9 красивых манг для творческого вдохновения: от фэнтези до киберпанка

Манга как одна из признанных форм визуального искусства играет значительную роль в современной популярной культуре. Её повествовательные и художественные приёмы можно заметить в видеоиграх, кинематографе, уличном искусстве и рекламе. Чтение манги может стать не только развлечением, но и источником вдохновения для собственных экспериментов с графическими формами и сторителлингом.
Собрали девять примеров манги с красивым визуалом и необычными художественными решениями.
«Блейм!» (Blame!)

Может быть, на Земле, может быть, в будущем немногословный герой путешествует по безгранично разросшемуся Городу в поисках Сетевых Терминальных Генов.
Источник: Afternoon
Автор: Цутому Нихэй
Жанр: сэйнэн, киберпанк, постапокалипсис
Год: 1997-2003
Количество: 66 глав
Экранизация: прямой экранизации нет
Рейтинг: MAL — 8.2
Повествование через окружение
Дебютная манга Цутому Нихэя рассказывает историю через окружающие объекты — большую часть путешествия Килли сквозь бесконечные лиминальные пространства сопровождают разве что шумы и скрипы. Диалоги же, когда они случаются, отличаются предельной функциональностью и лаконичностью. Это отсутствие человеческого присутствия компенсируется обилием строительных конструкций, разворачивающихся во всех направлениях.
Мангака свободно экспериментирует с ракурсами, перспективой и точками фокусировки, вызывающими наибольшую степень дискомфорта и внутреннего напряжения, вводит в свой рисунок знакомые читателю объекты, позволяющие оценить масштаб и грандиозность Мегаконструкции. Например, на одной из панелей мы видим спутник Земли, поглощённый бесконтрольным строительством, на другой — смутно угадываем фигурку героя на фоне уходящей в бесконечность анфилады мостов.

Фрейм из манги «Блейм!»
Источник: Afternoon
По профессии Цутому Нихэй архитектор, что задало направление его первой работе.
«В то время, когда я только вернулся в Японию, я работал на полставки в фирме архитектурного дизайна, где, например, научился представлять, как выглядит структура стен изнутри. Так, здания выше 10 этажей построены с использованием стальных перекрытий, и сейчас я знаю, как они сконструированы, и могу сказать, как работает система трубопровода. Таким образом, я могу рисовать подобные вещи, даже не обращаясь к справочной литературе».
Знание особенностей материала и устройства конструкций позволило изобразить многочисленные постройки на разной стадии разрушения и визуализировать эстетику распада с помощью виртуозного владения штриховкой. Местами она выглядит нарочито небрежной, а местами — тщательной и фотографически точной.
«Берсерк» (Berserk)

Чёрный Мечник Гатс, вооружённый огромным мечом, бродит по королевству Мидланд, выкашивая орды демонов, жаждущих его смерти.
Источник: Young Animal
Автор: Кэнтаро Миура
Жанр: сэйнэн, тёмное фэнтези, драма, боевик
Год: 1989 год — настоящее время
Количество: глав на настоящий момент — 383
Экранизация: «Берсерк» 1997-1998 / «Берсерк: Золотой век» 2012
Рейтинг: MAL — 9.4
Дьявол кроется в деталях
Средневековые замки, устрашающие доспехи и оружие, пугающие в своей кровавой ярости демонические отродья — главной особенностью художественного стиля Кэнтаро Миуры является пристальное внимание к деталям. Каждый, казалось бы, незначительный элемент композиции тщательнейшим образом проработан и прорисован, а затем вписан в окружение. Уникальность стиля Миуры заключается в выверенном сочетании академической штриховки и реализма с традиционной для сёнен-манги рисовкой, достигнутом путём долгой практики и упорной работы над собой.

