«Они считали, что у кинокомиксов нет аудитории». Интервью с М. Найтом Шьямаланом о фильме «Стекло»

Александр Башкиров
На Comic Con Russia 2018 нам удалось пообщатся с М. Найтом Шьямаланом — замечательным американским режиссером и сценаристом, написавшим и поставившим «Шестое чувство», «Неяузвимого» и «Сплит». Его новый фильм «Стекло» (Glass) выйдет на российские экраны 17 января 2019 года, и герои «Неуязвимого» встретятся там с главным антагонистом «Сплита». Мировая культура успела перевернуться вверх дном: если в 2000 году Шьямалану запрещали использовать слова «комикс» и «супергерой» в рекламе «Неуязвимого», то в наше время студиям невозможно продать фильм, не основанный на комиксе. Что же думает обо всем этом человек, одним из первых начавший снимать серьезное кино о супергероях и сверхзлодеях?

Интервью вел издатель «Канобу» Антон Городецкий

«Они считали, что у кинокомиксов нет аудитории». Интервью с М. Найтом Шьямаланом о фильме «Стекло» | Канобу - Изображение 1

Страшно подумать, но на сеансе «Неуязвимого» приходилось объяснять друзьям, что такое «магазин комиксов» — по крайней мере, в России… да наверное, и в США тоже? Что вы думаете о пути, который гик-культура прошла за последние 18 лет?

В США мы прошли не меньший путь. Когда я снял «Неяузвимого» в 2000 году, его никто не хотел продавать как фильм по комиксам, Disney не хотели выпускать фильм по комиксу, считалось, что для такого кино нет аудитории. Я помню точную цитату:

Это небольшая, нишевая группа с комик-конов. Никто из населения в целом не любит комиксы, так что давай не будем использовать слова «комикс» и «персонаж из комикса».

Я подумал, что ведь я-то люблю комиксы! Почему бы не попытаться продать фильм именно такой аудитории? Но я был совсем молодым, власти у меня не было. А сейчас мы зашли так далеко… я снял «Неуязвимого», когда мне было 29 лет. А сейчас вообще нельзя снять фильм не по комиксам, нужно объяснять, почему ты хочешь снять картину не по комиксу.

Удивительно, как мифология комиксов стала стандартом по всему миру, и как все люди — молодые, старые, мужчины, женщины, — видят свое отражение в этих историях. Частично «Стекло» именно об этом. Что это — какое-то психическое расстройство? Что происходит, почему в наши дни все так охотно подписываются на эту мифологию?

«Они считали, что у кинокомиксов нет аудитории». Интервью с М. Найтом Шьямаланом о фильме «Стекло» | Канобу - Изображение 2

Вы назвали фильм «Стекло» в честь персонажа Сэмюэля Л. Джексона… Когда вы писали сценарий, знали ли вы, что все три актера — Джексон, Уиллис и Макэвой, — смогут принять участие в фильме?

Мне невероятно повезло, что они все захотели поучаствовать в проекте, и что они сказали «да»… Я ведь снимаю скромные, малобюджетные фильмы, я их практически позвал к себе домой сниматься. Бросайте свои проекты, приезжайте, мы все снимем камерно, как пьесу. Чудо, говорю же!

Но когда я писал сценарий, я знал, что все трое хотят поработать со мной над еще одним фильмом. Так что я сказал: давайте сделаем сиквел сразу и к «Неуязвимому», и к «Сплиту». Все трое очень любят своих персонажей, это их самые любимые роли — Дэвид Данн, мистер Стекло, Кевин Уэнделл Крамб… так что убедить их сыграть этих героев снова было нетрудно.

Мне очень повезло, что я смог снова поработать с актрисой, сыгравшей маму в «Неуязвимом», и с мальчиком из фильма, который в наше время стал мужчиной. Он сейчас старше, чем я, когда ставил с ним «Неуязвимого»!

