Afterparty от авторов Oxenfree — главный претендент на инди года
Одной из отличительных черт Oxenfree была феноменальная приземленность сценария и персонажей и механика, превращающая игровые диалоги в подобие живого разговора. Герои общались на обычные подростковые темы, максимально реалистично реагировали на происходящее (по сюжету кучка тинейджеров попала на остров, где происходит нечто мистическое), а диалоговые опции позволяли завести разговор в совершенно разные дебри.
Можно было провоцировать одного, проявлять симпатию к другой, либо же вообще не выбирать ни одной реплики, погружаясь в тотальный игнор, за что в Steam даже можно получить ачивку. Сюжетно Oxenfree была линейной игрой, однако из-за скрупулезной проработки диалогов она ощущалась богатой на выбор, где с каждым из четырех персонажей можно построить действительно сложные отношения. Здесь лор перевешивал повествование, глубина погружения нивелировала относительную нудность сюжета, отчего скромный, и в чем-то экспериментальный, инди-проект с лихвой отбивался по эмоциям.
Afterparty — это идейный наследник Oxenfree, где знакомую формулу усилили, а шутки с отдельными репликами цепляют в разы сильнее. В ней массив букв заставляет как смеяться до слез, так и погружаться в философские рассуждения о жизни. В последнем случае уже без шуток.
Еще по теме:
Анти-божественная комедия
Afterparty — крайне острая не столько игра, сколько своего рода артхаус. Как и Oxenfree, она походит на авторский фильм, полностью завязанный на диалогах, bonding-моментах и грамотном юморе, от которого не сводит скулы. Afterparty — о Майло и Лоле, (потрясающе озвученных) лучших друзьях, при жизни сторонящихся компаний; аутсайдерах с багажом подколов «для своих», которыми с каждой минутой, проведенной в игре, проникаешься, отчего шутки начинают звучать хлестче.
Попав в Ад, двое друзей со взглядом собаки из мема «This is fine» ищут способ избежать участи страдальцев и в конце концов находят лазейку. Им всего лишь нужно перепить Сатану — главного патимейкера и алкоголика Ада.
Если Oxenfree была завязана на построении тесных отношений между друзьями, то Afterparty — это череда случайных знакомств и диалогов, сплошной бар-хоппинг с собутыльниками-однодневками. Перед тем как добраться до Сатаны, Майло и Лоле предстоит перетусить ряд других демонов, однако больше всего удовольствия приносят не столько ключевые квесты, сколько бэкграунд игры. В каждом баре есть по четыре уникальных напитка (все бесплатные и их можно брать неограниченное количество раз, мы же в Аду). Они так или иначе влияют на героев, а точнее — на их третью реплику в диалоге, которая открывается только после глотка очередного коктейля.
Еще по теме:
«Последняя жена Синей Бороды» (Bluebeardʼs Last Wife) заставит говорить как пират, «Пушка Томми» (Tommy Gun) сделает из вас гангстера, Чистая Кислота (Literally Acid)… с ней все и так понятно. В основном «интересные» перки дают только 1-2 напитка из бара — другие же просто придают эффект храбрости, из-за которого каждая «коктейльная» реплика будет в пользу игрока.
Помимо диалогов алкоголь иногда открывает и новые интерактивные возможности: выпив «Синюю Бороду», например, можно будет сигануть с балкона прямо на вышибалу VIP-зоны, другой же напиток даст возможность поговорить с таинственным демоном в закоулке бара.
В какой-то степени разные действия напитков придают Afterparty реиграбельности, разве что она мнимая — сюжет по-прежнему линеен и не меняется от той или иной реплики. И все же заглянуть повторно в тот или иной бар стоит — по большей части игра впечатляет именно своими рандомными разговорами и шутками. А еще качеством лора, которым хочется захлебнуться, буквально выжать каждый коктейль до последней капли, послушать фоновые перепалки демонов (порой случайные кулстори занимательнее основного сюжета) и перепробовать каждый эффект предложенных напитков. Опять же, Night School более чем умеют в диалоги — и от Afterparty можно получить удовольствие не столько играя, сколько просто слушая.
