Bethesda больше не присылает игры на обзор до релиза. Почему это плохо
Кто именно из издателей?
В первую очередь — Bethesda. Компания 25 октября выпустила официальное заявление, теперь со всеми своими играми она будет поступать, как с Doom (2016) — рассылать пресс-копии всего за день до релиза.
Мы хотим, чтобы все, включая представителей прессы, пробовали наши игры одновременно.
В один день с The Elder Scrolls V: Skyrim Special Edition выходит и Titanfall 2. По информации независимого критика Джима Стерлинга, ЕА высылает ранние ключи на нее только тем изданиям, в положительной рецензии от которых компания уверена. Непредсказуемые же — вроде Стерлинга — или не получают ревью-копии вообще, или получают их сильно позже других. Глобальная политика Electronic Arts распространяется и на российский рынок тоже.
Многие другие издатели также не делились копиями до самого выхода игры. Так, No Man’s Sky, Sid Meier’s Civilization VI и Mafia 3 достались журналистам почти в день релиза, а эмбарго на публикацию рецензий на Assassin’s Creed Unity снималось после выхода игры.
Почему издатели так поступают?
Они предпочитают иметь полный контроль над продвижением продукта, а непредсказуемые рецензенты могут переубедить игроков покупать свежие релизы. Издатели максимально заинтересованы в том, чтобы покупатель согласился заказать игру заранее и не соскакивал с крючка. Если до ее выхода не появится рецензий, то игрок будет знать о «продукте» лишь то, что было спланировано и одобрено издателем.
По иронии, как раз в случае с Doom маркетинг едва было не похоронил игру заживо, и именно отзывы прессы убедили многих игроков, что игра не так уныла, какой ее показывала Bethesda (а даже наоборот, весьма хороша).
Также издатели могут и «обидеться» на некоторые издания, чьи рецензенты разгромили их игры, и в будущем этим редакциям не выдавать копии или выдавать позже других. Это, без сомнения, их право, и позицию «зачем нам поддерживать тех, кто нас обижает» понять очень легко. Только от этого становится хуже всем — и прессе, и геймерам.
Чем это грозит?
Геймеры не получают своевременных рецензий. Невозможно определиться до релиза, стоит ли игра своих денег (в то время как издатель продолжает заманивать хайпом и бонусами за предзаказ).
Рецензентам приходится из кожи вон лезть, чтобы поскорее выпустить обзор. В условиях постоянной войны за внимание читателей нельзя себе позволить потратить много времени на изучение игры, о которой уже пишут конкуренты.
Заставляя авторов играть одновременно со всеми геймерами, издатель негативно влияет на качество рецензий.
Читатели не будут ждать две недели, пока автор изучит огромную игру вроде Civilization VI или Dishonored 2. Те, кто медлит ради качества текста, проиграют тем, кто быстро выкатит поверхностный обзор и сорвет на этом куш.
Обычно эта проблема решалась просто: редакции получали копии заранее и имели достаточно времени на написание рецензий. Выходили тексты одновременно от всех изданий, когда снималось эмбарго. Сейчас эта традиция начинает уходить в прошлое.
В этом плане особенно любопытна позиция ЕА, которая выдает копии не всем сразу и выставляет эмбарго на разное время для разных изданий. Выглядит это примерно так:
Пишите о нас хорошо, и тогда мы дадим вам возможность написать о нашей следующей игре пораньше. Иначе — играйте в догонялки с нашими фаворитами.
Это не только некрасиво, но и подрывает доверие к авторам. Возможно, столь высокие оценки Titanfall 2 обусловлены не качеством игры, а грамотным выбором рецензентов, которым досталась ранняя копия. В проигрыше оказываются все: ранним отзывам веры нет, а поздние никто читать не будет.
Что Bethesda делает на самом деле?
Возвращаясь к компании, из-за которой затеялось все это обсуждение, стоит отметить несоответствие ее слов делам.
Хотя Bethesda прямо заявила, что не даст прессе ревью-копий заранее, чтобы все играли одновременно, избранные ютуберы уже давно получили ранние копии обновленного «Скайрима».
И выпустили кучу восторженных роликов — например, этот. Некоторые стримеры также уже показывают игру — очевидно, что их трансляции считаются издателем частью маркетинговой кампании.
Более того, в Steam на страничке Dishonored 2 в разделе «рецензии» указаны награды, которые игра получила на Е3. По-моему, это особенно цинично: Bethesda использует реакции прессы на ролики с Е3 вместо рецензий, которые не могут быть своевременно написаны из-за действий компании. Иными словами, издатель пользуется прессой, пока ему это выгодно, после чего быстро перекрывает ей кислород к релизу игры. И пишет при этом, что очень ценит рецензии. Кажется, это издевательство.
И еще вот это:
Мы понимаем, что некоторые из вас хотят прочесть рецензии прежде, чем сделать решение о покупке, и в этом случае мы призываем вас подождать, пока ваш любимый рецензент не поделится своими мыслями.
Нет, Bethesda призывает совсем не к этому. Она призывает предзаказывать, сдабривая этот призыв очень весомыми аргументами. В случае с Dishonored 2 это, например, щедрый комплект внутриигровых предметов и копия самого полного издания первой части.
Что нас ждет в будущем?
Западная игровая пресса едина в осуждении этого решения.
Цель Bethesda — ограничить неподконтрольную ей информацию, чтобы продать больше копий. Выставлять это как что-то направленное не против потребителей и прессы без передергивания не выйдет.
Представьте, что вы хотите сходить на премьеру фильма, а по нему не было рецензий вообще. Вы бы задумались, стоит ли вам на него идти — и это плохо для хороших фильмов. Или вы пошли бы смотреть плохой фильм, потому что не узнали бы из рецензий, что он плох, — в таком случае под удар попали бы потребители, а не плохое кино.
Здесь можно послушать, что об этой ситуации думает популярный независимый критик Джон «Total Biscuit» Бейн:
Сайт Kotaku по этому поводу напомнил, что его Ubisoft и Bethesda вообще внесли в черный список за то, что он публиковал слухи и утечки (в частности, о новой части Prey и об Assassinʼs Creed Unity) — иными словами, занимался журналистикой. Да, издатели фактически отказываются сотрудничать с ресурсами, которые публикуют неугодные им материалы, будь то утечка информации об игре или рецензия с низкой оценкой — то есть когда эти ресурсы работают не на пиар-машину, а против нее.
Но ведь смысл игровой журналистики — не в поддакивании маркетинговым отделам издателей, а в предоставлении честной и полной информации читателям. Ставя крест на ранних рецензиях, Bethesda бьет в первую очередь по потребителям, что хорошо подчеркнул колумнист Forbes.
И каждый предзаказ, сделанный на волне хайпа, убеждает издателей, что игроки все стерпят, что покупатели в очередной раз клюнут на продуманную маркетинговую кампанию с предзаказными «плюшками» и радостными стримерами.
Так оно будет и дальше?