А помните мангу и аниме Bleach?
Приведенный ниже отрывок взят из шестой части топа «Канобу» лучших комиксов и манги за всю историю
Манга за авторством Тайто Кубо (настоящее имя — Нориаки Кубо), стартовавшая 20 августа 2001-го, — последний сенэн «большой тройки» журнала Jump. И если с One Piece и Naruto очевидно, почему они в нее вошли, то наличие среди них Bleach может вызвать сильное удивление. Ведь понять, как очередная «история о битвах» получилась на голову выше других подобных произведений, не так-то просто.
Так как Bleach во многом играет на контрастах, то и начать описывать ее стоит, как ни странно, со слабейшей стороны, которая, впрочем, минимально убавляет достоинства манги. Речь идет о финальной арке, перечеркивающей многие авторские достижения. В ней Кубо ввел множество вторичных и скучных персонажей, плюнул на основные концепции своего сеттинга и просто заметно исписался. Скомканный и поспешный финал и вовсе вызывает лишь разочарование вкупе с недоумением. Но давайте лучше вспомним золотые времена, когда Bleach была на пике своих сил и без особых затруднений обгоняла по продажам и популярности конкурентов.
Главный героем выступает пятнадцатилетний школьник Итиго Куросаки, холодный и циничный, но добрый внутри. Он обладает способностью видеть призраков людей. Однажды он сталкивается с ужасным монстром Пустым и девушкой по имени Рукия Кутики, которая оказывается так называемым «проводником душ» (синигами). Итиго случайно забирает у нее силы и сам становится синигами.
Так начинается приключение, которое вобрало в себя элементы Naruto, YuYu Hakusho и Saint Seiya, культуру Японии, Испании и Германии, отсылки к шедеврам мировой архитектуры и кинематографа. Bleach сочетает столько всего и перемешивает в удивительных комбинациях, что первоисточники узнать почти невозможно. Впрочем, и оригинального у Кубо хватает.
Восхвалять Bleach стоит уже за то, что она попыталась разрушить привычные рамки сенэнов, стать умнее, глубже, разнообразие, угодить так подросткам, так и взрослым, состоявшимся людям.
Но насколько это удалось? На каждую смелую и интересную мысль приходится несколько глав без какого-либо действия и развития в принципе. На любопытную предысторию персонажа и его моральные терзания — бессмысленные сцены со статистами и проходными, раздражающими героями. На потрясающе прорисованный эпизод — страница с одним-единственным иероглифом. Противоречия накладываются на противоречия, и однозначно сформулировать свое отношение к сюжету становится тяжелее с каждой главой.
Что это, постмодернизм и авторский умысел или обычная халтура? Тут уже все зависит от восприятия читателя, потому что никаких комментариев Кубо по этому поводу не дал. С другой стороны, никто не мешает наслаждаться историей. Даже, можно сказать, историями.
Каждая отдельная арка вполне могла бы стать самостоятельной серией. Из первых глав получился бы отличный триллер или даже хоррор, во «Вторжении в Общество Душ» замешаны интриги «властей» и социальное расслоение, а «Сага об арранкарах» — высококонцентрированный экшен с главной мыслью «сражайся за то, что тебе дорого, чего бы это ни стоило».
Такой вот получился Bleach. Далеко не идеальный и не стопроцентно лучший, но очевидно другой, стоящий в стороне и моментами даже на высоте от обычных сенэнов. Манга настолько максимально стильная и запоминающаяся, что ее ни с чем не спутать. Если вы любите японские комиксы, то обязательно попробуйте Bleach, даже если вас воротит от постоянных сражений. Это уникальная вещь и наглядная демонстрация взлета до небес и последующего глубокого падения.
А ведь все могло закончиться хорошо. Кубо только и требовалось, что завершить мангу на «Саге об арранкарах». На тот момент у него были подбиты итоги всех важных сюжетных линий, присутствовал внятный, логичный финал. Да, некоторые моменты нам так и не пояснили, но они спокойно списывались на загадочную недосказанность и пространство для фанатских теорий. Автор ушел бы на пике славы, Bleach восхваляли бы приблизительно так же, как сейчас — Boku no Hero Academia.
