А помните «Неуязвимого»?
«Неуязвимый» — это один из главных экспериментов в карьере Шьямалана. После нескольких успешных триллеров он решил поработать с комиксами, но не взялся за экранизацию какой-то конкретной истории, а попытался переосмыслить общий концепт исключительных людей в реальном мире.
К моменту выхода «Неуязвимого» мир уже увидел «Супермена» с Кристофером Ривом, «Бэтмена» от Тима Бертона и «Блэйда» от Стивена Норрингтона. В 2000 году также вышли «Люди Икс», заметно отличавшиеся от других фильмов по комиксам того времени. Понимая, что создать масштабное кино, способное соперничать с такими проектами, невозможно из-за бюджета, Шьямалан решил пойти по проверенному пути — он углубился в психологию героев.
Фильм рассказывает об охраннике стадиона Дэвиде Данне (Брюс Уиллис), который попадает в жуткую аварию на сошедшем с рельсов поезде. Из 132 пассажиров только Дэвид остается в живых, причем у него нет никаких повреждений — даже царапин.
Этот феномен попадает в СМИ, и о нем узнает Элайджа Прайс (Сэмюэл. Л. Джексон) — человек, страдающий несовершенным остеогенезом. Его кости очень хрупкие, и у него было несколько десятков переломов. Элайджа верит, что если он был рожден таким, значит есть кто-то, полностью ему противоположный. И он считает, что Дэвид — такой неуязвимый человек.
Фильм построен вокруг стараний Прайса убедить Данна, что он сверхчеловек. Достигает этого Элайджа через попытки объяснить Дэвиду, что вся его жизнь доказывает исключительность Данна: он никогда не болел, он способен «чувствовать» людей, поэтому выбрал работу, где нужно защищать, он физически гораздо сильнее, чем предполагал.
Может ли обычный человек действительно оказаться супергероем? И если так, то способен ли он выдержать груз ответственности? А что насчет его семьи? Способны ли они поверить в то, что выглядит как безумная идея из журнала комиксов?
М. Найт Шьямалан в 2000 году выпустил фильм, во многом предвосхитивший сюжетные приемы, которые впоследствии исследовались в других экранизациях комиксов. Он смог создать кино, которое при всей простоте сюжета отлично работает на основную идею — оно ставит под сомнение реальный мир, наглядно показывает, что для того, чтобы быть супергероем, не нужно уметь летать или владеть супергаджетами. Нужно лишь верить в себя. И этот путь веры проходит Дэвид Данн в «Неуязвимом».
Самая прекрасная часть фильма — его финал. Момент, когда Данн понимает, какой ценой Элайджа нашел Дэвида, как много людей пострадало за время поисков. Эти несколько завершающих минут потрясающе работают на эмоции и спустя годы после просмотра фильма.
Вышедший в 2016 году «Сплит» стал негласным продолжением «Неуязвимого» (Данн появился в финале картины), а в «Стекле 2018 года персонажи встретились. Мне очень жаль, что Шьямалан решил продолжить Unbreakable, потому что фильму не нужно продолжение. Открытый финал отлично работал на историю и позволял эксперименту быть разовым, предлагал зрителю самому решить, как в дальнейшем сложилась судьба Дэвида — стал ли он героем или усомнился в словах Прайса, узнав, что тот сделал на самом деле. Но увы.
Всё бы хорошо, но моменты с сыном убивают динамику и превращают фильм в скуку. Кроме сцены с пистолетом они ничего не дают. Имхо. А в остальном бодро смотрится.
Всё что я помню об этом фильме - это бесконечное уныние на лице Уиллиса (и на моём, когда я это смотрел)
О я помню, а помните, помните чубакку?