5 отличных нетипичных комиксов про супергероев

Денис Варков
В честь выхода «Стекла» на экраны кинотеатров мы решили вспомнить несколько достойных внимания комиксов в жанре супергероики, которые, подобно фильму М. Найта Шьямалана, далеки от стандартов Marvel и DC. В материале использованы тексты из нашего Топа 100 комиксов и манги по версии «Канобу». ​
5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13158
5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13159
5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13160

Top Ten

Александр Башкиров

59 место в Топе комиксов и манги по версии «Канобу»

  • Годы выхода: 1999-2001;
  • Пишет Алан Мур, рисуют Джин Ха и Зэндер Кэннон;
  • Издательство: Americaʼs Best Comics;
  • На русском языке не выпускался.

Гений британского писателя Алана Мура в том, что он берет любую (временами — весьма затасканную) идею и выворачивает ее наизнанку — делает с материалом то, что никогда бы не додумался сделать любой другой автор в какой угодно форме искусства.

Концепция у Top Ten незамысловатая: «полиция в городе супергероев». Дело происходит в Неополисе, населенном роботами, монстрами и просто людьми со сверхспособностями (так называемыми science heroes).

Любой другой сценарист просто пересказал бы свои любимые полицейские сериалы, наделив копов и преступников сверхспособностями — получился бы нечитабельный трэш в духе Powers Брайана Майкла Бендиса (который, кстати, стартовал одновременно с Top Ten в 2000 году). Вместо этого, взяв за основу трудовые будни сотрудников одного полицейского участка, Мур вытворяет немыслимые для «процедурала» вещи: выезд в гетто роботов на разгром наркопритона ведет к гладиаторским боям копов из разных измерений, а расследование серии убийств проституток (напомню, что это автор From Hell) — к столкновению с пришельцем-супергероем, вернувшимся в «обычный режим питания» на время метаморфозы. Затронута и темная сторона культа личностей со сверхспособностями, которую потом будет отрабатывать Гарт Эннис в The Boys — вся вторая арка комикса посвящена разоблачению сети супергероев-педофилов.

Еще сильнее оригинальной мини-серии из 12 выпусков оказался графический роман Top 10: The Forty-Niners, рассказывающий о людях, вернувшихся в непоправимо изменившийся после Второй мировой войны Неополис в 1949 году и устроившихся на работу в полицию. Мур там играет на поле Джеймса Эллроя («Черная орхидея», «Секреты Лос-Анджелеса») и других современных авторов полицейских детективов про 40-е — но фактически возвращается к начатой в Watchmen теме отражения реальных исторических событий в супергеройской перспективе, чтобы блистательно ее завершить. И ради всего святого, как и в случае со всеми другими комиксами Мура, — не читайте позднейший сиквел, сочиненный другим автором!

Арт в Top Ten от Александра Кэннона очень необычный — поначалу будет трудно привыкнуть к причудливым «вытянутым» силуэтам героев. Но в картинке присутствует жизненно важные для комиксов Мура детальность, динамика боевых сцен в духе «рейд супергеройского спецназа» и спокойная, уверенная реалистичность самых фантастических подробностей жизни супергеройского мегаполиса.

Работа Кэннона великолепно подчеркивает типично муровские сценарные приемы вроде целой страницы, на которой главная героиня неподвижно сидит на одном месте в метро по дороге на работу, а вокруг нее тусуются всякие неординарные личности.

5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13161

Irredeemable

Денис Варков

38 место в Топе комиксов и манги по версии «Канобу»

  • Годы выхода: 2009-2012;
  • Пишет Марк Уэйд, рисуют Питер Краузе и Диего Баррето;
  • Издательство: Boom! Studios;
  • На русском языке выпущен издательством Fanzon в 2018 году. Пока вышла одна книга.

История начинается с простой мысли — что если бы самый сильный герой на Земле, местный Супермен, внезапно перестал быть героем и решил стать главным суперзлодеем и убийцей? Представьте, как отреагировал бы мир, что сделало бы супергеройское сообщество. Irredeemable — это история Плутонианина, героя, уставшего помогать людям и слышать в свой адрес критику и оскорбления. У всех есть предел терпения, и величайший герой Земли терпел слишком долго.

