5 причин ждать «Ford против Ferrari». Байопик ради «Оскара» или действительно талантливое кино?

Денис Юрьев
14 ноября до российских кинотеатров доберется один из самых интересных байопиков этого года «Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari), который очевидно получит несколько важных номинаций на предстоящем «Оскаре». У фильма есть все, чтобы заинтересовать массового зрителя — звездный актерский состав, остросюжетный концепт и крайне положительная критика.

Наш кинообозреватель Денис Юрьев проследил за творческой судьбой проекта и попытался понять, чем «Ford против Ferrari» выбивается из череды блеклых и неумеренно пафосных байопиков, снятых исключительно ради появления на церемонии вручения «Оскаров».

Долгий и мучительный поиск финального концепта

Сейчас кажется, что «Ford против Ferrari» — практически беспроигрышный вариант прибыльного байопика, но на начальном этапе картина прошла через ряд опаснейших производственных проблем.

Студия FOX, заказавшая черновой скрипт у братьев Баттеруортов, авторов «Грани будущего» и последнего фильма про агента 007, изначально видела на главных ролях Тома Круза и Брэда Пита, а в кресле постановщика — режиссера неоднозначного «Обливиона» Джозефа Косински.

Но черновой вариант сценария не понравился студийным боссам. Многие назвали сюжет слишком центрированным на внутренней кухне автоконцернов, герои казались до ужаса поверхностными, а повествование скучным, не проявляющим и толики динамики, которая должна быть в фильме про жажду победы в соревновании на скорость. Через полгода от зависшего в производстве фильма отказался и главный звездный дуэт — Питт не договорился о сумме гонорара, а Круз с Косински сбежали с тонущего корабля снимать сиквел «Топ Гана».

В итоге концепцию фильма перерабатывали несколько раз, проект очень долго лежал на полке и по всем законам индустрии должен был стать либо коммерческим трупом не дошедшим до проката, либо мертворожденным проходняком. И только благодаря желанию создателей все же рассказать историю дело сдвинулось с мертвой точки.

Талантливый универсал в кресле постановщика и качественный сценарий

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

В итоге долгих творческих мук и пары увольнений «Ford против Ferrari» каким-то чудом все же обрел финальный концепт, взяв за основу книгу журналиста Эй Джей Бэйме «Гоните изо всех сил: Форд, Феррари и их сражение за скорость и славу на Ле-Мане». Братья Баттеруорты переписали собственный скрипт до неузнаваемости, поставив в центр командную работу двух непохожих друг на друга людей, извечную историю притяжения противоположностей.

В режиссерское кресло позвали Джеймса Мэнголда, которому не в первой снимать как крепкие человеческие драмы, так и прибыльные блокбастеры для больших студий. Он прекрасно справляется с характерами персонажей и умеет правильно выстраивать их взаимоотношения. Знает, как правильно подать зрителю простые человеческие истории так, чтобы они надолго оставались в памяти.

Его авторские ленты «Прерванная жизнь» и «Переступить черту» — прекрасный пример того, что постановщик не смотрит по верхам, пытаясь как можно глубже копнуть в причины конфликтов героев, и не держит своего зрителя за дурака, даже когда снимает массовое кино.

Его «Логана» как раз хвалили за то, что под оберткой комикса Мэнголд смог разглядеть, а главное в нужном русле развить извечную тему человеческого поиска своего места в мире, и страх перед приближающимся финалом жизни. В «Форде против Феррари» режиссер также не изменяет себе, и история создания спорткара — ширма для демонстрации человеческих взаимоотношений.

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0
Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

Крепкий байопик, в котором история героев — лишь повод для рассуждения о чем-то важном

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

В центре сюжета «Форда против Феррари» история противостояния двух крупнейших на то время автомобильных концернов США и Европы. Компания Ford, уставшая от того, что их машины воспринимают пусть качественным и надежным, но все же второсортным средством передвижения, решает доказать, что и их автомобили умеют побеждать в схватке на скорость.

Талантливому конструктору Кэрроллу Шелби концерн поручает за три месяца сконструировать и построить спорткар, способный победить команду Феррари на чемпионате мира во Франции. В напарники мужчина берет британского гонщика Кена Майлза, ветерана Второй мировой, который после аварии ушел из спорта, но мечтает вновь взяться за руль. Эти два непростых характера должны сплестись в инженерное чудо, способное поразить мир автогонок. Довольно стандартная фабула байопика.

