История бэтмобиля: все машины Темного Рыцаря
23 июня Batman: Arkham Knight вышла в продажу. Несмотря на то, что у игры много проблем с версией для PC на старте, мне все равно не терпится снова напялить на себя плащ и маску, влезть в новый бэтмобиль и отправиться спасать Готэм.
В первой игре серии Arkham мы видели бэтмобиль в первых же кадрах вступительного ролика – Брюс привозил на нем Джокера в Аркхэм. Затем мы натыкались на него во дворе лечебницы, но сделать с ним ничего не могли. Позже мы забирали из багажника взрывчатый гель и затем использовали машину, чтобы расправиться с Бейном.
В последующих играх бэтмобиля было еще меньше. В Batman: Arkham City мы натыкались на него в пещере Бэтмена, а в Batman: Arkham Origins видели там же лишь остов – машина находилась в приквеле в процессе сборки. Многих удивило, что у Бэтмена уже был самолет, но машина была еще не готова.
Многим игрокам не хватало бэтмобиля в первых играх, теперь же, судя по отзывам критиков, его может оказаться слишком много. Rocksteady потратили много сил на то, чтобы разработать машину и интегрировать ее в геймплей – ясно, что им пришлось завязывать на нее много игровых моментов, чтобы вся затея имела смысл.
Бэтмобиль можно будет использовать не только для быстрого перемещения по городу и для перестрелки с танками, но и для решения пазлов и включения в ваши комбо выстрелов резиновыми пулями по противникам – вы начинаете, железный напарник добивает. Будет ли все это весело или до жути муторно, пока сказать сложно.
Именно бэтмобиль в свое время и приковал мое внимание к трейлеру, а точнее – сходство двух новых бэтмобилей, которые мы увидим на экранах в ближайшее время.
Не одного меня заинтересовала схожесть двух новых бэтмобилей. Машина Бэтфлека из «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости» и авто из Arkham Knight на первый взгляд выглядели почти близнецами. Никакой информации о сотрудничестве Снайдера и Rocksteady я не нашел, но это не значит, что обмена идеями не было. При более внимательном рассмотрении видно, что машины все же разные, но ряд схожих черт заставляет сомневаться в простом совпадении.
Особенно машины похожи спереди, «капоты» с воздухозаборниками практически идентичной формы, общая форма и угол наклона передней части, дизайн кабины, и огромные турели на обоих авто.
Турель игрового бэтмобиля побольше и расположена на крыше, в ней объединено четыре типа пушек: мощное основное орудие (60 мм), пулемет, ракетный комплекс и пушка с резиновыми пулями для оглушения противников.
Снайдеровский автомобиль может похвастаться только спаренными пулеметами на носу, которые выглядят куда скромнее, чем монструозная турель Rocksteady. Также сказано о системе активной защиты и некой антибаллистике. Машина бронированная и обладает стелс-маскировкой.
Очевидно, что оба дизайна отталкивались от Нолановского Тамблера, но пытались уйти от него как можно дальше, отчасти сокращая пропасть между Тамблером и более классическим дизайном бэтмобиля, в сердце которого – автомобиль Бёртона.
Первое, что бросалось в глаза при взгляде на Тамблер, это то, что он выглядел жирным. Широкая машина с покатыми боками и впрямь была довольно пухлой. Два новых авто стараются сбросить вес, причем если бэтмобиль Rocksteady останавливается где-то посередине, избавляясь от жира, проявляя фактуру, словно засвечивая накаченный пресс, то машина Снайдера ударяется в другую крайность.
Его бэтмобиль выглядит булимичкой – широкий, но плоский и открытый с боков, с вынесенными передними колесами, он выглядит легким и местами хрупким, как скелет.
Если смотреть на машины сверху, разница сразу бросается в глаза. Кабина автомобиля из Аркхэма сдвинута вперед (напоминая Pagani Zonda), чтобы освободить место в центре для турели. Снайдеровский же бэтмобиль наоборот отодвигает кабину назад, отдавая дань традиционным для многих классических бэтмобилей длинным капотам.
Также стоит заметить, что кабина в игре будет открываться, сдвигаясь вперед, а в фильме – откидываясь вверх двумя лепестками. Эти лепестки перекликаются с двумя панелями-спойлерами, уходящими назад от кабины, а в поднятом состоянии напоминают длиннющие уши нового бэткостюма из комиксов, внутри которого сидит Джеймс Гордон.