Пока коллеги Плутонианина пытаются понять, что превратило их друга в психопата, он в буквальном смысле начинает охоту на своих вчерашних друзей. Оказывается, что и они не были честны со своим другом. У каждого свои скелеты в шкафу, Плутонианин на многое закрывал глаза, пока не устал это делать.

Irredeemable — не сатира на супергероику, а самый худший из всех возможных сценариев, который действительно мог бы быть. На страницах комиксов «Большой двойки» нам часто показывают, как герои выступают друг против друга. Но редко это приводит к каким-то серьезным последствиям. В конце концов все возвращается на круги своя. В Irredeemable этого нет. Марк Уэйд позволяет Плутонианину убивать людей и героев, потому что знает, что перешел черту один раз — перешел ее навсегда. Дороги назад для Плутонианина уже нет. И из-за этого ставки меняются. Это больше не история о том, как спасти героя от себя самого — это попытка уничтожить самое сильное оружие на Земле, которое защищало планету долгие десятилетия.

Если раньше, увидев в небе приближающуюся точку, люди чувствовали себя в безопасности, потому что знали — Плутонианин все видит и слышит. Он защитит, поможет, спасет. Всегда и всех. Но после произошедшего вся планета в ужасе. Плутонианин может облететь Землю за несколько секунд. Он может быть где угодно, наблюдать и искать себе новых жертв. Все, кто вчера восхищались героем, сегодня не могут спокойно спать, работать и в принципе жить, пока где-то рядом находится машина смерти, способная в одиночку стереть с лица Земли целый город.

Отдельное достижение Марка Уэйда в том, что причины, побудившие Плутонианина так резко измениться, будут понятны всем читателям. Это совершенно обыденные вещи вроде ссор с близким человеком или сплетен от коллег. Он держался столько, сколько мог, но в определенный момент просто взорвался. Если обычный человек может совершить множество серьезных ошибок во время гнева, то что будет со сверхчеловеком?

Подобно «Хранителям», The Boys Гарта Энниса и другой нетипичной супергероике, Irredeemable деконструирует жанр, показывая привычные механики с нового угла. Читатель встречает Плутонианина тираном, убивающим людей и не оставляющим им ни одного шанса, но постепенно через флешбеки нам показывают, что привело героя к этому, показывают его падение. В финале Irredeemable Плутонианину даже сочувствуешь, а к другим супергероям отношение складывается неоднозначным, ведь многие из них, сами того не желая, помогли лучшему из защитников планеты стать худшим злодеем, когда-либо существовавшим.

Плутонинин настолько силен, что слышит в своей голове миллионы голосов каждую секунду. Когда он был героем, то пытался помочь всем и каждому, но часто не успевал, из-за чего люди гибли. Он винил себя в том, что не мог быть повсюду, что должен был стараться лучше, но постепенно этот непрекращающийся гвалт о помощи стал сводить его с ума. Тем более, что люди предпочитали забывать о тех случаях, когда он спасал людей, но отчетливо помнили все моменты, когда Плутонианин не успевал. Это одна из причин, которая привела его к мысли о том, что человеческая жизнь все-таки ничего не стоит.

Irredeemable — очень остросоциальный комикс. Он актуален для современных читателей, ведь в последние годы общество яростно реагирует на медийных персон, навязывая им свои желания, не забывая порицать за все поступки, которые не соответствуют их видению. А чем супергерой не медийная персона? Марк Уэйд поднимает вопрос — а действительно ли Плутонианин что-то должен людям, которые выливают на своего защитника столько агрессии? Ради чего ему нужно стараться?

5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13162

The Boys

Денис Варков

20 место в Топе комиксов и манги по версии «Канобу»

  • Годы выхода: 2006-2012;
  • Пишет Гарт Эннис, рисует Дэрик Робертсон;
  • Издательство: Wildstorm, позднее Dynamite Entertainment.
  • На русском языке выпускается издательством Fanzon с 2018 года.

The Boys — главный сатирический комикс в карьере невероятно талантливого Гарта Энниса (Preacher, Punisher MAX, Hellblazer, Hitman). Причем в этой истории он высмеивает буквально все — от типичных клише жанра супергероики до политической системы США, где важную роль играет крупный частный бизнес. В этой истории Эннис выкладывается по полной, в своей привычной хулиганской и откровенной манере рассказывая истории, на которые другие авторы предпочитают закрывать глаза.

Главные герои — специальный неофициальный орган ЦРУ, задача которого — выискивать компромат на супергероев и при необходимости напоминать им о том, что суперлюдям не все дозволено. Причем делают они это различными жестокими способами — нередко доходит и до убийства супергероев.

Впрочем, большинство действительно заслужили этого, поскольку давно потеряли свой моральный компас и погрязли в пороках.

Эннис умышленно пишет героев плохими. Он стремиться показать, что сила развращает, меняет человека, делает его таким же злодеем, как те, с кем он пытается бороться. The Boys наглядно демонстрирует, что грань между добром и злом очень тонка, и некоторые герои, сами того не осознавая, давно ее перешли, став совсем другими людьми — худшими версиями себя.

Не забыл Гарт, конечно, и спародировать известных супергероев других издательств. Здесь и «Профессор Икс», ставший педофилом, и «Супермен»-тиран, и озабоченный «Бэтмен», и многие другие. На первый взгляд, Эннис бьет по самым банальным клише, издеваясь над известными образами, но, если задуматься, то на самом деле он иронизирует над широко распространенными мнениями об этих персонажах, показывая, как бы они выглядели, если бы действительно были теми, кем их представляют ненавистники.

The Boys — это очень циничный жестокий и откровенный комикс. Он не для всех. В нем множество сцен секса, убийств, расчленений и прочего, нарисованных максимально детально. С помощью этой реалистичности авторы показывают, как прогнило бы супергеройское сообщество, если бы оно существовало в нашем мире с его реальными проблемами.

Главные герои тоже получились персонажами крайне спорными. Никого из них нельзя назвать однозначно хорошим, в особенности лидера «Пацанов» по прозвищу Мясник. И, тем не менее, его мотивация в комиксе объяснена. В финале истории у читателя не возникает вопросов, почему он ненавидел супергероев и стремился навредить как можно большему их числу.

Отдельно хочется выделить главного героя шотландца Хьюи. Его образ срисован с актера Саймона Пегга (но в сериале по мотивам комикса он, к сожалению, не сыграет). Хьюи — яркий пример простого человека, оказавшегося в ситуации, когда общество, купленное частными компаниями и влиятельными супергероями, делает все, чтобы диктовать свою версию справедливости. И их слабо заботит, что некоторые люди могут пострадать от их действий. Боль и ненависть побудили Хьюи стать одним из «Пацанов», чтобы отомстить им. Но несмотря на все события комикса, он не потерял своей человечности. В отличие от того же Мясника.

Отдельная прелесть комикса — сатира на мерчендайз. Супергероев продажи комиксов, фигурок и прочего барахла, созданного на основе их образов, заботят больше, чем защита мира от реальных угроз. И когда продажи падают, они коллективно придумывают, как их повышать. Это одна из самых смешных частей The Boys. Потому что в реальном мире тем же занимаются издательства комиксов.

Это одна из лучших работ художника Дэрика Робертсона (известного по Transmetropolitan, Happy и Punisher MAX). Он нарисовал большинство обложек (крайне уморительных, между прочим), а лучшее, что ему удалось в серии, так это эмоции персонажей и экшен-сцены, в которых герои иногда буквально разрывают друг друга на части.

5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13163

Комиксы Алана Мура о Лиге выдающихся джентльменов

Денис Варков

17 место в Топе комиксов и манги по версии «Канобу»

  • Годы выхода: 1999-настоящее время;
  • Пишет Алан Мур, рисует Кевин ОʼНил;
  • Издательство: Wildstorm, позднее DC Comics, позднее Top Shelf;
  • На русском языке выпускается издательством «АСТ». В период с 2016 по 2018 год вышло три тома. Серия продолжается.

«Лига выдающихся джентльменов» (далее «ЛВД») — это один из главных экспериментов Алана Мура, в котором он постарался создать уникальную вселенную, совместив в ней различных персонажей литературы 19 и 20 века.

С каждым новым томом в этот мир добавлялись все новые герои. В «Лиге» сосуществуют древние боги Говарда Лавкрафта, враждебные инопланетные расы Герберта Уэллса и детективные загадки Артура Конан Дойля.