Не Ад, а Рай наоборот
С другой стороны, Afterparty — это еще и крайне серьезная игра. В каком-то смысле Night School переработали сущность Ада — и нет, дело не только в выпивке (хотя по большей части все же в ней). Демоны устали работать, пытки стали рутиной, а выгорание (в Аду так тем более) никто не отменял. Так появились бары, алкоголь, социальная сеть преисподней Bicker, где демоны, и еще не приговоренные к пыткам люди, поливают друг друга грязью. Проще говоря — твиттер.
Сатана в Afterparty также не представлен какой-то нечистью. Люцифер — не воплощение чистого зла, но просто бунтарь, который пошел против системы. Night School предлагает взглянуть на мифический концепт с иного ракурса, где Сатана не задумывал зло как зло в привычном понимании, но хотел дать альтернативу, выбрать другой путь, который отличался бы от замыслов Бога.
Время от времени Afterparty прерывается на подобные философствования, которые ненавязчиво вклиниваются в геймплей и повествование. А на монолог какого-нибудь демона можно конкретно залипнуть.
Ад — это люди (и это точно)
Попав в Ад, как таковых ответов Майло и Лола не получают — от чего и как они вообще умерли и, конечно, за что попали в пекло. Причина, по которой герои решились на битву с Сатаной, — твердая уверенность в том, что они тут по ошибке и вообще не заслуживают подобной участи.
Еще в самом начале Майло и Лоле присуждают персонального демона — Черверогу (Wormhorn), цель которой ментально выбесить и задеть персонажей. Все моменты с демоном — это спонтанные вставки, где Черверога препарирует прошлое Майло и Лолы, насмехается над их грешками, настраивает друг против друга, ворошит больные воспоминания.
Afterparty еще и о дружбе. Продолжая традиции Oxenfree, Night School вновь обращается к ключевой теме своих (пока что всего двух) игр и выкладывает простую истину: отношения — это кропотливый труд. Afterparty начинается с имитации выпускного, где два зашуганных гика обижены на весь мир, причитают друг другу в своей скромной компании, пока все вокруг веселятся, а некоторые из окружающих даже не знают, что с ними несколько лет учились какие-то там Майло и Лола.
На протяжении всей игры Afterparty открыто намекает, что не нужно быть снобом. Сатана восстал не потому, что обиделся на весь мир — он просто хотел расслабиться, по-ребячески сломать правила и больше не ставить каких-либо ограничений. Демоны в Аду пытают людей, а после смены идут спиваться с ними же в бар — без брезгливости и взглядов свысока. И этому у них Майло и Лоле стоит поучиться — а вопрос о невинности двух друзей снимается сразу, как мы чуть больше узнаем об их прежней жизни, в которой сами герои, казалось бы, не видят ничего плохого.
Afterparty — игра, в которой практически нет геймплея, но это ей ничуть не мешает. Это один из немногих современных проектов, который способен зацепить и увлечь чистейшим нарративом — качеством диалогов, лора, мира игры в целом. Afterparty может быстро наскучить с первых же секунд — на экране льется бесконечный поток английских букв (официальной русификации у игры нет), реплики спонтанно всплывают и исчезают, а Сатана, с которым ты вроде как ведешь диалог, периодически прерывается на комментарии своих переписок в Bicker, параллельно здороваясь с каждым пришедшим на тусовку, и ты уже не понимаешь, кто с кем и о чем говорит.
Конечно, в Afterparty есть ряд мини-игр, вроде бир-понга или конкурса танцев, но все это — лишь мелкие пункты, работающие на погружение, тогда как эмоции от игры получаешь непосредственно от пьяных разговоров с демонами и братанием с Люцифером за бокалом «Глобального Вымирания». И только из-за этого Afterparty если не игра на десять из десяти, то как минимум на твердую девятку.