Фрейм из манги «Берсерк»
Источник: Young Animal
«Дело в том, что когда ты просто фанат манги, не стремящийся стать художником, ты можешь выбирать любую мангу и читать её в пределах своей зоны комфорта. Но когда ты сам пытаешься стать художником, этого недостаточно. Ты не справишься. Поэтому было время, когда я старался читать как можно шире — и этому есть предел, но я старался читать практически всё, что не было мучительно, всё, что мне рекомендовали, всё, что было популярно… Примерно от школы до университета. Всевозможные книги, манга, фильмы — всё, что мог».
Помимо тщательной работы над деталями стоит обратить внимание на количество визуальных цитат и отсылок, присутствующих на страницах «Берсерка» и демонстрирующих богатый опыт и насмотренности художника. Средневековая архитектура и оружие, кинопродукция, работы западных художников и коллег-мангак, европейский фольклор, даже особенности строения насекомых — Миура перерабатывал под свои цели огромное количество входящей информации.
«Скала Кэн» (Sun-Ken Rock)

Молодой японец переезжает в Южную Корею вслед за любимой девушкой, планируя стать полицейским, однако вместо этого возглавляет местную банду.
Источник: Young King
Автор: Boichi (Пак Му Джик)
Жанр: сэйнэн, этти, драма, комедия, боевик
Год: 2006-2016
Количество: 181 глава
Экранизация: нет
Рейтинг: MAL — 7.8
Анатомическая точность и усердный труд
Художественный стиль Boichi отличается реалистичностью и детализацией — вкупе с высокой работоспособностью это порождает слухи о том, что под псевдонимом скрывается сразу несколько художников, работающих вместе. Однако секрет успеха мангаки — в сосредоточенности на том, чем он занимается и одержимость своим ремеслом. Пак Му Джик начал усердно рисовать в двухлетнем возрасте. Целеустремлённый юноша изучал физику в университете, так как хотел создавать реалистичные истории в научно-фантастическом сеттинге, а в аспирантуре работал над технологиями обработки изображений. Дополнительно к этому солидному багажу мангака изучал киноискусство и выпускал книги для начинающих художников.
«Скала Кэн» — тестостероновый и жестокий пир плоти, где мужчины с мускулистыми телами безжалостно мутузят друг друга, а порочные красавицы демонстрируют крайне небольшое количество одежды и моральных принципов. Boichi уделяет пристальное внимание анатомии, тщательно прорабатывая мышцы и текстуру кожи, статичные и динамичные позы. Манга могла бы стать невыносимо скучной даже при всей своей высокой художественной ценности, однако градус пафоса снижает наличие сатирических и пародийных вставок.

Фрейм из манги «Скала Кэн»
Источник: Young King
Не избегает Boichi и экспериментов с компоновкой панелей и сложными ракурсами, позволяющими передавать скорость, стремительность и жестокость боевых сцен, чередуя их с глубиной и спокойствием статичных изображений.
«Мою работу мангаки можно сравнить с долгим духовным путём, ведущим к просветлению в буддизме, или даже с практикой мастера кунг-фу, который неустанно тренируется, чтобы овладеть своим искусством. Как и жизнь Миямото Мусаси: ежедневные тренировки ради постоянного стремления к новому уровню. Именно этот дух мы находим у японских мангак, именно так они смогли достичь своего нынешнего уровня, и именно ради этого я работаю».
«Клинок Бессмертного» (Blade of the Immortal)