Идея «ЛВД» родилась из желания Мура сделать комикс о Лиге справедливости в Викторианской Англии. Обдумывая этот концепт, он постепенно пришел к мысли о том, что связать в одном произведении героев различных художественных произведений, заставив их взаимодействовать, будет интереснее, чем представить интерпретацию супергероев в викторианской стилистике (похожий концепт, кстати, был в комиксе «1602» Нила Геймана, тоже попавшем в наш топ).

В команде были Мина Мюррей, мистер Хайд, капитан Немо, Аллан Квотермейн, Человек-невидимка и другие. Эти, казалось бы, несочетаемые персонажи были вынуждены отбросить разногласия ради общей цели — спасти Англию. Причем причины участвовать в этом у каждого свои.

В начале 2000-х годов сложно было представить комикс, в котором будут сосуществовать персонажи «Доктора Джекилла и мистера Хайда», «Войны миров», «Острова доктора Моро» и других знаковых фантастических романов. Как все это можно связать одной историей? Как она может выглядеть адекватно, если у персонажей совершенно разные сеттинги и временные рамки? Алан Мур позволил себе импровизировать, и ряд известных персонажей в «ЛВД» отличается от своих аналогов из комиксов. Тем не менее, они узнаваемы, местами даже слишком. Словно Алан советовался с авторами при работе над поведением их персонажей.

И при этом Мур не забывает о концепте команды героев. Его Лига стремится спасти мир от неминуемой угрозы (по ходу «ЛВД» она меняется несколько раз), но этот глобальный сюжет становится фоном, а на первом плане — взаимодействие персонажей, которых никто никогда до Алана не сталкивал друг с другом.

В этом главная особенность комикса — фантастические персонажи оказываются гораздо человечнее простых людей. И в то же время они находят в себе силы совершать трудный выбор, когда нужно жертвовать сотнями ради спасения миллионов.

Каждый том вносит в мир «ЛВД» что-то новое. Каждая глава истории отличается от остальных, чувствуется иначе, действительно показывая смену времени и отражение этих перемен на страницах комикса. И в этом мире сочетаются реалии нашего мира и вымышленные, магические, потусторонние, инопланетные, сверхъестественные элементы. Мур переплетает это все в нечто поражающее воображение, а художник Кевин Оʼнил помогает ему в этом своим необычным рисунком, стилизованным под старые комиксы (с невероятным количеством деталей!). Из-за рисунка даже может сложиться впечатление, что история — ровесница своим героям, но это, конечно, не так.

Отдельное достижение «ЛВД» — метатекстуальность. Здесь просто бесчисленное количество отсылок, упоминаний, намеков, прямых визуальных цитирований. Причем не только различной литературы 19 и 20 веков, но и каких-то социокультурных явлений, задевавших общество в эти столетия. Найти и осознать их все при первом, втором и третьем чтении попросту невозможно. Здесь как минимум необходим огромный кругозор в литературе и истории охваченного периода. Лично я впервые читал «ЛВД» в школе, а спустя десять лет перечитывал, и передо мной был совершенно другой комикс, в котором я открыл множество вещей, ранее мне недоступных.

5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13164

Watchmen

Денис Варков

1 место в Топе комиксов и манги по версии «Канобу»

  • Годы выхода: 1986-1987;
  • Пишет Алан Мур, рисует Дэйв Гиббонс;
  • Издательство: DC;
  • На русском языке выпускался несколько раз, в последний — издательством «Азбука» в 2014 году.

Когда мы только обсуждали позиции в Топе 100 (которые, к слову, достаточно условны — важно, что все эти комиксы и манга вообще попали в список лучших), мы проводили голосование среди участвовавших в обсуждении редакторов и авторов. И был только один комикс, за который проголосовали вообще все — «Хранители».

Сегодня этот комикс принято ругать и пытаться развеять его монументальную позицию в комикс-индустрии, но я считаю, что это совершенно пустые разговоры. И дело вовсе не в том, что «Хранители» лучше или хуже других комиксов — Алан Мур смог сделать историю, которая отлично работает в своем формате. Вместе с художником Дэйвом Гиббонсом они выверили каждый кадр комикса, продумали каждую его панель, каждый дополнительный материал, сопровождавший выпуски, обложки, вставку про «Черную шхуну» — словом, все. Такой уровень работы с произведением, которое к тому же выходило не сразу цельной историей, а по частям (в «Хранителях» двенадцать номеров) мало где можно встретить.