Еще одно отличие – кабина в игре одноместная, рассчитаная только на ушастого водителя (но есть отдел для двух-трех пассажиров/заключенных сзади), в фильме же кабина традиционная – двухместная, а блока для арестованных нет.
Ну и конечно, быстро становится понятно, что киноверсия куда приземистее и спортивнее игровой, даже переведенной в «режим погони», зато в плане маневренности бэтмобилю Rocksteady нет равных – гироскопические колеса, свободное перемещение влево-вправо, полный разворот на месте. Снайдеровской машине такое и не снилось. Ее, судя по роликам с места съемок, заносит дай бог.
Вышеупомянутые Pagani Zonda и ушастый бэткостюм Джеймса Гордона
Говорят, любимым бэтмобилем для каждого фатата становится тот, который он увидел первым еще в детстве. Со мной это правило работает – первый фильм Бертона познакомил меня не только с бэтмобилем, он и с Темным Рыцарем как таковым, поэтому именно его вариант бэтмобиля для меня всегда был самым любимым, самым каноничным и самым крутым. Мне нравился его пафос, его стильность, готичность и утонченность.
Когда я впервые посмотрел «Бэтмен: Начало» я был в ужасе, и в больше всего меня убил именно Тамблер. Большего извращения идеи стильного и изящного авто Бертона сложно было представить. Уже потом, посмотрев всю трилогию несколько раз вместе с видео о разработке и создании Тамблера, я потеплел к этой модели, но все равно считаю, что бэтмобиль должен быть именно этим – машиной, а не бэттанком.
И дело не в комикс-каноне – в комиксах тоже были танки, в том числе, и в решающем «Dark Knight Returns» Миллера. Но мне кажется, что видение бэтмобиля как огромной военной машины, равно как и вечная тенденция представлять бэткостюм броней – это непонимание персонажа.
Темный Рыцарь в комиксах очень редко пользовался броней, только в экстренных случаях, когда это было необходимо. Все остальное время он предпочитал маневренность и бесшумность обычного тканевого костюма сковывающей движения броне. Это было неплохо раскрыто в его борьбе с Азраэлем, который принял на себя роль Бэтмена на некоторое время и несколько увлекся. Тот как раз слишком уповал на свою броню, за что и поплатился. Сейчас комиксы снова вернулись к варианту «Железный Человек-Летучая Мышь», но учитывая, что внутри этого бэткостюма сидит Гордон, а не Брюс, это логично.
Два новых бэтмобиля кажутся мне шагом вперед по сравнению с Тамблером, так как изящество начинает возвращаться в их дизайн, и все же вариант Бертона по-прежнему остается на первом месте. Автомобиль Снайдера выглядит более безумно и оригинально, чем машина Rocksteady, но в киношном бэтмобиле меня крайне смущает одна вещь – я не могу перестать видеть в нем вот это:
Эти вынесенные передние колеса, этот открытый местами корпус – сходство слишком велико. И уверен, вы согласитесь, что меньше всего человеку хочется видеть в бэтмобиле игрушечную машину на радиоуправлении, смешно подпрыгивающую на любом камешке. Я лишь надеюсь, что в фильме она будет смотреться совсем по-другому. В конце концов, со многих ракурсов бэтмобиль реально выглядит грозно и не вызывает вышеупомянутых ассоциаций.
У бэтмобиля куда более богатая история, чем можно подумать. Если начинать серьезно копаться в ней, можно читать неделями. «Реальных» бэтмобилей, то есть созданных для большого и малого экранов, которые умели ездить и грозно урчать – всего 8 (не считая их же дублей), и это считая 2 варианта из первых черно-белых сериалов сороковых годов. Если же брать мульт-сериалы и, самое главное, комиксы, можно насобирать десятки разновидностей.
Бэтмен впервые появился на страницах комиксов в 1939 году, и его машина присутствовала уже в этом выпуске, но это был еще не бэтмобиль, а лишь авто Брюса Уэйна. Сам термин «бэтмобиль» появится лишь спустя два года, в 1941 году, но относиться от будет к опять же довольно обычно выглядящей машине, пусть и обладающей улучшенным движком и способной прошибать носом стены. Из бэт-символики присутствовал только несчастный значок на капоте.
Но уже пару месяцев спустя Джерри Робинсон нарисовал первый настоящий бэтмобиль, который заложит основы дизайна большинства будущих моделей: черный цвет, обтекаемые формы, морда летучей мыши на капоте, которую часто используют в некоторых вариантах до сих пор, и, главное – огромные бэт-плавники и закрытые от выстрелов колеса. На хроно-колбасе слева это авто отмечено 44 годом, но оно появилось еще в 41 и прошло через несколько близких вариаций за три года.