Юная сирота, спасающаяся от преследующих её убийц, нанимает бессмертного воина, вставшего на путь искупления.
Источник: Afternoon
Автор: Хироаки Самура
Жанр: сэйнэн, драма, боевые искусства
Год: 1993-2012
Количество: 207 глав
Экранизация: «Клинок Бессмертного» 2008 / «Клинок Бессмертного» 2019-2020
Рейтинг: MAL — 8.4
Искусство добивания
Хироаки Самура — представитель классической школы рисунка. В его работах используется академические штриховка, растушёвка и работа со светотенью, что очень заметно в отрисовке драпировок на одежде, текстуре твёрдых поверхностей и передаче особенностей внутреннего освещения. Важной отличительной чертой художественного метода мангаки является сложная прорисовка рук персонажей несмотря на упрощенное изображение их фигур в целом. Самуру полностью устраивает монохромная цветовая гамма его работ и привнесение цвета в его истории кажется ему излишним и даже нежелательным.
- «Клинок бессмертного» стал вдохновением для большого количества мангак. Например, для Масаси Кисимото («Наруто») манга стала источником, по которому он изучал мастерство выстраивания структуры и расположения кадров.
Самура достаточно поверхностно разбирается в восточных единоборствах — всё, что изображено на страницах манги является результатом полёта фантазии. Отсутствие ограничений в виде правил ведения боя позволяют сосредоточиться на художественной составляющей и изображать самые изощрённые способы нанесения ударов.

Фрейм из манги «Клинок Бессмертного»
Источник: Afternoon
Каждый эпизод «Клинка Бессмертного» включает эпичную схватку на мечах, которая завершается преувеличенно эффектным, гротескным ударом, запечатленным на всю страницу. По словам Самуры, самое сложное в создании подобных страниц и разворотов — придумать максимально подходящую позу. Подобные творческие поиски обычно растягиваются на несколько часов.
«Для меня самое главное в работе над мангой — это объяснение. Прежде всего нужно объяснить, что происходит в данной сцене. Кадры в манге отличаются от кадров в кино тем, что необходимо показать больше общих планов. В фильме же можно долгое время оставаться в рамках крупного плана, потому что фон выполнен в цвете и в принципе понятно, что происходит. В отличие от манги…».
«Хеллсинг» (Hellsing)

Секретная организация под руководством правнучки Абрахама Ван Хеллсинга защищает людей от сверхъестественных любителей человеческой плоти и крови и религиозных фанатиков.
Источник: Young King OURs
Автор: Кота Хирано
Жанр: сэйнэн, ужасы, сверхъестественное
Год: 1997-2008
Количество: 92 главы
Экранизация: «Хеллсинг: Война с нечистью» 2001-2002 / «Хеллсинг OVA» 2006-2012
Рейтинг: MAL — 8.2
Стильное насилие
В работах Хирано плавность и пластичная текучесть форм сочетается с чёткостью контуров и лаконичностью линий и светотени. «Хеллсинг» не гонится за реализмом — движения исполнены пафоса и гротеска, позы — вычурности, элегантности и безумия. Потусторонний ужас и особо кровавое насилие мангака передаёт, прибегая к искажению пропорций, углублению и разрастанию чёрного цвета на панелях, деформации объектов и перспективы, нестандартным ракурсам.

Фрейм из манги «Хеллсинг»
Источник: Young King OURs
«Я творю в соответствии со своими желаниями, своими идеями, абсолютно так, как хочу. Я не устанавливаю себе никаких правил и даю волю своему воображению, никогда не ограничивая и не разочаровывая себя».
На страницах «Хеллсинга» нас ждёт арсенал всевозможного огнестрельного и холодного оружия, тщательно прорисованного и подогнанного под персонажа, им пользующегося — манера владения тем или иным орудием смерти индивидуальна и раскрывает психологические особенности своего владельца.
«Бродяга» (Vagabond)

История жизни одного из самых выдающихся фехтовальщиков Японии
Источник: Morning
Автор: Такэхико Иноуэ
Жанр: сэйнэн, приключения, исторический
Год: 1998-2015 (приостановлена)
Количество: 327 глав
Экранизация: нет
Рейтинг: MAL — 9.2
Творческие поиски
К моменту начала работы над «Бродягой» Такэхико Иноуэ уже приобрёл культовый статус в Японии и за её пределами — манга «Слэм-данк» продавалась многомиллионными тиражами и принесла ему заслуженную славу. Однако работа над историческим сюжетом изначально подразумевала трансформацию художественной и повествовательной манеры — ведь одно дело — изображать напряжённые баскетбольные схватки, и совсем другое — переносить на бумагу духовные странствия и сражения на мечах одного из самых известных фехтовальщиков страны. Иноуэ обратился к традиционной японской монохромной живописи, сменил перо на кисть и тушь, пересмотрел принципы построения кадра и ритма повествования. Рисунок же изменился в сторону большей плавности форм, текучести линий, отстранённой созерцательности и минимализма.
Традиционная монохромная живопись подразумевает мастерское владение кистью и полную сосредоточенность на процессе — исправления и корректировки невозможны, художник должен стремиться максимально точно передать суть изображаемого, уловить главное и отбросить второстепенное.

Фрейм из манги «Бродяга»
Источник: Morning
В своих интервью Иноуэ неоднократно подчёркивал, что «Бродяга» — это и выход за пределы манги как таковой, и попытка раздвинуть её пределы. Подобное отношение к творческому процессу подразумевало постоянную и напряжённую работу мысли, что в конечном счёте привело к эмоциональному выгоранию — художник остановил работу над мангой и вот уже много лет не может её возобновить.
«Я вижу, что этот перерыв — словно смерть для меня как художника. И это довольно драматичный процесс, это понятно, но вместе с тем — это огромный багаж, который я так долго тяну за собой. Знаю, что мои художественные навыки станут гораздо лучше, если я сброшу этот груз. После того, как я вернусь к первоначальному своему состоянию, уверен, что манга станет в несколько раз лучше, чем её можно сделать сейчас. Если же я преждевременно вернусь к работе, то буду останавливаться снова и снова. Имею в виду, что, конечно, смогу что-то нарисовать, но это будет лишь дежурный профессионализм, а не что-то выдающееся».
«Ванпанчмен» (One-Punch Man)

Скучающий непобедимый супергерой в поисках достойного противника.
Источник: Tonari no Young Jump
Автор: Юсукэ Мурата
Жанр: сэйнэн, пародия, боевик
Год: 2009 — настоящее время
Количество: глав на настоящий момент — 259
Экранизация: «Ванпанчмен» 2015 — настоящее время
Рейтинг: MAL — 8.7
Коллеги по цеху считают Юсукэ Мурату выдающимся представителем индустрии — и вполне заслуженно. Его работы отличаются не только тщательной отрисовкой персонажей, фонов, архитектурных и инженерных объектов, но и проработкой мельчайших деталей, углубляющих повествовательные аспекты изображения. Мурата вносит гротескные элементы и комические компоненты с хирургической точностью — каждый работает на раскрытие определённых черт характера, добавляет нотку юмора в серьёзную ситуацию или разряжает особо напряжённую атмосферу.
Не стоит забывать о том, что Мурата выступает здесь прежде всего в качестве художника, и его основной задачей является художественное переосмысление манги другого автора — так себе рисовальщика, но отличного рассказчика ONE. И в этой роли он разворачивает сцены, правит панели и раскадровки, улучшает ракурсы и привносит стремительное движение в статичные, схематичные и плоские картинки исходного материала.

Фрейм из манги «Ванпанчмен»
Источник: Tonari no Young Jump
«На самом деле, работа художника начинается ещё до того, как он берёт в руки карандаш. Важно знать, что хорошего есть в персонаже. Если ты не понимаешь этого до глубины души, нет смысла вообще начинать. С другой стороны, если ты понимаешь привлекательность персонажа, в твоей голове возникает так много сцен, чтобы изобразить эту привлекательность… Поэтому единственное, что меня волнует, это то, смогу ли я точно понять привлекательность персонажей ONE-сэнсэя».
Одной из особенностей творческого подхода Мураты является доведённый до предела перфекционизм — он готов бесконечно долго дорабатывать панель до идеального состояния, меняя углы освещения, расположение мелких объектов и вылизывать картинку — в его подходе нет места небрежности. Перефразируя слова другого известного перфекциониста — «говорят, есть миллион способов нарисовать ту или иную сцену. Я так не считаю. Максимум — два. Причём один из них неправильный».
«Дорохедоро» (Dorohedoro)

