«Бесобой — мифологический герой». Беседа со сценаристом Алексом Хатчеттом
О том, как Алекс стал сценаристом «Бесобоя»
Меня брали на серию в том случае, если я пройду. Тот первый выпуск с моей историей «Чистая душа» был пробным, и был вопрос, кто дальше пишет «Бесобоя» — Наталия Девова (у нее была история с демоном Аркадашем) или я. В итоге она ушла на серию «Экслибриум» и было понятно, что она будет писать ее, а я остался на «Бесобое».
О развитии лора и мифологии демонов в «Бесобое»
Концепция глобальная была, конечно. Дело в том, что «Бесобой» закрывает некоторые темы, которые я хотел поднять в своем творчестве. Например, демонологию. Я вряд ли буду в своей жизни еще писать что-нибудь про демонов и ангелов. Все темы, которые я хотел затронуть в этом вопросе, я, пожалуй, в «Бесобое» и затрону — и после этого что угодно другое.
О том, почему Бесобой в своем комиксе отведен на второй план
Если честно, это все-таки было не совсем запланировано, поскольку персонажи, которые вводились и история, которая уже была до этого, требовала определенного развития.
У нас было тринадцать легионов демонов, а из них было показано всего лишь три. Остальные до «Падения» читатели вообще не видели. А это значит, что надо их показывать, нужно придумывать какую-то историю.
Я не хотел каждый раз делать историю в духе «Бесобой встречает новый легион и бьет морду демонам», делать из них своего рода «злодеев месяца». Как-то получалось так, что у нас были всякие кроссоверы, которые тоже отвлекали внимание — например, «Время Ворона», когда мне сказали «знаешь, мы забираем у тебя главного героя, иди гуляй», а я в ответ «ура, у меня четыре выпуска, которые я могу посвятить другим персонажам». Это, на самом деле, роскошь. Редко такое бывает.
Нужно было дальше как-то объяснять структуру — что такое Ад, как он появился и т. д. То есть делать все то, что не было сделано до этого. И смещение фокуса с главного героя стало осмысленной жертвой, которая превратила его в мифического героя.
Об упреках во вторичности Бесобоя по отношению к Константину и Хеллбою
Я здесь не могу точно ответить, я могу лишь выделить что-то, что отличает его конкретно от Хеллбоя, например — от него он отличается тем, что он не Хеллбой, а от Константина, что он не Константин (смеется).
Дело в том, что, например, все элементы Константина есть в другом персонаже серии — в Черном Псе. Причем самый ужас заключается в том, что я лично знаю его живьем — у меня есть знакомый, который безумно похож на этого парня. Подойдешь к нему и скажешь: «Мне нужны золотые часы», а он подойдет к помойке, засунет руку и достанет золотые работающие часы.
О концепции симбиоза культур человеческой и демонической
Это было создано намеренно. Я не могу с полной уверенностью сказать, что это было придумано до меня, но вопрос был в том, что демоны не могут творить — они могут лишь заимствовать. И вот эту тему мы поднимали и развивали в дальнейшем.
О Магическом чрезвычайном комитете
Сделать главой Магического чрезвычайного комитета Феликса Эдмундовича Дзержинского — моя идея на сто процентов. А кого еще? Фандорина? Это же очевидно.
Разумеется, «МЧК» ни в коем случае не добро. Дело в том, что понять можно всех, даже серийного маньяка-убийцу, но это мало что меняет. Надо смотреть не на то, кто что заявляет, а как ведет себя персонаж и какие решения он принимает. У нас есть и добро с кулаками и зло с человеческим лицом, и добро без кулаков, и зло без человеческого лица.
Самое главное — кто что делает, это очень важно. «МЧК», например, может заявлять, что они всецело поддерживают мир, покой и так далее, но что конкретно они делают для этого? А ведь много всего остается «за кадром», что может выставить тот же Комитет в далеко не самом благоприятном свете. Ангел тоже может говорить тебе что угодно — но что он делает? И вот на этих моментах, на мой взгляд, нужно основываться.
О раскрытии прошлого Бесобоя
Я буду откровенен — когда мне достался «Бесобой», первое, что меня просто уничтожило — это то, что в нем сидел не абы какой демон, не бес вроде Шмыга, а Сатана. Тут уже ничего не сделаешь особенного — тут сидит сам Сатана, враг Бога. С тем же успехом в нем мог бы сидеть Господь Бог — и дальше крути-верти как хочешь.
И я понял, что здесь есть несколько путей, но решил сыграть в простую вещь — давайте попробуем сыграть в мифологию с того угла, что это все-таки мифологический герой. А из этого уже следует, что, возможно, и прошлое Данилы — это его личный миф, который придумали для него. И поэтому Бесобой — мифологический герой. Что важно — именно герой. Он как в том мультфильме про Геракла: «Люди, я иду к вам!».
Возможно, не по личным качествам, он просто по природе такой. Может поступать иначе, нежели так, как ждут от героя, но ему будет при этом нехорошо. То, что с ним происходило в последнее время в комиксе, — результат того, что он поступил иначе и ему с этого откровенно паршиво.
Об интригане Шмыге
На самом деле, читатели примерно знают, что за интриги он плетет — все они довольно четко видны, я их всегда заявлял. Проблема то в том, чего он хочет добиться своими интригами — вот это совсем другой момент. И, скажем так, мне уже надо начинать потихоньку это прописывать. У него есть несколько целей, но то, чего он точно хочет, так это быть серым кардиналом выигрышной стороны, в его случае синим кардиналом. Важно — выигрышной стороны, не важно какой.
Об экранизации «Бесобоя»
Я бы однозначно переделывал бы историю, все нужно менять, причем серьезно.
У меня в голове есть даже сценарий фильма про Бесобоя. Я могу сказать, что взял бы элементы из разных сюжетов, включая «Метро». Но, если честно, когда в полной мере соберутся делать фильм про Бесобоя, то его надо делать в формате анимации. Это, конечно, гораздо сложнее в реализации. Ведь у нас анимация считается для детей.
Описание «Бесобоя» в пяти словах для потенциального нового читателя
Эпический мифологический боевик про героя.
Интервью брал: Игорь Кислицын
Русские комиксы ? Фууу...
Большое спасибо! П.с. простите, но Девова Наталия, а не Наталья.