Еще один автомобиль, который однозначно стоит упомянуть – первая «реальная» машина Темного Рыцаря – кадиллак 39 года с откидным верхом. Он появился в первой экранизации Бэтмена – мелкобюджетном сериале 1943 года. Никаких изменений в дизайне у него не было, обычная машина. Причем, создатели сериала условились так – если верх поднят, это бэтмобиль, если опущен – машина Брюса Уэйна.
Второй черно-белый сериал про Лучшего Детектива вышел в 1949 году и снова роль бэтмобиля выполняла обычная машина, снова с откидным верхом, но на этот раз это была новехонькая Mercury 49 года. В таймлайне слева оба эти автомобиля отсутствуют.
Следующий знаковый бэтмобиль появился в комиксах в 50 году, когда Бэтмен заявил, что построит нечто, опережающее свое время на десятилетие. В новой машине появился легендарный колпак полностью прозрачной кабины, который затем перенесут и на один из самых известных бэтмобилей – из сериала шестидесятых.
Помимо этого новая машина должна была вмещать в себя полноценную лабораторию, верстак, реактивные ускорители и кучу гаджетов, которые затем войдут в постоянный арсенал бэтмобилей – радары, телеэкран, прожектор и так далее.
Перед тем как перейти к следующей эре бэтмобилестроения, еще один вариант списка самых важных транспортных средств Бэтмена и подборка самых запоминающихся машин в кино вообще:
Ну и, наконец, любимый бэтмобиль Криса Нолана, специально модифицированный для сериала 1955 года Линкольн Футура. В нем количество гаджетов начинает зашкаливать: атомный двигатель, ракеты, телефон, радар и компьютер. Тормозные парашюты, дым и гвозди, помогающие против преследователей и так далее.
Эта машина стала для многих главным бэтмобилем всех времен и в 2013 ушла с аукциона за 4.2 миллиона долларов.
Дальнейшая история всем более-менее знакома. В 89 году Бертон выпускает свою легендарную версию бэтмобиля, а затем в 95 Шумахер принимает от него бразды правдения франшизой и выпускает две своих версии машины Бэтмена. Они обе были довольно близки по стилю к авто Бертона, но запоминались по большей части тем, что светились как елочные игрушки изо всех щелей.
Любопытно то, что изначально студия связалась с Гигером и заказала у него дизайн нового бэтмобиля. И он его нарисовал:
Этому космическому бэтмобилю так и не суждено было попасть на экран, но частично Гигер повлиял на дизайн Машин Шумахера – ребра внешнего корпуса остались. По задумке великого художника две передние части крестообразного авто могли сходиться и расходиться на манер челюстей. И новый автомобиль из Arkham Knight тоже имеет четыре независимых «лапы» для каждого колеса, которые сдвигаются в гоночном режиме и раздвигаются для большей устойчивости и маневренности в боевом режиме.
Вообще, если забыть, что этот открытый бэтмобиль с длинным самым капотом был сделан для самого ужасного фильма про Темного Рыцаря, «Бэтмена и Робина», то можно влюбиться в эту штуку.
Что же касается всеми любимого Тамблера, советую посмотреть вышеупомянутый документальный фильм «Building the Batmobiles», в котором рассказывается о создании всех бэтмобилей, в том числе и пухлого творения Криса Нолана. На youtube она представлена только распиленной на три части по десять минут:
В качестве бонуса - вот небольшая подборка машин, которые могли бы стать бэтмобилями или уже удивительно похожи на них:
Есть две машины, которые были похожи на бэтмобили еще до того, как появился первый бэтмобиль и даже сам Бэтмен. Слева - Ролс Ройс 25 года, который уже сам по себе выглядел как машина Бэтмена - даже спинной гребень на месте.
Снизу - еще более любопытная машина. Этот футуристичный дизайн появился в 1939 году и должен был стать Duesenburg Coupe Simone Midnight Ghost, но этому не суждено было сбыться. К сожалению, эта задумка так и осталась лишь моделью.
Последняя игра про Бэтмена в серии Arkham вышла, когда она будет пройдена, фанатам Темного Рыцаря останется только дождаться фильма Снайдера, выходящего 26 марта 2016 года. Будем надеяться, что бэтмобиль Аффлека получится отпадным. А если нет - он точно не станет последним, нужно будет лишь подождать.