«Они считали, что у кинокомиксов нет аудитории». Интервью с М. Найтом Шьямаланом о фильме «Стекло» | Канобу - Изображение 3

Почему Крамб — такая важная часть «Стекла», раз у вас уже были и супергерой, и сверхзлодей? Это что, омаж супергеройским фильмам с двумя злодеями в духе многих частей «Человека-паука» и «Бэтмена»?

Ну, если без спойлеров… А вы УВЕРЕНЫ, что Крамб — плохой парень?

«Они считали, что у кинокомиксов нет аудитории». Интервью с М. Найтом Шьямаланом о фильме «Стекло» | Канобу - Изображение 4

Ну, он ест людей…

В нем 24 личности, и только одна из них ест людей! В случае с диссоциативным расстройством личности, если одна из личностей кого-то убила и человека судят, другая личность может сказать — «я этого не делал, мои принципы бы мне этого не позволили». Так что, сажать в тюрьму всех 24?

Люди с таким расстройством — это гипертрофированная версия любого из нас. В каждом из нас есть часть, способная на ужасные поступки, и часть, способная творить добро. Мы поддерживаем равновесие между этими влечениями…, но в случае с таким человеком, как Крамб, все это выставлено напоказ.

Он — скорее антигерой из комиксов, который может выступать как на стороне зла, так и на стороне добра, постоянно перескакивая из одного лагеря в другой.

Возвращаясь к самому первому вопросу… не пришлось ли вам продавать «Стекло» как супергеройский фильм — в наше время, когда так трудно убедить студию делать психологический триллер?

Я его продавал студии и как то, и как другое — как триллер по комиксам. Если «Логан» — вестерн в оболочке кинокомикса, то «Стекло» — это психологический триллер, который как следует приложили о комикс. Мне казалось, это удачное сочетание, партнерство, что эти компоненты — комикс и триллер, — уравновесят друг друга.

Студии идея очень понравилась. Я показал им сценарий, чтобы они поняли, в каком тоне я все хочу снимать, этакая мрачная, изощренная комикс-версия «Пролетая над гнездом кукушки».

Как же все-таки произошел этот перелом в сознании, когда кинокомиксы стали фильмами для всех, а не для «узкой аудитории»?

Сузились сами вкусы кинозрителей — больше нельзя снимать драмы и широко прокатывать их в кинотеатрах. Netflix, HBO… появились новые способы поставки такого контента. Я не говорю, что это хорошо, я бы с радостью пошел в кино на отличную драму, но сейчас в кино идут за групповыми переживаниями.

Комиксы — один из поводов сходить в кино, они предлагают зрелищность. Цифровые эффекты, фэнтези-миры… вы бы не стали на это смотреть на экране телефона или дома на айпаде. И, поскольку многие такие фильмы отталкиваются от персонажей — особенно у Marvel, — получаются комедийно богатые ленты, коллективно смеяться тоже приятно.

Мне повезло, что мои фильмы также интересно смотреть коллективно — саспенс, хоррор, сюрпризы в финале… Это не хочется смотреть одному, это надо испытать в зале, когда вместе с тобой в кресле подпрыгивают еще 400 человек.

Так что если объединить оба этих компонента — и зрелищность, и напряжение, — получится что-то, ради чего точно стоит идти в кино смотреть «Стекло».

«Стекло» (Glass) выйдет на российские экраны 17 января 2019 года.

«Они считали, что у кинокомиксов нет аудитории». Интервью с М. Найтом Шьямаланом о фильме «Стекло» | Канобу - Изображение 5

Компания MSI — партнер «Канобу» в рамках освещения выставки «ИгроМир» и Comic Con Russia 2018. MSI производит широкий спектр инновационного железа для геймеров: от ноутбуков и видеокарт до периферии и мониторов профессионального уровня.

Комментарии (4)

Шьямалян по моему крутой чувак, все его фильмы с какой то изюминкой, пусть не всегда получается шедеврально и с эффектом Вау, но он всё равно чем то цепляет... молодец

Если без спойлеров? Ну-ну.

Что этот индус себе позволяет!

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE