28 октября 2019
Обновлено 30.10.2019

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино?

14 ноября до российских кинотеатров доберется один из самых интересных байопиков этого года «Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari), который очевидно получит несколько важных номинаций на предстоящем «Оскаре». У фильма есть все, чтобы заинтересовать массового зрителя — звездный актерский состав, остросюжетный концепт и крайне положительная критика.
14 ноября до российских кинотеатров доберется один из самых интересных байопиков этого года «Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari), который очевидно получит несколько важных номинаций на предстоящем «Оскаре». У фильма есть все, чтобы заинтересовать массового зрителя — звездный актерский состав, остросюжетный концепт и крайне положительная критика.

Наш кинообозреватель Денис Юрьев проследил за творческой судьбой проекта и попытался понять, чем «Ford против Ferrari» выбивается из череды блеклых и неумеренно пафосных байопиков, снятых исключительно ради появления на церемонии вручения «Оскаров».

Долгий и мучительный поиск финального концепта

Сейчас кажется, что «Ford против Ferrari» — практически беспроигрышный вариант прибыльного байопика, но на начальном этапе картина прошла через ряд опаснейших производственных проблем.

Студия FOX, заказавшая черновой скрипт у братьев Баттеруортов, авторов «Грани будущего» и последнего фильма про агента 007, изначально видела на главных ролях Тома Круза и Брэда Пита, а в кресле постановщика — режиссера неоднозначного «Обливиона» Джозефа Косински.

Но черновой вариант сценария не понравился студийным боссам. Многие назвали сюжет слишком центрированным на внутренней кухне автоконцернов, герои казались до ужаса поверхностными, а повествование скучным, не проявляющим и толики динамики, которая должна быть в фильме про жажду победы в соревновании на скорость. Через полгода от зависшего в производстве фильма отказался и главный звездный дуэт — Питт не договорился о сумме гонорара, а Круз с Косински сбежали с тонущего корабля снимать сиквел «Топ Гана».

В итоге концепцию фильма перерабатывали несколько раз, проект очень долго лежал на полке и по всем законам индустрии должен был стать либо коммерческим трупом не дошедшим до проката, либо мертворожденным проходняком. И только благодаря желанию создателей все же рассказать историю дело сдвинулось с мертвой точки.

Талантливый универсал в кресле постановщика и качественный сценарий

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 1

В итоге долгих творческих мук и пары увольнений «Ford против Ferrari» каким-то чудом все же обрел финальный концепт, взяв за основу книгу журналиста Эй Джей Бэйме «Гоните изо всех сил: Форд, Феррари и их сражение за скорость и славу на Ле-Мане». Братья Баттеруорты переписали собственный скрипт до неузнаваемости, поставив в центр командную работу двух непохожих друг на друга людей, извечную историю притяжения противоположностей.

В режиссерское кресло позвали Джеймса Мэнголда, которому не в первой снимать как крепкие человеческие драмы, так и прибыльные блокбастеры для больших студий. Он прекрасно справляется с характерами персонажей и умеет правильно выстраивать их взаимоотношения. Знает, как правильно подать зрителю простые человеческие истории так, чтобы они надолго оставались в памяти.

Его авторские ленты «Прерванная жизнь» и «Переступить черту» — прекрасный пример того, что постановщик не смотрит по верхам, пытаясь как можно глубже копнуть в причины конфликтов героев, и не держит своего зрителя за дурака, даже когда снимает массовое кино.

Его «Логана» как раз хвалили за то, что под оберткой комикса Мэнголд смог разглядеть, а главное в нужном русле развить извечную тему человеческого поиска своего места в мире, и страх перед приближающимся финалом жизни. В «Форде против Феррари» режиссер также не изменяет себе, и история создания спорткара — ширма для демонстрации человеческих взаимоотношений.

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 2
5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 3

Крепкий байопик, в котором история героев — лишь повод для рассуждения о чем-то важном

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 4

В центре сюжета «Форда против Феррари» история противостояния двух крупнейших на то время автомобильных концернов США и Европы. Компания Ford, уставшая от того, что их машины воспринимают пусть качественным и надежным, но все же второсортным средством передвижения, решает доказать, что и их автомобили умеют побеждать в схватке на скорость.

Талантливому конструктору Кэрроллу Шелби концерн поручает за три месяца сконструировать и построить спорткар, способный победить команду Феррари на чемпионате мира во Франции. В напарники мужчина берет британского гонщика Кена Майлза, ветерана Второй мировой, который после аварии ушел из спорта, но мечтает вновь взяться за руль. Эти два непростых характера должны сплестись в инженерное чудо, способное поразить мир автогонок. Довольно стандартная фабула байопика.