Увы, этого не произошло. Неизвестно, пошел ли Кубо на поводу у негодующих фанатов или это было его собственное решение, но он продолжил мангу. Тревожные звоночки начались еще во время арки «Потерянное удостоверение синигами», в которой градус эпика значительно снизился, а некоторые сюжетные решения выглядели странно. К примеру, Итиго научился разбрасываться смертоносными свастиками. На самом деле так выглядит гарда его меча, но впечатление все равно сильное.
Возможно, это был такой любопытный тизер, ведь образы злодеев следующей арки «Тысячелетняя кровавая война» основывались на культуре Германии. Но это не важно, ведь вся ее сюжетная линия оказалась полным провалом.
Просто вдумайтесь — целых четыре последних года в Bleach не было совершенно ничего хорошего. Даже в целом неплохие моменты и рядом не стояли с более ранними главами, в остальном же это был беспросветный мрак и нескончаемый ад.
Этот сюжет так и не попал в аниме, которое закрыли на 366-й серии. Манга же умирала в муках, последние главы и вовсе выглядели попыткой автора как можно скорее избавиться от своего детища. На него, к тому же, давило издательство, потому что дальше продолжаться подобным образом уже не могло. Увы, последняя глава Bleach не вызвала фурора, шквала слез и прощаний, как было в свое время с Naruto. Последние несколько лет выпуска все просто постарались забыть, как ночной кошмар.
Но давайте вернемся к позитиву и поговорим об аниме-сериале, стартовавшем 5 октября 2004 года. Манга тогда выходила уже несколько лет и отлично себя зарекомендовала, так что экранизация была лишь вопросом времени. Производство взяла на себя студия Studio Pierrot, параллельно, как ни иронично, занимавшаяся аниме Naruto. А режиссером выступил Нориюки Абэ, ранее поставивший один из источников вдохновения Кубо — YuYu Hakusho.
Но был в команде еще один человек, без которого Bleach получился бы совершенно иным и, вероятно, не столь привлекательным. Речь идет о композиторе Сиро Сагису, который помимо всего прочего написал пробирающую до мурашек оркестровую музыку всего «Евангелиона». Если послушать саундтреки других многосерийных экшен-аниме, то мелодии там очень часто чересчур простые и однотипные. Они выполняют рабочую роль и призваны служить лишь фоном, не больше.
В Bleach все не так. Сагису часто экспериментирует со звучанием, потому испанские мотивы могут смениться шаблонной поп-песней, а затем перетечь в безумно красивую и грустную мелодию на рояле. Музыка в аниме равноправна с визуальной частью, а вместе они оказывают чарующее впечатление на зрителя. Отдельные композиции спокойно могут поселиться в вашем трек-листе.
Но и без них в Bleach полно моментов, которыми можно вдоволь налюбоваться. Спасибо за это стоит сказать Кубо, которого можно долго ругать за любительскую сценарную работу, но рисует он прекрасно. Да, он жертвует местами фонами и проработкой деталей, зато в итоге получаются стильные, мрачные и очень крутые сцены. В аниме все их сильные качества усилились в несколько раз.
Потому каждая битва, даже с самыми рядовыми врагами — это достойное зрелище, а уж когда на сцене появляется противник посерьезнее, то можно ожидать феерии красок и торжества анимации.
Благодаря тому, что Bleach начал выходить в качестве сериализации последним из «большой тройки», то в техническом плане его начало получилось самыми совершенным. Потому новичкам лучше всего начинать как раз с него, потому что на те же первые серии One Piece уже без боли в глазах не посмотришь.