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0
Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

Но очень быстро история про деньги и путь к коммерческому успеху американского концерна перестает в драму о человеческих взаимоотношениях. Шелби и Майлз плевать хотели на все эти подковерные разборки между Фордом и Феррари, и их главная цель — сделать невозможное, преодолеть скорость и само время, заставив кусок неповоротливого металла мчать по гоночной трассе. Это история о дружбе, притяжении противоположностей, природном мужицком желании что-то доказать себе и окружающим.

Хамоватый и самоуверенный Шелби постоянно конфликтует с прямолинейным и деспотичным Майлзом, словно бы доказывая, что лишь настолько сумасбродным и сумасшедшим от своих эгоистичных по сути стремлений мужикам по силам достигнуть невозможного. Даже не смотря на то, чем герои жертвуют ради этого триумфа.

Такой посыл роднит ленту с «Гонкой» Рона Ховарда — там тоже соперничество и созидание путем собственного саморазрушения было превыше всего, а гоночный антураж — лишь метафорой, для придания действу опасности и динамики.

Два актера, один «Оскар»

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

Вся история «Форда против Феррари» так и осталась бы интересной концепцией, если бы на экране ее не воплотили актеры, между которыми должна присутствовать стопроцентная химия. И Кристиан Бэйл с Мэттом Дэйманом справились с этой задачей не менее блистательно, чем их герои с строительством гоночного монстра.

Первый в этот раз вновь устроил зверские пертурбации с собственным телом, похудев на тридцать кило, но не забывая и о классической подготовке к роли. Его персонаж сидит на нем как влитой, словно деконструированный образ Джокера на Хоакине Фениксе. Кристиан показывает здесь очередной актерский мастер-класс о том, как можно одной мимикой передать характер собственного персонажа. Кен Майлз будто бы изначально был написан для него, а не для Тома Круза.

Дэймон также прекрасно вжился в образ нервного фанатика своего дела, который готов на все ради конечного результата, и смотрит на свой спорткар как на единственный смысл жизни. Это одна из его лучших актерских работ, более проработанная и глубокая, чем в том же «Марсианине», за который его номинировали на «Оскар». Конечно, до «Умницы Уилла Хантинга» не дотягивает, но и время в кинематографе сейчас несколько другое, и роли все-таки измельчали.

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

Больше о Мэтте Дэймоне:

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

Номинации на лучший актерский дуэт на «Оскаре» пока нет, потому продюсеры решили пойти против классической системы выдвижения актеров на номинации. Раньше стандартная схема была такой: если в фильме есть два героя, и актеры сыграли их предельно талантливо, то одного из них номинировали на лучшую главную роль, а второго на второстепенную. Даже если экранное время они делили поровну. Прекрасный пример — «Далласский клуб покупателей», где Мэтью Макконахи взял основной приз, а Джаред Лето —утешительный.

В истории с Бэйлом и Дэйманом продюсеры решили не тревожить чувства актеров, и выдвинули их обоих на главную лицедейскую номинацию. Если Американская киноакадемия по достоинству оценит их перформанс, то на «Оскаре» будет беспрецедентный случай — два актера из одного фильма будут бороться за один и тот же приз.

Высокие оценки критиков и триумф на кинофестивале в Торонто

Все о фильме «Ford против Ferrari», 2019 | Канобу - Изображение 0

В сентябре «Ford против Ferrari» показали на 44 Международном фестивале в Торонто, где лента сорвала овации и прекрасные отзывы прессы. Первые зрители отметили прекрасный актерский дуэт Бэйла и Дэймона, динамичное повествование, нелинейный сюжет, в котором основной акцент сделан на персонажах.

Картину хвалят за ненапускной мачизм и чувство ритма, а режиссера Джеймса Мэнголда за то, что смог даже некоторые огрехи сценария превратить в достоинства фильма. Ленте прочат несколько главных номинация на «Оскар» и прекрасные цифры в прокате.

С другой стороны, то же самое критики в Торонто говорили в 2013 году о «Гонке» Рона Ховарда, которая в итоге получила всего лишь несколько номинаций на «Золотой глобус», и полное отсутствие реальных наград. Хочется верить, что у «Форда против Феррари» все будет лучше, и шумиха вокруг фильма не создаст у зрителей эффекта завышенного ожидания. Пока что кажется, что у Мэнголда действительно получился идеальный спортивный байопик, в котором спорт — вообще не главное.

Последние статьи