг в сторону от задуманного историей пути, попытаться расширить ее своими размышлениями — и иллюзия рухнет. Потому старые хорроры и напоминают больше несмешные комедии. Тот же «Крик» или «Ведьму из Блэр» сейчас осилят далеко не все.
Автор World of Horror не пытался выставить определенно впечатляющие ситуации из своей игры каким-то откровением. Напротив, он грамотно вплел их повседневную суету обычного городка у моря, сделав неотъемлемой частью жизни главных героев. Минуту назад вы встретили старого друга и мило пообщались, восстановив немного здравомыслия, а сейчас уже совершаете жуткий ритуал ради воскрешения мертвых. Чтение книг приводит к порталам в другие миры, учительница биологии мечтает о смерти всех людей, а магазином припасов заправляет милая сиба-ину, вызывая в воспоминаниях одновременно Undertale и лучшую концовку Silent Hill 2.
Ужас в World of Horror сочетается с обыденностью и даже юмором, но все равно врезается в память жуткими моментами. Автор не стесняется иронизировать над своим творением и целым жанром, вставляя любопытные пасхалки, однако погружение никак не рушит.
Это невероятно стильная игра, все геймплейные недостатки которой прощаешь ради историй, которые она рассказывает. К примеру, как трехголовая женщина с гигантскими ножницами разорвала щеку вашему персонажу. Или как призыв Великого Древнего закончился массовой перестрелкой. Жуткие хоррор-сюжеты игра генерирует с удивительной легкостью, и тем восхитительнее, что это исключительно ваши истории.
Конечно, пока в World of Horror не слишком много контента, но ведь работа над ней еще идет. Главное, что сама ее основа идеальна для выбранной задумки. Ту же боевую систему спокойно можно перетерпеть, ведь у автора уйдет слишком много сил, чтобы заставить ее работать правильно. Пусть он лучше сосредоточится на создании максимально разнообразных ситуаций, которые будут радовать всех нас долгие часы.
Акцент на вариативность событий понимает и сам panstasz, ведь основные награды за прохождения World of Horror и открытые достижений — это комплекты новых сценок, а не предметы или персонажи, как это обычно бывает в «рогаликах». Уже сейчас реиграбельность World of Horror запредельная, а к полноценному выходу вырастет в разы.
А даже если вы максимально испробуете весь контент релизной версии, которую обещают выпустить к концу 2020 года на PC, PS4 и Nintendo Switch, для игры уже анонсирована поддержка модов. Страшно представить, какие кошмары достанут игроки из коллективного бессознательного человечества.
Страшно, но жутко интересно.
Больше о World of Horror: