«Байки на Хэллоуин»: рецензия на антологию латиноамериканских страшилок
Сегодня в прокат вышла необычная и расхваленная критиками хоррор-антология «Байки на Хэллоуин» (Satanic Hispanics). На The Rotten Tomatoes у фильма 91% свежести, а среди поклонников — сам Гильермо Дель Торо. Рассказываем, удаётся ли режиссёрам ленты по-настоящему напугать своих зрителей?
Полиция приграничного города Эль Пасо приезжает на вызов в дом, полный трупов, и на месте преступления застаёт одного уцелевшего. Из тьмы кровавого подвала действие переносится в тусклый свет — выживший оказывается на скамье допроса и пытается доказать двум следователям, и нам, свою непричастность к страшной резне. Но довериться герою сложно — по всем документам он числится мёртвым, а себя называет Путешественником, который вынужден пересекать границу Мексики и США, скрываясь от божества смерти Сана Ла Муэрты. Чтобы убедить детективов в существовании потусторонних сил, обвиняемый начинает рассказывать жуткие истории.
Экспозиция, снятая Майком Мендесом, задаёт весьма высокую планку: опасная локация, необычная динамика, загадочный рассказчик с множеством секретов. Но по мере продвижения вглубь, фильм становится всё более неровным. Окунувшись в ужас с головой, в следующем сюжете мы уже смотрим пародию на «Реальных упырей» — вампир с манерами героя мексиканской мыльной оперы спешит попасть в свой склеп до рассвета. Далее мы теряемся в тревожном фолк-хорроре, в котором агент ЦРУ оказывается в заточении у кровожадной шаманки. Следом установленное соединение с фильмом обрывается — происходящее на экране становится бутафорским и слишком насмешливым.
Характер и жанр фильма определить трудно — он в каждое мгновение разный, как и зрители в заполненном кинозале. С одной стороны, это работает ужастику на руку — делает его по-хорошему трэшовым и непредсказуемым. С другой — разнузданным и неубедительным.
Над антологией работали пять талантливых латиноамериканских хоррормейкеров: режиссёр «Ведьмы из Блэр» и «Закусочной Долорес Роуч» Эдуардо Санчес, авторка эпизода «З/Л/О 85» Джиджи Сол Герреро, Майк Мендес («Город монстров»), Алехандро Бругес и Демиан Рунья («Оцепеневшие от страха»). Режиссёры из Мексики, Аргентины, Кубы договорились привнести в сюжеты частичку своей культуры, чтобы отразить разнообразие латиноамериканских народов и отпраздновать национальные хорроры.
Но погрузиться в фольклор по-настоящему удалось только режиссёрке Сол Герерре и её шаманским обрядам, Дэмиану Рунье с первым эпизодом про затворника-гения, который просчитал закономерность света и открыл портал в мир мёртвых. И, конечно, Мендесу с его Путешественником и божеством, олицетворяющим смерть. Другим главам не удаётся схватить дух народных страшилок из-за стилистической небрежности и жанровых перегибов их режиссёров. Санчес и Бругес обращаются скорее к образу массовой латиноамериканской культуры и уходят в хоррор-пародию — вот и получается еле-еле смешной вампир-мексиканец и альтернативная версия «От заката до рассвета» Роберта Родригеса.
В каждой главе по отдельности есть необычные приёмы, нехарактерные даже для жанра. Интересно реализованы даже избитые темы призраков, мертвецов, двойников или проклятий. Действительно, из каждого сюжета мог бы сложиться самостоятельный и очень атмосферный фильм.
Но при сборке этих ярких по отдельности историй вместо гармонии начинает звучать гул и скрежет — каждая глава норовит перекричать другую, отменяя тем самым выстроенное напряжение. Это общая проблема антологии как формы: невозможно бесшовно соединить радикально непохожие друг на друга истории. Это получилось, пожалуй, лишь франшизе «З/Л/О», где все эпизоды выполнены в одной эстетике «найденных плёнок» и объединяются смысловым лейтмотивом.
В случае «Баек на Хэллоуин» коллективу режиссёров не удалось определиться с одной тематической или формальной установкой. Каждый выбрал свой собственный темп и стиль повествования, понадеявшись, что фигура рассказчика сможет уравновесить разные по характеру и колориту фрагменты. Яркий и кровавый финал, конечно, спасает “байки” от полного распада, да и в целом, это кино способно удивить. Но всё же от хоррора с таким амбициозным замыслом непроизвольно ожидаешь большего. А в итоге получаешь эмоциональные качели, которым чуть-чуть не хватило, чтобы стать полноценным аттракционом ужаса или комнатой смеха.