Неудивительно, что «Хранители» повлияли на весь жанр супергероики и комиксы в целом. Многие из тех авторов, кто раньше существовал в строгих рамках, увидели, как можно создавать истории, и попытались изменить и свои комиксы. Они решили даже не повторить успех Мура, а скорее постараться достигнуть чего-то подобного, максимально реализовать возможности формата. И я могу признать, что многие оказались близки. И, возможно, их истории даже в чем-то получились лучше. Но разве не первопроходцы в этом случае оказываются в учебниках истории? В моем личном топе комиксов «Хранители» всегда были и будут в первой десятке, и мне не хватит слов, чтобы объяснить, почему эта история заслуживает такого внимания.

Сегодня «Хранители» считаются обязательной классикой, с которой непременно нужно познакомиться каждому, кто читает комиксы. А в особенности тем, кто устал от однообразной супергероики Marvel и DC. При этом «Хранители» — комикс на стыке нескольких жанров. Это одновременно и детектив, и хроника Холодной войны глазами граждан, и фантастика, и деконструкция супергероики.

На примере Доктора Манхэттена нам показывают историю становления супергероя, который, осознав свою изменившуюся роль в этом мире, принимает максимально логичное решение — дистанцироваться.

Это взгляд на привычную схему с другой стороны. «Классические» супергеройские комиксы приучили нас к тому, что, получив «великую силу», герой обязан нести «великую ответственность». Но это не работает с Доктором Манхэттеном. Он понимает, что в буквальном смысле может все. Для него мир людей, их проблемы и даже войны теряют смысл. Он хочет большего, познать вселенную, добраться до тех знаний, которые недоступны людям из-за эмоций, подталкивающих их к войнам.

В комиксе Манхэттена прямо называют «богом», подразумевая, что когда он переродился, он стал чем-то иным. Это больше не Джон Остерман, талантливый физик-ядерщик, который оказался не в том месте не в то время, — это настоящий сверхчеловек, который способен быть везде и нигде одновременно.

И параллельно нам показывают людей. Простых людей, которые, надев костюмы героев, притворяются другими. Они хотят спасти мир, найти того, кто объявил на них охоту, и понять, что за этим стоит. И это при том, что супергерои стали вне закона. Их деятельность идет вразрез с политикой президента Никсона, поэтому он принял решение лишить мстителей в масках возможности сеять свое правосудие. Некоторые сняли маски, другие нашли новое дело в жизни, но нашлись и те, кто продолжил бороться, несмотря ни на что.

Мир «Хранителей» жесток, и его защитники ему соответствуют. Так, например, Комедиант не воспринимает окружающую его действительность всерьез. Для него этот мир — одна большая и глупая шутка, а борьба с преступностью — возможность без осуждения выплеснуть свой гнев на тех, кто этого заслуживает.

Или Роршах — человек, не готовый идти на компромиссы, неспособный отступиться, идущий до конца в любой ситуации. Он очень жесток, и во время чтения, наблюдая за тем, как сурово обходится Роршах даже с мелкими преступниками, читатель приходит к мысли, что этого героя заботят вовсе не жертвы, ему нравится именно война с преступностью, ему по душе быть и судьей, и палачом в одном лице.

Таким образом, «Хранители» хоть формально и относятся к супергероике, на деле выступают совершенно обособленным произведением, которое стирает грани между жанрами, выступая достойным конкурентом как многим детективам, так и романам об альтернативной истории.

Мур и Дэйв Гиббонс придумали несколько новаторских способов в повествовании, которые выделяли «Хранителей» на фоне других комиксов. «Хранители» удостоились множества престижных премий: Кирби, Харви, Айснера, Хьюго и других. Сегодня это уже полноценная франшиза, и издательство DC вопреки желанию Алана Мура пытается сделать деньги на бренде «Хранителей». Отсюда и ненужные приквелы про персонажей, и Doomsday Clock — кроссовер с актуальными комиксами DC.

5 отличных нетипичных комиксов про супергероев | Канобу - Изображение 13165

А какие нетипичные комиксы про супергероев нравятся вам?

Последние статьи