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 5
5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 6

Но очень быстро история про деньги и путь к коммерческому успеху американского концерна перестает в драму о человеческих взаимоотношениях. Шелби и Майлз плевать хотели на все эти подковерные разборки между Фордом и Феррари, и их главная цель — сделать невозможное, преодолеть скорость и само время, заставив кусок неповоротливого металла мчать по гоночной трассе. Это история о дружбе, притяжении противоположностей, природном мужицком желании что-то доказать себе и окружающим.

Хамоватый и самоуверенный Шелби постоянно конфликтует с прямолинейным и деспотичным Майлзом, словно бы доказывая, что лишь настолько сумасбродным и сумасшедшим от своих эгоистичных по сути стремлений мужикам по силам достигнуть невозможного. Даже не смотря на то, чем герои жертвуют ради этого триумфа.

Такой посыл роднит ленту с «Гонкой» Рона Ховарда — там тоже соперничество и созидание путем собственного саморазрушения было превыше всего, а гоночный антураж — лишь метафорой, для придания действу опасности и динамики.

Два актера, один «Оскар»

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 7

Вся история «Форда против Феррари» так и осталась бы интересной концепцией, если бы на экране ее не воплотили актеры, между которыми должна присутствовать стопроцентная химия. И Кристиан Бэйл с Мэттом Дэйманом справились с этой задачей не менее блистательно, чем их герои с строительством гоночного монстра.

Первый в этот раз вновь устроил зверские пертурбации с собственным телом, похудев на тридцать кило, но не забывая и о классической подготовке к роли. Его персонаж сидит на нем как влитой, словно деконструированный образ Джокера на Хоакине Фениксе. Кристиан показывает здесь очередной актерский мастер-класс о том, как можно одной мимикой передать характер собственного персонажа. Кен Майлз будто бы изначально был написан для него, а не для Тома Круза.

Дэймон также прекрасно вжился в образ нервного фанатика своего дела, который готов на все ради конечного результата, и смотрит на свой спорткар как на единственный смысл жизни. Это одна из его лучших актерских работ, более проработанная и глубокая, чем в том же «Марсианине», за который его номинировали на «Оскар». Конечно, до «Умницы Уилла Хантинга» не дотягивает, но и время в кинематографе сейчас несколько другое, и роли все-таки измельчали.

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 8

Больше о Мэтте Дэймоне:

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 9

Номинации на лучший актерский дуэт на «Оскаре» пока нет, потому продюсеры решили пойти против классической системы выдвижения актеров на номинации. Раньше стандартная схема была такой: если в фильме есть два героя, и актеры сыграли их предельно талантливо, то одного из них номинировали на лучшую главную роль, а второго на второстепенную. Даже если экранное время они делили поровну. Прекрасный пример — «Далласский клуб покупателей», где Мэтью Макконахи взял основной приз, а Джаред Лето —утешительный.

В истории с Бэйлом и Дэйманом продюсеры решили не тревожить чувства актеров, и выдвинули их обоих на главную лицедейскую номинацию. Если Американская киноакадемия по достоинству оценит их перформанс, то на «Оскаре» будет беспрецедентный случай — два актера из одного фильма будут бороться за один и тот же приз.

Высокие оценки критиков и триумф на кинофестивале в Торонто

5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино? - фото 10

В сентябре «Ford против Ferrari» показали на 44 Международном фестивале в Торонто, где лента сорвала овации и прекрасные отзывы прессы. Первые зрители отметили прекрасный актерский дуэт Бэйла и Дэймона, динамичное повествование, нелинейный сюжет, в котором основной акцент сделан на персонажах.

Картину хвалят за ненапускной мачизм и чувство ритма, а режиссера Джеймса Мэнголда за то, что смог даже некоторые огрехи сценария превратить в достоинства фильма. Ленте прочат несколько главных номинация на «Оскар» и прекрасные цифры в прокате.

С другой стороны, то же самое критики в Торонто говорили в 2013 году о «Гонке» Рона Ховарда, которая в итоге получила всего лишь несколько номинаций на «Золотой глобус», и полное отсутствие реальных наград. Хочется верить, что у «Форда против Феррари» все будет лучше, и шумиха вокруг фильма не создаст у зрителей эффекта завышенного ожидания. Пока что кажется, что у Мэнголда действительно получился идеальный спортивный байопик, в котором спорт — вообще не главное.

Комментарии 9
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Linuksoid
Linuksoid
Ретро неплохо заходит зрителям. Было-бы интересно, если-бы, выпустили игры по Формуле-1, старым годам. С удовольствием бы погонял в Формулу 1995 года, на движке 2019.