Впечатления от Sea of Solitude — плохой игры, неумело говорящей на важные темы

Егор Парфененков
Многие игры способны подарить впечатления только «здесь и сейчас» — окунуть в тот или иной сеттинг, пробить на эмоции сильным сценарием или же завлечь нетривиальным геймплеем. Но есть категория игр, которые пытаются обратить внимание на что-то важное уже в реальной жизни — при помощи образной интерпретации депрессии или сюжетом с сильным посылом. Sea of Solitude — одна их них. Но она, к сожалению, справляется со своей задачей крайне неумело и вызывает разве что недоумение.

Мы уже прошли курс терапии в Firewatch, побороли внутренних демонов в Hellblade: Senua’s Sacrifice, попытались разобраться в себе через What Remains of Edith Finch, пережили деменцию близкого человека в Ether One — список можно пополнять долго, так называемых «психологических» игр уже вышло немало. И большинство работало исключительно на наши эмоции — акцентировало внимание на чем-то серьезном или же помогало взглянуть на проблему с другой стороны.

Sea of Solitude попыталась втиснуться в эту нишу. Игра начинается с письма от Корнелии Гепперт из студии Jo-Mei Games, в которой разработчица предупреждает о возможных триггерах, так как сюжет Sea of Solitude основан на реальном опыте одиночества.

Вспомнив Hellblade: Senuaʼs Sacrifice или ту же недавнюю GRIS, я заведомо приготовился к чему-то морально сложному и трогательному и… уже через пару часов захотел забросить игру.

Скучный геймплей, вялый сторителлинг, детские диалоги — чем дальше продвигаешься по Sea of Solitude, тем больше игра вызывает вопросов. Проснувшись посреди бушующего моря, Кэй (так зовут странно выглядящую героиню в угольно-черном оперении и с ярко-оранжевым рюкзаком) на лодке плывет до еле видного источника света, который оказывается летающей девочкой в комбинезоне. Она — что-то вроде вашего путеводителя в странном городе, напоминающем Венецию (хотя на самом деле разработчики взяли в качестве модели Берлин) — всюду мелькают дома, кафе, колокольни, между которых проплывает Кэй и на которые в любой момент можно взобраться, покинув лодку.

Мир в Sea of Solitude устроен так, что вместе с героиней он периодически переживает взлеты и падения. Сейчас море спокойно, вокруг светло, можно бегать и плавать где угодно, угроз нет. Но вскоре небо становится пасмурным, начинается дождь, а при приближении к воде из нее вылезают чьи-то руки, способные затянуть на дно. Еще через какое-то время начинает штормить, и в море появляется монстр, который только и ждет, когда Кэй коснется воды.

Условия ухудшаются по мере приближения героини к эпицентру той или иной проблемы. Каждая из них представлена в виде огромного метафорического монстра — отстраненной вороны, непонятного существа с щупальцами, токсичного хамелеона, разгневанного волка и злой девочки с панцирем. Все эти образы кого-нибудь олицетворяют — младшего брата Кэй, ее родителей, парня и, собственно, саму героиню. И каждого такого монстра она пытается не столько побороть, сколько выслушать и наладить с ним отношения.

И вроде концепт кажется интересным, но реализована Sea of Solitude не просто слабо, но откровенно плохо. Разработчики не смогли определиться с центральной механикой, поэтому буквально запихнули в игру все, что только пришло им в голову. На одном уровне мы бегаем от чертят (образы детей, которые буллили брата Кэй), на другом взбираемся на здание по платформам и лавируем между ловушками, а на третьем размораживаем столбы льда предметом, который украли у разгневанных ведьм.

Sea of Solitude раздражает своей сумбурностью. У Jo-Mei нет единой установки по поводу геймплея, отчего игра ощущается браузеркой, в которой каждый элемент выполнен с акцентом на «лишь бы было ярко и броско», с нелогичными противниками и механиками.

Примерно то же можно сказать про сюжет: общая идея есть (сделать игру про ментальные расстройства), но в деталях Sea of Solitude максимально поверхностна. Перепалки между Кэй и монстрами здесь в духе «Ты — ничтожество и сплошное разочарование!», а ответ зачастую — «Нет, я не такая!». Да и количество общих, наивных фраз зашкаливает.

Обзор Sea of Solitude — плохой игры, неумело говорящей на важные темы | Канобу - Изображение 2667

Sea of Solitude не предлагает сильную историю. Здесь нет глубоких персонажей, нет диалога на тему психологических проблем — лишь блеклая видимость препарирования феномена одиночества и депрессии, однако как таковую связь с игроком Jo-Mei не выстраивает. Да что там — как можно проникнуться игрой, когда в ней со всей серьезностью авторы подают такой диалог:

— «Меня сегодня опять дразнили в школе. Думаю, я этого заслуживаю. Возможно, мне стоит покончить с собой…»

— «Ахаха, что ты там говорил? Ты хорошо проводишь время с друзьями из школы? Мой парень скинул мне такую смешную картинку с котом!»

Sea of Solitude можно поставить плюсик за попытку дестигматизации ментальных проблем, но как игра она проваливается в каждом аспекте.

Возможно, Jo-Mei рассматривали в качестве своей целевой аудитории детей до 10-ти лет — только в этом случае Sea of Solitude выглядит уместной в своем жанре (и то, сомнительно — при живых-то Last Day of June и Ori and The Blind Forest). В остальном же игра — разочарование, которое не способно пронять на хоть какие-то эмоции кроме недоумения. И уж точно оан не поможет разобраться в себе и своих проблемах.

Больше о Sea of Solitude

Последние статьи