Жертва магов стремится вернуть себе внешность и воспоминания.
Источник: Gessan
Автор: Кю Хаясида
Жанр: сэйнэн, комедия, ужасы
Год: 2000-2018
Количество: 190 глав
Экранизация: «Дорохедоро» 2020 — настоящее время
Рейтинг: MAL — 8.6
Найти свой голос
Нервные линии, будто процарапанные ржавой иглой на виниловой поверхности, грязная растушёвка и пошарпанные текстуры в сочетании с тщательной прорисовкой мельчайших деталей — стиль Кю Хаясиды невозможно спутать с работами других мангак, и он идеально подходит для воплощения кровавой и жестокой истории, которую художница создавала на протяжении восемнадцати лет. Несмотря на реки крови и горы отрубленных конечностей, читать «Дорохедоро» будет интересно не только любителям сплаттерпанка и тёмного фэнтези — есть здесь место и для чёрного юмора, и настоящей дружбы, и невероятно тёплого общения.

Фрейм из манги «Дорохедоро»
Источник: Gessan
Кю Хаясида любит экспериментировать с фактурами — при разработке дизайна обложек используются разнообразные поверхности, плотная краска и клей — это позволяет разнообразить монотонный процесс отрисовки, хоть и вызывает некоторые сложности у издателей, так как подобные эксперименты довольно сложно правильно зафиксировать с помощью фотографии.
«Я до сих пор не знаю, как найти правильный размер и место для баббла. Думаю, талантливые художники знают какой-то секрет, но мне кажется, я его не разгадаю до самой смерти, если только кто-нибудь не придёт и не расскажет». Источник
«Гатиакута» (Gachiakuta)

Подросток-изгой, несправедливо обвинённый в совершении преступления, стремится отомстить обществу потребления.
Источник: Shounen Magazine (Weekly)
Автор: Кэй Урана при поддержке Хидэёси Андо
Жанр: сёнен, фэнтези, боевик
Год: 2022 — настоящее время
Количество: глав на настоящий момент — 149
Экранизация: «Гатиакута» 2025 — настоящее время
Рейтинг: MAL — 7.9
Свобода самовыражения
В своей работе мангака Кэй Урана не признаёт ограничений формы и материала — она находится в постоянном поиске наилучшего способа выражения своего творчества. Но работать предпочитает на бумаге — по её мнению, ни один цифровой способ рисования не способен так чисто и безошибочно реагировать на малейшие нюансы движений руки художника.
Подобная требовательность художницы объясняется, стоит лишь взглянуть на её рисунок — чем выше накал эмоций, тем более упрощённо-скетчевым становится рисунок, а контур становится аритмично-рваным и плотным. Лишние элементы уходят, остаётся эмоционально-насыщенная, почти экспрессионистская графика с её гротеском, изломанностью и субъективностью эмоций.

Фрейм из манги «Гатиакута»
Источник: Shounen Magazine (Weekly)
Если в заряженных эмоциями панелях художница предпочитает отбрасывать лишний шум, то в более спокойных сценах рисует сложные и многослойные композиции, насыщенные разнообразными деталями, а то и прибегает к аппликации для придания изображению дополнительной глубины и рельефности. Также Кэй Урана привлекла к своему проекту стрит-арт художника Хидэёси Андо — он рисует для манги граффити, которые играют значительную роль в повествовании.
«Когда у меня не получается рисовать, я делаю наброски всяких „существ“. Я просто рисую что-то неприятное, позволяя руке двигаться самостоятельно, и думаю: „Ладно, я изобразила гадость“. После этого, когда я рисую персонажей, мне кажется, что я нарисовала что-то по-настоящему прекрасное».