Опять же, если сравнивать с большей частью сенэнов, у Bleach более четкая и разнообразная структура повествования. One Piece очень быстро из-за разросшихся масштабов заполнился постоянной беготней и сражениями второстепенных, никому не интересных героев. Naruto состоит из тренировок и постоянных рефренов «я стану хокагэ» и «Саскэ, вернись в деревню». Да, в Bleach подобные клише тоже встречаются, но его сюжет разнообразнее, неожиданнее, смелее и интереснее.
Отношение к экшену, конечно, у каждого свое, но в этом аниме за основу берется то, что любят если не все, то очень многие, — сражения на мечах. Начинается все со стандартных (ладно, временами — очень больших) катан, которые затем трансформируются в самые удивительные вариации холодного оружия. Смешайте это все с нестандартной системой магии — и получите, возможно, самые лучшие сражения в многосерийных сенэнах.
С идеологической составляющей тоже порядок. Многие сюжетные ходы отсылают к японским и испанским представлениям о загробной жизни. Мифы и легенды разных народов Кубо тщательно скомпоновал и дополнил личными взглядами на окружающий мир. Благодаря этому истории героев не состоят из стандартной цепочки «поражение-превозмогание-победа». Они осмысливают себя и свои поступки, идут на сделки с совестью и стараются отгородиться от прошлого ради достижения своей цели.
Местные герои и злодеи — отдельное достижение Bleach. Итиго к удивлению не выглядит протагонистом истории, в которой вершатся судьбы миров. Он похож на обычного школьника, немного замкнутого и раздражительного, но со своими представлениями о справедливости. Его окружение — такие же простые люди со своими заморочками. И тем интереснее наблюдать, как они сталкиваются с чуждым для себя миром Общества Душ.
Но у аниме не получилось избежать самой главной проблемы сериализаций — многочисленных филлеров. В Bleach они до неприличия длинные, потому что из них попытались сделать полноценные сюжетные арки. По качеству они заметно уступают основной истории, а их количество составляет 166 серий, то есть 45% процентов от общего количества. Не самый приятный показатель.
Положительно можно отозваться лишь об арке «Восстание занпакто». Этим словом в аниме и манге называют оружие синигами. Создавалась она при участии самого Кубо, потому показанные персонификации мечей можно считать каноническими. Да и сюжет получился без скидок интересным и необычным, ведь ситуация, в которой против персонажей восстают их катаны, причем принявшие относительно человеческий облик, далека от ординарной.
Получил Bleach и четыре полнометражки. Memories of Nobody стоит смотреть разве что из-за красивый городских пейзажей. The Diamond Dust Rebellion, кажется, создана лишь для того, чтобы порадовать фанатов самого популярного персонажа серии — Хицугаи Тосиро. С Fade to Black дела уже получше, потому что она, несмотря на масштабные события, получилось очень личной историей взаимоотношений Итиго и Рукии. А вот Hell Verse стопроцентно заслуживает просмотра. Она расширяет вселенную аниме, презентуя довольно сюрреалистичную версию ада, дарует главному герою новые способности и хороша во всех моментах.
А что касается фильма с живыми актерами… Ну, он явно не попал бы в нашу подборку худших аналогичных аниме-адаптаций, однако что-то выдающееся собой не представляет. Съемочная команда постаралась совместить новый сюжет с традициями оригинала, но, если судить по некоторым рецензиям, проваливается в обоих начинаниях. Но актерский состав хорошо справляется со своими образами, потому дать шанс фильму вполне можно.
На фоне его премьеры и выхода новой ваншот-манги Тайто Кубо Burn the Witch поползли слухи о возможном возвращении Bleach. Если это окажется правдой, то у мангаки будет шанс дописать или даже переписать концовку, чтобы она стало достойной наследия серии.
Но даже если и нет, то Bleach все равно остается важной для поп-культуры серией. С нее легко начинать свой путь в мир «японских комиксов» и анимации. И даже прожженные фанаты аниме и манги смогут найти в ней свежесть и оригинальность. Потому если вы готовы окунуться в удивительный мир, полный призраков, экстравагантных персонажей, стильных битв, культурных отсылок и множества других приятных моментов, то Bleach вас ждет не дождется.